Источник

Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. (О Пресвятой Богородице и о Богоприимце Симеоне). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью, но и, согласно с законом, обрезывается, чтобы отнять предел у иудейского неверия. Он идет к закону ради закона, чтобы чрез веру освободить учеников от закона: и принимает плоть, и обрезывается вместе с иудеями. Он имел общение в плоти, имел общение и в обрезании: укрепил родство, чтобы они не открылись от происходящего от Давидова семени Христа, Которого и ожидали; показал доказательство родства. В самом деле, если они говорили, хотя Он и был обрезан: не вемы, откуду есть (Иоан. 9:29), то, если бы Он не был обрезан по плоти, отрицание их имело бы основательный предлог. Итак, егда исполнишася осмь дний, да обрежут (Лук. 2:21) дитя, – Иисус ожидал увеличения органа. Eгда исполнишася осмь дний, так как закон повелевает обрезывать в восьмой день, и если наступит 8-й день, то выходит на средину врач и берет в руки железное орудие и проявляет свое искусство, и ради обрезания пренебрегает субботою. Спросим же иудеев: суббота – покой: этот день – совершенный отдых; почему восьмым днем вытесняется седьмой? Почему восьмой день становится выше седьмого? Но Иудеи, конечно, не знают об иудейских делах; Церковь же Христова знает Христа и иудейские учения. Дитя обрезывается в 8-й день, потому что в 8-й день надлежало быть воскресению, то есть, Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в шестой день? почему не в девятый или десятый? Ясен 8-й день, в который воскресает Господь. Итак, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием. Обрезание же – истинное познание и понимание веры. Поэтому, возлюбленный, обрезание передается верным чрез посредство святого крещения; а святое крещение – образ Христова воскресения. Поэтому перейди от плоти к духу, от телесного возвысься до духовного, и ты найдешь там плотское обрезание, а здесь – духовное и очищение грехов. 8-й день обрезание; 8-й – также и воскресение; а крещение – образ воскресения; восхождение бывает от малых вещей к большим, от телесных – к более духовным. Поэтому пусть придут иудеи и преуспеют, так как надлежит преуспеть по сравнению с телесным, а не оставаться при одном и том же. Конечно, Господь наш Иисус Христос, пришедший не нарушить закона, но исполнить (Матф. 5:17), был обрезан вместе с иудеями. Посему Евангелист говорит: исполнишася Ему осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему, Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся Он во чреве (Лук. 2:21). Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом же был назван, потому что имел дело спасителя.

И егда, говорит (Писание), исполнишася дние очищения ею, по загону Моисеову (Лук. 2:22). Чьего очищения? Марии и Иосифа, потому что закон повелевал жене – родительнице пребывать особо от чистых, выжидать известные дни и не выходить из дома. Итак, егда исполнишася дние очищения по закону Моисеову (хотя это не было необходимо для Девы, но, однако, исполнялся закон), вознесоста Его во Иерусалим, поставити пред Господем, якоже есть писано в законе Господни (Лук. 2:22, 23). Где речь о телесном очищении, (Писание) говорит: по закону Моисеову; где – о представлении святого, говорит: якоже есть писано в законе Господни, – не потому, что закон Моисея не был законом Господним, – ведь если говорит Пророк, ведя речь при содействии Духа Святого, говорит не сам, но Господь внушает, – однако же так как и очищение имело телесный образ, то (Писание) говорит о Моисеевом законе, а так как предстояло Дитя первородное, то говорит: по закону Господню, почитая рождающееся: якоже есть писано в законе Господни: всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется. Итак, это слово, и весь закон, и причина закона – все полагалось ради Имевшего разверзати ложесна. Все первородные существа из животных и людей никогда не разверзали ложесн, но были только первородными; Кого же родила Дева, Один только Он разверз ложесна. Итак, обращай внимание, прошу, на учреждение всего закона ради Того только, Кто имел родиться от Девы. Откуда же иудеям возможно было понять это учреждение? Будучи плотскими, они как нельзя более далеко отстоят от того, чтобы постигать мысли, требующие духовного понимания. Затем приходят они дamи жертву, по реченному в законе Господни, два горличица или два птенца голубина (Лук. 2:24). Случилось же и это преобразовательно согласно с законом, чтобы не пропустить ничего в законе неисполненным. Эти иносказания – согласны с законом; но перейдем к Евангельскому повествованию. И се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив: и Дух бе Божий в нем. Бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лук. 2:25, 26). Был старец Симеон, и он ожидал исполнения благовествования: он оставался в храме, говоря с самим собою так: „где бы Он ни родился, во всяком случае сюда придет“. Этот старец прииде духом в церковь, в тот час, когда родители введоста Отроча. Часто он приходил, но по своим делам; тогда же, руководимый Духом Святым, благовременно приходит, чтобы исполнилось обещанное ему. Он принял Иисуса на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Откуда отпущаеши? – Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства ее: жизнь эта – темница. Итак, он желал быть отпущенным: если же кто считает удаление отсюда наказанием, тот еще не совершен в вере. И вот, он говорит: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, потому что явился имеющий принести мир миру: пришел Миротворец, соединяющий небо с землею, и явился делающий землю небом чрез посредство Евангельского учения. Симеон восклицает: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, говорит. Что значит сказанное им? (Это значит:) прежде я веровал мыслью и знал помышлением, – теперь же увидели и глаза мои; и то, чего я ожидал сердцем, вот увидели мои глаза уже совершившимся. Что же? Видесте (очи мои) спасение Твое. Какое? еже еси уготовал пред лицем всех людей, не одного народа и не Израиля только, но пред лицем всех людей, потому что родившийся – Учитель всей вселенной. Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:27–32). Почему свет? потому что народы пребывали во тьме, и потому что Он просветил погруженные во тьме племена. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля. Здесь – слава и там – откровение; там – начало научения, а здесь – последующее учение. Славу людей Твоих Израиля. Но, конечно, кто-либо скажет: а где – израильтяне? Ты имеешь Петра, имеешь Павла, имеешь Иоанна, имеешь три тысячи человек, имеешь пять тысяч человек (Деян. 2:41; 4:4), имеешь иерусалимскую церковь, имеешь уверовавших из иудеев, так как в числе уверовавших был и этот народ. Аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене. яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9), Бог говорит: потом Я оставил Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена Ваалу (3 Царств. 19:18). Таким образом, в этом народе сохранилось семя веры, и не погиб весь народ. Да не будет! И не погибли все иудеи, так как и теперь в этом блаженном состоянии и звании хотя много званных, но мало избранных (Матф. 20:16). Христос призвал всю вселенную и приготовил святую пищу Евангелия. Но, когда придет во второй раз, то войдет и сделает выбор и с заботливостью исследует возлежащих: и если найдет, что кто-либо из возлежащих не имеет брачного одеяния, то скажет ему: друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна (Матф. 22:12)? И отвергнет его, подобно тому как мы слышали в Евангелиях. Итак, и там был выбор, и здесь будет выбор. На основании того, что мы призваны, ужели мы должны и вести себя надменно, как будто достигшие совершенства? Падение первых людей да будет нашею безопасностью. Таким образом, возлюбленный, и этот народ погиб не весь, и не весь он развратился, и не весь проявил неверие, и не весь преследовал апостолов, но чрез апостолов уверовали три тысячи, кроме женщин и детей (Деян, 2:41; 4:4). И в Иерусалиме произошла многотысячная церковь, когда храм еще не был разрушен, когда иудеи еще не были изгнаны, когда Иерусалим еще не был предан разорению. Была создана церковь, и слова Иоанна оказались очевидною истиною: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3:30). Поэтому Симеон, будучи пророком, говорит: славу людей Твоих Израиля. Славою ожидающих была встреча Того, Кто ожидался; и Иосиф и Мария прославляют сказанное: ангел благовествовал, волхвы познали, пастыри слушали, воинства ангелов торжествовали, звезда сверху указывала, Симеон пророчествует, Анна, дочь Фануила, пророчествует, земля радовалась, небо чрез посредство звезды возвещало, волхвы отказались от повиновения тирану, пастыри поклонились Архипастырю, все узнало, Мать узнала, Иосиф услышал, трепетали при таких делах, по исходе дел они поняли.

И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо (Лук. 2:34). На чье падение? ясно, что – неверующих, прорекающих, распинающих. На чье восстание? – признающих и благоразумно исповедающих Его. И в знамение пререкаемо. Какое – пререкаемое знамение? Знамение креста, которое Церковь знает, как спасительное для мира, – знамение, против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и небом. Пререкание же встречает это знамение, чтобы победила истина, потому что без пререкания победа не бывает полною. Надлежало, чтоб возымело место пререкание, для того, чтобы Судия долготерпеливо произносил суд в течение всей вечности. Поэтому (Писание) говорит: и в знамение пререкаемо: пререкание же обнаруживают неверующие. И ты, говорит (Писание), считаешься Его Матерью. Итак, окажешься ли ты неподверженною искушению, после того как исповедала, что Ты – Мать, после того как родила Его, после того как, полагаешь, вместила Его на время в Своей утробе? Чрево Твое было сосудом действия Духа. Пребудешь ли неподверженною искушению, после того как соделалась Богородицею, после того же как, будучи неискусобрачною, зачала, после того как соделалась Матерью Своего Творца? Пребудешь ли ты неподверженною последнему, но и Тебе Самой душу пройдет оружие (Лук. 2:35). Почему, Господи? Чем Я согрешила? Ты, конечно, ничем не согрешила; но, когда увидишь, что Он висит на кресте, – когда увидишь, что Он страдает за мир, – когда увидишь, что руки Его распростерты на кресте и пригвождены на древе, тогда Ты начнешь сомневаться и говорить: ужели это – Тот, о Котором беседовал со Мною ангел? Ужели это – Тот, по отношению к Которому случилось Мое чудесное зачатие? Я была девою и родила, и осталась Девою. Почему Он распинается? И Тебе же Самой душу пройдет оружие. Итак, никто не пребыл неподверженным искушению, согласно с пророчеством праведного Симеона. Петр, верховный из апостолов, трижды отрекся; прочие ученики, оставив Христа, убежали. Пастырь не имел нужды в защите со стороны овец, прогоняя волков; и Поборник не имел нужды в помощниках, но все отступили; Христос же был один только, как бы висящий овен117. Итак, прошло оружие и Ее душу: именно – искушение и сомнение. И Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2:35). Итак. Иисус страдает для изобличения неверия, для утверждения благомыслия верующих. Знамение же встречает пререкание, чтобы изобличены были пререкавшие по причине своей порочности. Если бы истина не встречала себе со стороны людей никакого прекословия, то и благочестие должно было бы быть неиспытанным; а допущение пререкания делает то, что избирается истина уже испытанная. Знамение встречает себе пререкание, так как иначе каким образом были бы испытаны во время преследований мученики? Каким образом они состязались бы, показывая себя победителями, благодаря своей твердости? Смотри, как много пользы принесло пререкание: оно соделало не просто верных, как иной, быть может, скажет, но и таких свидетелей, которые шли вперед до мучений и смерти и своим терпением представляли доказательство в пользу Христовой благодати. Таким образом, когда Симеон говорит: лежит Сей на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо, то должно думать, что Он ни падения не производит, ни возстания насильно не обусловливает; но лежит на падение для тех, кто спотыкается о камень преткновения, а на возстание для верующих по своей доброй воле; лежит, как если бы кто сказал: воссиявает свет, чтобы видели те, кто – здоров, а чтобы больные глазами еще больше убежали от лучей света. Каким же образом пали бы одни, которые были достойны изобличения, а другие восстали бы, по своей воле имея добрые надежды, если бы знамение не было npеpекaeмo? Как говорит Симеон: и в знамение пререкаемо? Чтобы пререкание не показалось странным для верующих. А что даже истина Божия встречает пререкание с соизволения Бога, это ясно, – так как никто не мог бы проявить противоречия, если бы не позволял Бог; соизволение же это необходимо, чтобы стали очевидны достойные.

Будет время, когда уже не останется места для пререкания, потому что, когда воссияет с небес знамение, тогда всяко колено поклонится, небесных и земных, и npeиcnoдних: и всяк язык исповесть, яко Господь Христос в славу Бога Omца (Флп. 2:10, 11). Самое знамение до тех только пор и является, и служит знамением, и бывает знамением, пререкаемым, пока никоим образом не видим Тот, Кто знаменуется; а после того, как Сам знаменуемый откроется при Своем втором пришествии, то уже никто не дерзнет противоречить знамению, так как Знаменуемый явится против пререкающих, имея очевидное для всех Божество. Тогда принявшие знамение будут прославлены Тем, Кто был знаменуем, а прекословившие знамению будут осуждены явившимся; и тогда настанет конец пререканию, конец заблуждению, конец сомнению, конец неверию, начало же наград за подвиги и венцов, каковых, о, если бы все мы достигли во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь118.

* * *

117

Намек на жepтвoпpиношение Aврaaмa, который принес в жертву овна, вместо своего сына.

118

Полное Собрание творений св. Златоуста, т. II, изд. 1896 г., стран. 875–881. В издании Міgne это слово отнесено к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle