Источник

Слово на день Сретения Господня. Святого Димитрия, митрополита Ростовского

Бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем (Лук. 2:25).

Что лучше, что преславнее сeй похвалы? Эту похвалу провещал Дух Святой, написал Евангелист, проповедует во вселенной Церковь: Симеон бе человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в Heм. Соберитесь со всей вселенной, мудрецы и витии, и составьте из премудростей ваших похвалы какому-либо высочайшему в земной славе лицу. Если тот, кого вы хвалите, неугоден Богу и не имеет хвалы от Него, если он не праведен и не благочестив, если в нем нет чаяния утехи Израилевы, если в нем не живет и Дух Святой: то напрасны все хвалы ваши. Высочайших похвал на небе и на земле достоин тот, кто угождает Богу правдою и благочестием; бессмертной Славы достоин тот, в ком есть чаяние утехи вечной и жительство Духа Святого.

Симеон был муж праведен: это звание почтеннее самых почетных званий, так как и Сам Бог чествуется тем званием в Святом Писании, как вешает во Второзаконии Моисей: Праведен и преподобен Господь (Второзак. 32:4); и Давид говорит: праведен Господь во всех путех Своих (Пс. 144:17). Праведническая почесть выше самой высшей, царской почести: в царской почести еще не известно, будет ли (человек) спасен; у христиан было много царей, но не все получили спасение; а в праведничестве известно спасение: не видех праведника оставлена, говорит Псалмопевец (Псал. 36:25). Если Бог не оставляет праведника во временной жизни, то тем паче не оставит его в вечной, но дарует ему спасение. Кто праведен, у того – несомненная надежда получить венец небесного царствия.

Некогда Давид вопрошал Господа: Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? и услышал ответ Духа Святого, говорящего в сердце его: ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем: иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла (Пс. 14:1–3), и прочее, что пишется в Псалме четырнадцатом. Явно, кому доступен вход в царство небесное: тому, кто делает и говорит правду, не льстит языком своим, и не творит зла искреннему своему, кто проводит жизнь свою в праведности. Мы удивляемся святым праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, что Священное Писание называет их не только праведными но и несогрешившими: неси положил покаяния праведным Твоим Аврааму. Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою. Чем же это они угодили так Богу, что соделались и друзьями Ему безгрешному? Сказали бы мы, что они созидали храмы Божии и украшали их великими иждивениями: но тогда не было храмов Божиих. Сказали бы мы, что они умерщвляли тело cвoe постами, бдениями, поклонами: но тогда еще никто и не слыхал о посте и других подвигах духовных. Сказали бы мы, что они соблюдали все заповеди Господни, но тогда еще не было закона, данного на скрижалях, и не было у них другого закона, кроме того естественного: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лук. 6:31). Чем же они так угодили Богу, что им, как безгрешным, не положено и покаяние? тем, – что они при своей вере в Бога не сделали, не сказали и даже не помыслили неправды. Имели много домочадцев, имели соседей вокруг, имели много имений, и никогда никого не обидели, не оклеветали, и отнюдь не сделали никакой неправды ни делом, ни словом своим, далее никогда не помыслили о неправде: и таким праведным житием они так угодили Богу, что едва ли кто из великих святых может сравниться с ними. Не на Авраамово ли лоно относятся души прочих святых? Что значат наши посты, наши подвиги, наши пожертвования на построение храмов Господних? Что значат наши труды в сравнении с их праведностью, которую каждый из нас может приобрести без труда? Ибо что за труд – никого не обижать, не клеветать, не льстить, не лгать? мы же, по-видимому, много трудимся для получения спасения, и напрасно. Постимся, а людей едим: разве это – праведность? Подвизаемся на добродетель, а ближнему делаем зло: разве это – праведность? Строим храмы Господни, а чужое грабим, похищаем: какая же это – праведность? О нищих милосердствуем, подавая им милостыню, а брата нашего ненавидим: какая же это – праведность? Испрашиваем прощения, а сами памятозлобствуем: какая же – наша праведность? Не так совершали свою правду святые праотцы: у них не было и следа неправды; все слова, дела и мысли их были правдивы, и за свою правдивость они сподобились сделаться друзьями Господа и называться безгрешными. О, какая великая честь – праведничество! О, какое это великое блаженство! Кто вменяется в безгрешных? – праведник. Кто без многих трудов входит в царствие небесное? – праведник. Кто любезный друг Богу? – праведник. Господь любит праведники (Пс. 145:8). Нарекши св. Симеона праведным, Евангелие тем самым изъявило его честь высокую, блаженство превеликое; ибо если он праведен, то и любезен Богу, – если праведен, то и наследник небесного царства.

Во святом Евангелии говорится, что он был праведен, а кроме того и благочестив: человек сей праведен и благочестив. Для праведника не достаточно одной праведности, кроме ее ему нужно иметь еще и благочестие, потому что праведность выражается в отношениях к ближним, а благочестие – в отношении к Богу. Праведность повелевает никого не обижать, не лгать; благочестие учит с усердием служить Богу. Праведность есть любовь к ближним, благочестие – любовь к Богу. То и другое так потребны человеку, как два глаза, две руки, две ноги или для птицы два крыла. И как один глаз без другого менее видит, и рука одна без другой не может хорошо делать, и нога одна без другой не может правильно ходить, и птица об одном крыле летать: так праведность без благочестия не может быть совершенною; праведность совершенна тогда, если она будет с благочестием. Многие и из иноверных соблюдают правду; но поскольку у них нет благочестия, то и правда не оправдает их пред Богом. И Корнилий сотник, упоминаемый в Деяниях Апостольских, был муж благоговеин и бояйся Бога (Деян. 10:1–2), но, пока он не принял христианского благочестия, дотоле не мог иметь жребия во святых и праведных; когда же он приял благочестие, стал свят и совершенно праведен. Благочестие – верх и венец праведности. Что же такое – благочестие? Благочестие, как показывает самое его наименование, есть благое, т. е. доброе почитание Господа Бога; слово: „благочестие» составлено из двух слов – благой и честный, а на деле благочестие выражается в благом, истинном, неложном нелицемерном почитании Бога. Много нас, – христиан, но не все мы почитаем Христа благо (истинно), скорее же почитаем Его зло; устами только почитаем Его, а сердцем далеко отстоим от Него, – имеем только вид благочестия, а духа и силы его не имеем, – носим только имя христианина, а поступаем, как неверные, – называемся правоверными, а берем пример с неверных: какое же это – благочестие? Устами исповедуем истинную веру, а своею беззаконною жизнью отврашаемся от Бога, в Которого веруем: какое же это – Богопочитание? Поклоняемся Христу, а своими делами вторично распинаем Его и ругаемся над Ним: какое же это – христианство? К каждому такому Господь говорит в Апокалипсисе: вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси (Апок. 3:1), – жив телом, а мертв душою, – носишь имя христианина, а дела творишь бесовские, – Христу молишься, а демону угождаешь, Христа же постоянно прогневляешь: какое же это – благочестие? Истинное благочестие познается в самых делах: кто действительно благочестив и почитает Бога, тот старается и жить благочестиво. Жизнь св. Симеона Богоприимца свидетельствует о его праведности и благочестии, потому что в отношении к людям он был праведен во всех своих делах и словах, – никого не обижал, не лгал, не клеветал, не осуждал, не ссорился: так и в отношении к Богу он всегда был благочестив, – почитал Господа, прилежно соблюдал Его заповеди, тщательно хранил себя от всякого небогоугодного дела, и не позволял себе даже и помыслить что-нибудь злое. Потому-то он Святым Евангелием, паче же Самим Богом, почтен и восхвален сугубым тем званием праведного и благочестивого: Симеон человек праведен и благочестив. Живя праведно и благочестиво, угодник Божий ожидал утехи Израилевы. Какая же это – утеха? Пришествие Спасителя нашего в мир: ибо ему бе обещанно Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. Помыслим же, что каждый человек, живущий праведно и благочестиво, и ныне чает утехи Израилевы, т. е. наслаждения лицезрением Господа в жизни будущей: ибо вся утеха, все веселие и радость для нового Израиля, т. е. для Церкви торжествующей на небе, будет – в том, чтобы постоянно зреть Бога лицом к лицу. А кто из живущих на земле надеется удостоиться лицезреть там Господа? тот, кто здесь праведен и благочестив: в нем чаяние той утехи. В неправедном же и неблагочестно почитающем Бога человеке какое – чаяние? какое – ожидание утехи? разве чаяние плача и скрежета зубов? Кто жительствует по Бозе, исполняет заповеди Господни, хранит церковные предания от святых отцев, – в том, по истине, чаяние утехи Израилевы, т. е. радования святых на небе. А кто проводит жизнь свою не по Бозе, небрежет о заповедях Господних, ни во что вменяет предания церковные, тот что будет чаять? разве вечную печаль? Кто ведет жизнь воздержную, трезвенную, кто постится, подвизается, любит Бога, в том есть чаяние утехи Израилевы: напротив, кто невоздержен, пьянствует, отвергает посты, проводит дни в лености и нерадении, не заботится об угождении Богу, о таком человеке кто скажет, что в нем есть чаяние спасения? Затем, кто милосерд, кроток, ко всем милостив и щедроподателен, – о том с несомненностью говорим, что в нем – чаяние утехи вечного избавления; напротив, можно ли быть уверенным, что в немилосердном, жестоком, яростном, злобном – чаяние вечных благ? От праведного и благочестивого жития, украшенного добродетелями, познается в человеке надежда царствия небесного, преисполненного вечной утехи, как это ясно обнаружилось в святом Симеоне Богоприимце: ибо если бы он не был праведен и благочестив, то не даровано было бы ему то чаяние, и самое получение чаяния, которое есть Христос Спас мира, возлегший на руках Его праведных.

О, человеки, просвещенные святою верою во Христа! Кто из вас желает в будущей жизни получить ту утеху, чтобы видеть лицом к лицу Христа в небесном царствии, будьте в настоящей жизни праведны и благочестивы: ибо не погибнет надежда праведных, и не мимоидет воздаяние благочестивых, которое есть Сам Христос Спас наш, наследие любящих Его, как Сам Он говорит о Себе в Священном Писании: Аз есмь часть твоя, и наследие твое посреде сынов израилевых (Числ. 18:20).

Но обратимся умом своим опять к святому Симеону Богоприимцу.

Похвала сему великому угоднику Божию, написанная во святом Евангелии прежде повествования о сретении Господнем, восходя на высоту по ступеням лестницы, взошла на самую высшую ступень к общению Духа Святого: ибо прежде всего положена праведность его, затем – благочестие, потом чаяние утехи Израилевы, наконец, пребывание в нем Духа Святого: и Дух бе, сказано, Свят в нем. И так, Симеон был святым храмом Святого Духа. Что более, что честнее и преславнее сей похвалы? И подлинно, где живет Дух Святой, там полагаются и все дарования Его, как говорит Писание: почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и Дух страха Божия (Ис. 11:2–3). Дух Святой был в святом Симеоне: потому и все дарования Духа Святого имели в нем свое пребывание, и была святая душа его сокровищем даров Духа Святого. О, великое блаженство! О, бесценное богатство!

Блажен и преблажен старающийся иметь в себе пребывание Духа Святого: ибо таковой исполняется многих дарований; окаянный же и преокаянный – тот, кто не заботится иметь в себе Духа Святого, а даже, наоборот, отгоняет Его от себя скаредными делами. Ибо таковой приходит в ту последнюю нищету, о которой Сам Господь помянул в Апокалипсисе Иоанновом, говоря к некоему лицу: глаголеши ты, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую, и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг (Апокал. 3:17).

Имеющие в себе Духа Святого без золота и серебра богат, без имений состоятелен, без высоких почестей высок: ибо в Духе Святом он имеет все, и не нуждается более ни в чем, кроме живущего в нем Духа Божия; не имеющий же в себе Святого Духа, хотя бы имел бесчисленное сокровище золота и серебра, будет нищий; хотя бы все хвалили и прославляли его, бесславен; хотя бы был награжден всеми почестями, какие только на земле, бесчестен: хотя бы владел и всею вселенною, однако беден. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Матф. 16:26)? без Духа Святого, и приобретши весь мир, человек окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг.

Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого, – и чего сподобился? какого богатства? какой чести? какого блаженства? Сподобился приять на руки свои Христа Господа своего; а это богатство большее всех богатств, честь выше всех почестей, самое высшее блаженство. Он принял Христа, а вместе с Ним принял и богатства небесные, нетленные; принял Христа и вместе с Ним принял царскую честь, чтобы вечно царствовать со Христом; старец принял Христа, вместе с Ним принял и бесконечное блаженство; принявши Христа на руки, он принял жизнь нестареемую, сущую на небесах. Удостоился же всего этого потому, что с самой ранней юности старался иметь в себе Святого Духа: и Дух Свят бе в нем.

Будем и мы, возлюбленные, подражать тому великому угоднику Божию, хотя отчасти, насколько может немощная наша сила, подражать праведности его, – не будем никого обижать, ни клеветать, ни лгать, ни мыслить лукаво. Будем подражать его благочестию, почитать Бога не только верою истинною, но и добрыми делами; злых же и небогоугодных дел всеми силами избегать. Будем подражать ему и в твердом уповании получить будущее блаженство, возлагая всю свою надежду на Бога. Чистым житием потщимся иметь в себе и Духа Святого: ибо Святой Дух вселяется только в том, кто проводит жизнь чистую, целомудренную, нескверную. Дух Святой пребывает там, где – друголюбие нелицемерное, кротость и мирное пребывание со всеми.

Ты же, святой праведный Богоприимец Симеон, сам соделай с нами то, чтобы мы были твоими подражателями и сообщниками блаженства твоего. Ты устроишь сие, когда помолишься о нас Владыке всех: ибо благоприятны Ему твои молитвы. Помолись же, молим тебя со смирением! руки, на которых носил Христа, ныне простри к Нему за нас; уста, которыми благословил Бога и Богородицу, те уста воздвигни на молитву о нас к Богу и Богородице; очи, которыми видел воплощенное на земле спасение, те очи возведи к Спасителю нашему, пред Которым ныне предстоишь, и умоли Его благостыню, да будет к нам милостив и милосерд ныне и в будущий век. Аминь129.

* * *

129

См. Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Часть 3-я. Киев 1881 г., стран. 24–34.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle