Источник

Слово на день Сретения Господня. (Смирение Законодавца пред данным им законом). Из древнего сборника (17 в.). – „Статир“

Приидите ныне, Хростолюбцы, увидим явление дивных таин. «Сый», на Херувимах носимый и воспеваемый Серафимами, ныне приносится Девою в церковь. Очиститель всех и Источник всякой святыни проводится к святилищу Матерью безмужнею. Ходящий на крилах ветра дается в объятия старцу. Живущий во свете неприступном, одевающий небеса облаками, ныне повит пеленами, принесен в церковь и принят руками старческими. Того, Кому небо – престол и земля – подножие, ныне объемлет веселясь старец немощный. Когда Господь на Синае беседовал с Моисеем и давал через него закон, тогда гора тряслась и дымилась, гром и молния от Него исходили (Исх. 19:16). А теперь Он, как младенец сорокодневный, проносится ко храму, по закону Моисееву, – приходит с Матерью принять благословение от иерея, будучи Сам верховным Архиереем, прошедшим небеса. Сын Преблагословенного и Безначального Отца откупается жертвой, как первородный младенец Израильский: дает за Себя две горлицы Тот, Кто искупил весь род человеческий от клятвы закона и дал за него кровь Свою Святейшую.

О, страшное таинство! О, ужасное и дивное зрелище! От века ни на небе не слыхано, ни на земле не видано: Творец неба и земли, Царь и Владыка Ангелов, повинуется закону, данному тварям. В нетленном Своем рождении Он переменил законы природы: ибо, как прежде веков родился Он из недр Отеческих без матери, без начала временного, присносущным сиянием, как свет от света, Бог истинный от Бога истинного; так плотью родился от Пречистой Девы, без семени мужеского, непостижимым рождением, выше всякого разума, от Духа Святого по благовестию Архангела. А закона, данного немощным женам, не переменяет, но и Сам повинуется Ему и Его безмужняя Матерь. Моисей написал, что всякий первородный младенец мужеского пола, в Израильском народе, должен быть посвящен Богу, потому что некогда, в Египте, Бог хранил первенцев Израильских, а Египетских поразил смертью. И с того времени евреи стали приносить первородных сынов своих Господу и давать за них жертву и выкуп. Сему-то закону подчинился и Сам Законодавец, Сын Божий, чтобы нас освободить от этого закона. Он, как Агнец бесценный, чистый и безгрешный, для очищения в спасения всего рода человеческого, принес Себя Самого в дар Богу к Отцу Своему; Он откупается от закона убогою и нищенскою жертвою, – будучи сокровищем нетленного богатства, – дает только двух птенцов голубиных.

Но такие жертвы приличны были только обыкновенным женам, родивших по естественному закону. Они в это время бывают нечисты до сорокового дня, удаляются от сообщения с людьми и во святилище не входят, пока не исполнится время очищения их. Тоже самое установлено и в отношении к женам христианским. В течение сорока дней по рождении младенца, они в церковь не ходят: так установили святые Отцы законом и клятвою. Святая Восточная Церковь узаконила, чтобы жена христианка, в сороковой день по разрешении, приходила с младенцем своим в храм, получала от иерея благословение и очистительную молитву. Если дитя – мужеского пола, то оно приносится во внутрь святого алтарь, к самому престолу, на котором совершаются страшные Тайны, – Сын Божий, Господь наш Иисус Христос в дар Богу и Отцу приносится под видом хлеба и вина, зака- лается, раздробляется и дается в снедь верным, освящая их и просвещая, очищая и укрепляя. Если же дитя – женского пола, то оно приносится к дверям святого алтаря. И с того времени дитя становится членом Святой Церкви, а жена очищается от естественной скверны молитвою иерея и силою Святого Духа. Ибо в молитве иерей только движет устами, а все совершает и освящает Дух Святой.

Пречистая, неблазная и нетленная Дева, безмужная Матерь, плотью родившая Бога-Слова, не имела нужды в сорокодневном очищении: Она чище всякой чистоты, светлее солнца и всякой светлости. Ибо Она родила нам Света светлейшего, Кто дает солнцу светлость, луне и звездам красоту, освешает небо и землю и все небесные Чиноначалия. Так, по истине, выше всякого естественного рождения Рождество Приснодевы. Онa и зачала Сына, будучи чистою Девою, и, родив, пребыла Девою и по рождестве осталась Дева: ибо Сын Божий вшел в утробу Ее, не вредив ключи девства, и изшел из Нее с восприятием плоти, сохранив Ее нетление. Подобно тому, как слово человеческое входить в слух другого человека, не повреждая органа слуха, и слышится за стенами храмины, не разрушая преграды; или как луч солнечный проходит сквозь стекло в жилище и исходит из него, не раздробляя стекла; так и Сын Божий вшел во чрево Святой Девы, и изшел оставив Ее чистою Девою, Какою была прежде. О Ней предрекли и многие пророки. Так, Иезекииль говорит: сия врата заключенна будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог израилев внидет ими, и будет заключенна (Иезек. 44:2); Исаия называет Ее книгою (Ис. 29:12, 18) разумною, одушевленною, запечатленною, вечною чистотою. И потому никакой нужды не имела в очищении Отроковица, от всех родов избранная, в Святом святых воспитанная. Она превзошла чистотою Своею все чины ангельские и возвысилась над всеми родами творения, единая добрая в женах, голубица пречистая, прекрасная как заря утренняя, блистательная как луна в полном сиянии. О, чудо ужасное! О, диво дивнейшее! Она-то ныне стоит в храме, между женами Израильскими, как солнце посреди звезд небесных, как цвет благовонный посреди терний, как яблонь посреди лесных деревьев, – стоит в храме, ожидая очереди принести Свой дар в жертву Господу и принять благословение от Иерея.

Тогда является Симеон старец, муж праведный и чающий Утехи Израилевы. Ему было обещано, что он не разрешится от уз плоти своей, пока не увидит Христа Господня. И вот, когда Матерь Дева принесла Младенца Иисуса в церковь Господню, тогда подвигнул Симеона Дух Святой и вешал в сердце его: «восстань, старче, и пойди в церковь; отложи немощь, забудь слабость старости; там увидишь Спасение Израилево и Чаяние всех народов, – и получишь отпуск». Возгорелось сердце старца от такой вести. Вскочил он, как молодой олень; Дух Святой укрепил его престарелые ноги и обновил его юность, яко орлю. И пришел он в церковь, узрел прозорливыми очами Деву, стоявшую посреди жен Израильских, как светильник светозарный, сияющий среди ночи, припал к пречистым стопам Ее, с умиленным сердцем и смущенною душою, и так сказал Ей: «о, заря пресветлая, приведшая в мир Великое Солнце – Господа Бога Еммануила. Что стоишь здесь, желая получить законное очищение, а Сама держишь Творца закона? О, смиренная Дева и Матерь безмужная! Молю Тебя: не презри моего слезного прошения! сжалься над моею старостью! не лиши меня надежды моей! дай мне на руки Единородного Сына Своего, Бога чудесного, Царя Израилева, источник вечной радости, крепость жизни моей, да подыму и я руками своими Агнца непорочного. Дай мне воспринять пречистого Агнца, хотящего волею принести Себя в жертву на жертвеннике крестном, по исполнении тридцати трех лет. Дай мне Его, о Матерь человеколюбивая! Не для очишения пришла Ты в храм, нося Очистителя всякой скверны, но для того, чтобы Он освятил руки мои и разрешил меня от уз плоти моей». Тогда Пречистая Дева отдала на руки старцу Превечного Младенца, – и принял Его Симеон. О, какая была радость и веселие в душе старческой, когда Он прикоснулся руками Своими к Неприкосновенному Богу, на Которого и ангелы не смеют смотреть, и Которого небеса не могут вместить! По истине, он возвеселился всем сердцем своим, так что не чувствовал умного тела своего и думал уже, что стоит в чертогах небесных. И как не радоваться? Того, Которого желали видеть патриархи и протоки, Кого и сам он ждал много лет, теперь он видит и на руках своих держит.

Итак, Симеон в это время и радовался и плакал: радовался потому, что видел спасение Израилево, – плакал потому, что провидел зло, которое сделают иудеи. Светлым и веселым голосом воспел Он радость Свою. Некоторые говорят, что лебедь, готовясь умереть, поет весьма умильно и сладко. Taк и старец Симеон воспел ныне песнь: «Ныне ощущаешь раба Твоего, Владыко вселенной, Творче неба и земли, – отпускаешь раба Твоего из темницы плоти земной. Ибо видели очи мои Господа Бога Израилева, Бога Чудного, Еммануила, Которого Даниил видел идущим на облаках небесных к Ветхому деньми. А и ныне вижу Его Младенцем, повитым пеленами. Верую, Создатель мой, что это – Ты, Которого Исаия видел на престоле высоком, Окруженного множеством Сил небесных. А ныне Ты, страшный Боже, Царю невидимый, благоволил быть принесенным в храм Твоею Пречистою Матерью и положенным на мои руки. Но, Владыко, отпусти теперь меня из многомятежной жизни временной. Я сподобился ныне больших даров, чем Авраам и все патриархи: держу теперь Держащего всю тварь дланию и Укрепляющего старость мою. Отпусти меня с миром: ибо я уже вижу спасение всех людей, свет народов, просвещение помраченных и славу израильтян. Отпусти меня с миром, Cпaсe и Животе всех, с надеждою веселия. Пусть отойду я к отцам моим и с ними буду ждать Тебя во аде. Скажу о Тебе Моисею, Давиду и всем пророкам: ибо они предсказали, по откровению Духа, что Ты преклонишь небеса и низойдешь на землю, и явишься в смирении нищеты нашей, а потом сойдешь в дольние страны и пленишь пленников, и выведешь их с Собою на высоту свободного и светлого Царства Твоего. А теперь я вижу Тебя. Бога моего, плотью младенчествующего, и возвещу тем, которые много веков уже ждут Тебя. Отпусти меня, Царь славы: поскольку я насладился зрением Тебя, Свет тихий. Пусть отьиду я из мира сего с радостью, чтобы мне не видеть зловерия и зверонеистовства людей Твоих, чтобы не услышать мне мерзкого их голоса, когда закричат они: «распни, распни Его». Пусть не увижу я Тебя, Живота всех, на кресте распятого, и руки Твои Пречистые, которыми создал первозданный и я сам, гвоздьми пронзенные, и ребра Твои, копьем прободенные. Отпусти меня, Че- ловеколюбче, чтобы не увидеть мне Пречистую Матерь Твою, скорбью и печалью снедаемую, и сердце Ее, лютым оружием пронзенное. А теперь блаженны очи мои, что сподобились видеть Того, Кого Моисей видел только вслед, Илия – в шуме тонкого ветра, Иаков во сне – вверху лестницы»!

Так Симеон радовался и благословлял Бога, а потом сказал: «О, Дева благословенная, Мария Богоизбранная, Отроковица Пречистая, безмужная Матерь Бога Светодавца! Ныне Ты радуешься о Единородном Сыне Своем, Которого зачала без мужа, наитием Духа Святого, и родила без болезней, с радостью. Многие возрадовались рождению Его. Вот и я, древний старец, чаявший Обетованного Мессию, Которого теперь вижу на руках моих, с радостью отхожу из сего света. Но потом, Пречистая Дева, пройдет оружие в душу Твою: печаль и скорбь, от века неслыханные, посетят Тебя. Ибо вот Он лежит на восстание и падение многим и в знамение пререкаемо: на восстание язычникам, на падение иудеям, на преткновение неверующим. Многие будут говорить о Нем, что «благ», а другие скажут: «нет, Он льстит, обманывает народ». Ибо на то и родился Сын Твой, Дева, чтобы претерпеть страдания и спасти мир. Тогда откроются от многих сердец помышления их. Многие явят славу Его и возвестят величие Божества Его. В день воскресения Его все возрадуются, ликовать будут небо и земля. Тогда и Ты, Дева, в утешение печали своей, получишь всесовершенную радость». Так Симеон благодарил Бога и пророчествовал о будущем. И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася Иосиф, с Девою Мариею и Предвечным Младенцем, в Галилею, во град свой Назарет, и поселились в нем.

А мы, народ христианский, празднуя нынешний день и слыша о смирении Христовом, смиримся и сами под крепкую руку Его. Он смирил Себя, чтобы возвысить нас. Смирение есть драгоценнейшая и угоднейшая Богу жертва, как говорит о нем Давид: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно, и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50:19). И Сам Бог говорит: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго (Пс. 66:2). В сердце смиренных Бог почивает. О, человек, если ты смиришься пред Богом, то смотри, иную славу приобретешь: будешь престолом Божиим, выше небес вознесешься и ублажен будешь от Самого Бога. Ибо блажени, – сказано, – кротции, яко тии наследят землю (Матф. 5:5), то есть, обетованную землю Царствия Небесного, как обещал нам Сам Господь пречистыми Своими устами. Он Сам – Учитель и Образец смирения. Научитеся от Мене, – говорит Он, – яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11:29). Смирением Своим Он отверз небо и всем нам дал вход в него. Смирением Своим Он не умалил Своей славы, но более прославился: возшел на небо и воссел одесную Отца. И нас смиренных вознесет Он и славы Царствия Своего сподобит, благодатью и щедротами Своего человеколюбия. Аминь128.

* * *

128

См. „Сретение Господне. Служба на праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приложением минейных сказаний, избранных статей“... Издание Mocкoвcкой Синодальной типографии. Москва. 1902 г., стран. 36–42. Сравн. „Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинения – „Статир“. Издание протоиерея Иоанна Яхонтова. С.-Петербург. 1883 г., 62–70 стран.; Духовн. беседа 1870 г., № 5.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle