Источник

Слово на Сретение Господне. Святого Григория, епископа Нисского

Приготовляя к принятию Царя славы торжество, достойное настоящего праздника Господня, апостол Павел благоустрояет ряды церковного собрания и говорит: 6ратие! не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1Кор. 14:20). Ибо в таком случае (т. е. с совершенным умом) священное собрание будет служить к чести и славе Бога Всесовершенного, Которому мы празднуем ныне, от Которого – всякий дар и совершенство, Которому мы соделались стелесниками и сонаследниками. Как тогда, когда войска приготовляют царю торжественное шествие, прилично, чтобы избранные для несения его на копьях воины были преукрашены, и чтобы пред царем несли изящное изображение его лица: так и нам необходимо встречать спасительные и духовные праздники, преображаясь обновлением ума нашего и отлагая ветхого человека и нося в себе, насколько это возможно людям, подобие Божественного образа. Самый сонм горних духов, услаждаясь спасением человеков, празднует вместе с земнородными, когда последние на земле лобызают ангелоподобную жизнь. И тогда, когда (если можно так выразиться) в началообразный день настоящего праздника во образе Божии сый и зрак раба Принявший, исполняя предписание закона, будучи сорокадневным младенцем, приходит в храм с Рождшею и Приносящею установленные жертвы: тогда чиноначалия бесплотных, склонивши выи, как рабы, невидимо приготовляют богоприличное торжество и покланяются неизреченной премудрости, ожидая откровения тайны, сокрытой в Боге, все сотворившем. Воспоминание сего ныне празднуя, будем, подобно бесплотным умам, питаться духовными созерцаниями, станем причастниками их достоинства, не закрывая ока душевного тенью закона, но открытым лицем взирая на славу Господню (2Кор. 3:18).

Изречение закона: всяк мужеский пол, ложесна разверзаяй, свят Богу, – не могло исполниться ни на ком ином, как только на воплотившемся Боге. Он один, неизреченно зачатый, – единственный в духовном смысле мужеский пол (представитель мужеского пола) и достойно именуется святым, как и (архангел) Гавриил, благовествуя Богородице о животворящем рождестве, а равно и упоминая о законоположении, к Нему одному относившемся, сказал (Лук. 1:35): темже и раждамое свято, наречется Сын Божий (ибо наименование святого вполне соответствует Божественному чудодействию, разверзающему девственную утробу). Хотя о всех первенцах сказано, что они называются святыми (поскольку получили это наименование чрез посвящение их Богу), но о Перворожденном всея твари ангел сказал: раждаемое свято, ибо, по слову Пророка, Он с самого рождения отринул лукавое и избрал благое (Ис. 7:16). Господь всяческих (уже предопределив поражение первенцев египетских) повелел Моисею: освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна в сынех израилевых от человека до скота (Исх. 13:2). Это Божественное повеление так ясно излагается в книге Числ: и всякое разверзающее всяка ложесна от всякия плоти, елика приносят Господу, от человека до скота, тебе да будут: но токмо искуплением искупятся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятся. И искуп его от единаго месяца, сценение пять сикль, по сиклю святому... Обаче первородная... овец, и первородная коз, да не искупятся: свята суть: и кровь их пролиеши у алтаря (Числ. 18:15–17). Итак, Божественный голос соединил первенцев Израиля с нечистыми животными: поскольку они в подзаконном служении не имели истинной чистоты и святости, хотя и думали, что они освящаются законоположительным посвящением, ибо у них было установлено давать выкуп за людей, как дают за животных, признанных негодными к жертвоприношению. Это – потому, что иудеи находясь в состоянии бессловесных, были недостойны возносить словесную службу и быть приводимыми в духовное всеплодие к таинственнейшему жертвеннику Нового Завета. В выкуп за них обыкновенно приносились кровавые жертвы, установленные законом, причем, конечно, намерение законодателя направлялось к духовному совершенству. Приводимые же в жертву животные, кровь которых указано было проливать пред жертвенником, ясно назывались святыми, и, конечно, в этом образно предначертывалась истина: ибо предавший Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания (Ефес. 5:2), Господь наш Иисус Христос, действительно и истинно свят. Пророческим духом предвозвещая отвержение первенцев израильских и приношения телесных жертв, пророк Михей говорит: В чем постигну Господа, сряшу Бога моего Вышняго? Срящу ли его с тельцы единолетными? Еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тьмах козлищ тучных? Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея (Мих. 6:6–7)? Итак, блаженный Михей назвал первенцев Израиля по плоти первенцами нечестия. Но вот воплотившийся Бог вместе с рождением Своим умертвил порождение диавола – грех, сотворив Собою осуждение злобы и соделав Собою всесовершенное уничтожение ее, – освящает же Богу и Отцу не только первенцев человеческих, но и весь род человеческий. Как в древности законоположительное слово преобразовательно приводило к Богу, вместо первенцев, колено, получившее в удел свяшеннослужение: так теперь – в светлом образе истины мы должны знать, что архиерей и посланник исповедания нашего, преподобный, безскверный, отличенный от грешник и вышще небес бывый, приводится телесно Богу и Отцу взамен искупаемого Им человечества, и это тем преимущественнее, что мы видим, как все человечество оказалось ниже Его настолько, насколько без всякого прекословия благословляемый стоит ниже благословляющего (Евр. 7:7). Древле цена левитского служения отдавалась только за один израильский народ, и левиты служили выкупом за одних только первенцев (Числ. 3:12, 41), Христос же, архиерей грядущих благ, и не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову, переменив священство тем, что он был из другого колена (ибо известно, что от колена Иудова возсия Господь наш), – совершил и перемену закона, приведши нас от сени законной к Евангелию царствия небесного; по чину же Мелхиседекову Он привел Себя Отцу в замену не за одного только Израиля, а за все народы, и стал архиереем исповедания всех людей. Цена же пяти сиклей, назначенная законом за каждого из первородных, прикровенно указывает на то, что каждый из нас должен посвятить Богу всякое чувство и дела, совершаемые чрез чувства, и приносить их чистыми Создателю, как святой и законный выкуп... Воспоминание сей священной тайны мы и празднуем ныне. Итак, Спаситель был принесен, согласно требованию закона, во храм видимо, духовно же принес к Отцу начаток нашего смешения и показал все его святым и достойным стать приношением Богу. К сему в древности стремился закон, и к этому направлялись как законоположение о первенцах и замене их левитами, так и оценка дидрахмами. И пока ночь неведения покрывала все, – законное служение, на подобие звезд, давало некий бледный и малый свет; когда же взошло Солнце правды, явился Восток свыше, и воссиял день спасения: светильники законных установлений затмились от лучезарного света благодати... Но оставим иудеев, умерщвленных водою буквы закона; а сами воспоем победную песнь Человеколюбцу. Напитавшись истинно небесной пищи, напившись воды из истинного камня, пойдем к горе Божией Хориву – к высокому учению Евангелия, дабы внять гласу Божиих труб – словесам блаженного Луки, возглашающего тайноводительства Святого Духа.

И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина. И се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня (Лук. 2:22–27). Что это значит: чая утехи Израилевы? – Ожидая явления истины и переселения к ней израильского народа от законной сени, дабы научиться первым началам истины и возвыситься к совершенству в ней. И нельзя сказать, что, так как иудеи были в злострадании и рабстве, – что Симеон ожидал возвращения их к свободе и древнему состоянию. У них находилась в цветущем состоянии вся древняя обрядность (и храм существовал, и приносились жертвы в нем), и сохранялось все свойственное их племени общественное устройство; подзаконный строй жизни от господства над Израилем иноплеменников (римлян) не потерпел никакого вреда, который побудил бы праведного старца ожидать утешения. Ибо случалось, что подобно тому как отец предает непокорного сына для вразумления какому-либо суровому воспитателю, подобно тому и Израиль часто находился под властью иноплеменников. Так известно весьма продолжительное пребывание парода израильского в Египте; и пророк Иеремия во времена царя Седекии, по повелению Божию, возвещает ему и подвластному ему народу, что они будут под скипетром Навуходоносора и покорятся халдеям. И не только не было ничего необычного в том, что находились под иноземною властью иудеи – достойные еще более суровой жизни, но и некоторых из праведников, ихже не бе достоин весь мир (Евр. 11:38), долготерпение Божие поставляло подчиненными нечестивцам, дабы сильнее обнаружилась слава их благочестия... Итак, мудрый Симеон ожидал духовного утешения Израилю, состоящего не в мирской славе и величии, а действительного перехода к истинной красоте: ибо ему (Симеону) было открыто, что прежде переселения своего он увидит явление Христа Господня. И прииде Симеон духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:27–32). О, истинно блаженный и треблаженный старец! Как блаженно твое, истинно святое, шествие во храм, коим ты шел к исходу от жизни! Сколь блаженны очи твоей души и тела, восприявшие видимое Богоявление и познавшие во плоти Бога Слова! Как блаженны твои руки, осязавшие Слово жизни! Как блажен твой язык, благовествовавший откровение Света жизни! И что я спешу приложить особую похвалу к каждому твоему члену, когда Евангелист уже прежде научил, что ты весь достохвален и служишь жилищем Святому Духу! Но прииди, о блаженный отец, Святым Духом, глаголющим в тебе, открой сокровище, сокрытое в немногих словах твоих (ибо Слово Божие приводит нас за советом к вам и подобным вам, украшенным сединою, яже свыше премудрости, истинным старцам и отцам, дабы мы научились спасительным наставлениям: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Второзак. 32:7). Итак, сила Духа, двигавшая тогда его язык к богословию, да даст теперь и нам слово ко отверзению уст. Ныне отпущаеши, говорит, раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. С тех пор, как Христос, вочеловечившись, истребил враждотворный грех и воссоединил нас с Отцом, преставление святых совершается в мире. Предвозвещая это, и великий Давид сказал: в мире вкупе усну и почию (Пс. 4:9), указывая не на настоящее, а на имеющее быть по пришествии Христа; и так как эта надежда (мирного успения во Христе) обитала во святых, то святой Давид говорит Духом: яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси (Пс. 4:9). Блаженный же старец Симеон, видя уже наступившее время, изрек: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, показывая исполнение Божественного обетования. Яко видесте, говорит он, очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, т. е. спасение, явившееся чрез Христа всему миру, а не одному Израилю. Почему же выше говорится, что Симеон чаял утехи израилевы, а теперь он возвещает спасение Божие пред лиием всех людей? – Это потому, что Симеон тогда узнал от Духа Святого о том, что будет утешение Израилю, когда и всем людям было уготовано спасение. Смотри же на точность Божественного вдохновения. Старец говорит: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля, возвещая в отношении к Израилю совершенно согласное с великим апостолом Павлом, изрекшим: дондеже исполнение языков выйдет. И тако весь Израиль спасется (Римл. 11:25–26). Поэтому и он, поставив впереди призвание языков, отнес на конец, согласно пророчеству, обращение всего Израиля, хотя останок уже спасся, благодаря прибегшим к благодати из иудейства. Посмотри же и на точность возвышенных мыслей. Сказавши: свет во откровение языком, он дает нам понять откровение спасения Божия, поскольку в совершенной тьме, в какой до пришествия Христова находились народы, не было света богопознания. Но так как Израиль, хотя слабо, однако просвещался преобразовательным законом, то старец и не сказал о свете на него, а провозвестил ему славу, воспоминая древнюю историю, – что, как дивный Моисей, став собеседником Божиим, имел славу на лице, так и они, став чрез веру собеседниками воплощенного Света, явятся во славе, преображаясь, по слову Апостола, в тот же образ, якоже от Господа Дyxа (2Кор. 3:18).

Слова же богомудрого Симеона, что Господь лежит на падение и на востание многим во Израили (Лук. 2:34), сходством мыслей с предсказаниями пророческими показывают, что в пророках и в Новом Завете говорит один и тот же Бог и Законоположник. Пророческое слово изрекло ранее, что Камень претыкания и камень соблазна (Ис. 8:14; 1Петр. 2:7) будет причиною того, что верующий в Него не постыдится. Итак, Он (Спаситель) – падение для падающих чрез неверие по причине уничижения плоти Его, восстание же для познающих силу домостроительства. А говоря, что Самой Богородице душу пройдет оружие, Симеон ясно пророчествует о страсти на кресте: ибо, чрез возвещенное и содеянное от преславного зачатия до крестной смерти Спасителя, Богородица имела о Нем высочайшее и благоприличнейшее понятие, (представлявшее) как бы одно нерассекаемое тело; в позорищи же крестном Она потерпела как бы некоторую рану, хотя чудо воскресения и совершило полное уврачение раны. Впрочем, Симеон указывает, что не Она одна подвергнется такому страданию, а предсказывает, что открыются колеблющиеся и двоящиеся помышления от многих сердец, – предсказывает затем, чтобы, вследствие различия мнений о Спасителе, Богоматерь Дева нисколько не смущалась...

Теперь узнаем от Евангелиста, кто и где была пророчица Анна, почему и когда присутствовала она во храме, – а потом – и что она говорила. Итак, блаженный Лука повествует. И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова, сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего. И та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь: и та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаюлаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме (Лук. 2:36–38). Почему Евангелист с такою точностью говорит о сей Пророчице, вспоминает даже отца и колено ее, чего обычно мы не находим в повествованиях о ком-либо другом. Причину этой точности ведает, конечно, один Бог и святые, наученные Его вдохновением, по Божественному Апостолу, Духом глаголати тайное (1Кор. 14:2); но, укажем и мы оную, насколько в состоянии понять. В то время были и другие соименницы сей блаженной пророчице (Анне) и имели одни с нею священные занятия, пребывая в посте и молитвах; потому-то, чтобы точнее определить ее лицо, Евангелист присоединяет к упоминанию об ее отце и название его колена, – увенчивает ее великими похвалами, вполне достоверными для слушателей, коим он говорил. Так как пророчица Анна говорит в старости слабой и не весьма ясно слышимой, то, как бы приблизивши ухо нашей мысли к ее устам, и смотрим, что и она изрекла ожидавшим избавления в Иерусалиме. По ходу мыслей следует, что она говорила о Господе на основании пророческих слов, так как и те, которым, по словам Евангелия, она говорила, конечно, из возвещенных пророками Божественных предсказаний научились ожидать избавления. Разумеется, ей хорошо были известны слова великого Исаии: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета ангел (Ис. 9:6). Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия (Ис. 60:1); также проречение великого Давида: Видеша вcu концы земли спасение Бога нашего (Пс. 97:3); милость и истина сретостеся, правда и мир облобызаетеся (Пс. 84:11). Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся о Нем вся колена земная, вcu язы́цы ублажат Его, поработают Ему и поклонятся Ему (Пс. 71:11, 17); или потом честный и ангелоподобный голос мудрого Малахии: се аз посылаю ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, и Ангел завета, его же вы хощете (Малах. 3:1). И из иных таинственных цветов – из других пророческих изречений она (пророчица Анна) соплетала божественный и блаженный венец, хотя уже слабою и дрожащею рукою, как заматоревшая во днех мнозех. Не могло вместиться тогда в слушающих изъяснение высоких мыслей о Господе, поскольку, и после явления знамений и возвещения богодухновенных таинств. Раздаятель сокровищ мудрости и знания – Христос сказал ученикам Своим: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. 16:12). Впрочем, хотя старица и пророчица, представлявшая собою закон, состаревшийся, обветшавший и близкий к уничтожению, не ясно говорила о Христе, тем не менее ее речь была не бесполезна для разумных слушателей, как и предвозвещение великого таинства законом в тенях и гаданиях.

Итак, приидите и вы, духовные отцы и братие, наученные праздновать во обновлении духа, а не в ветхости писмене (Римл. 7:6), отложившие чрез Божественное возрождение святого крещения ветхого человека, тлеющаго в похотях прелестных и облекшиеся в новаго (Ефес. 4:22–24), обновляемого в разуме по образу Сотворшего. Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему (Пс. 94:1–2). Будем выну приносити Богу жертву хваления, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Не забудем благотворения и общения: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:15, 16). Очистим себя от всякой скверны греха, и да обновится яко орля духовная юность наша, как блаженного старца Симеона, дабы и мы мирно и радостно в доброй вере и спасительной надежде текли к исходу из жизни, а не со страхом и стыдом окончили сию жизнь, – и не так, как сознающие за собой злые дела, для коих неприятно и тягостно пришествие царя. Будем подражать усердному и непрерывному пребыванию Анны в пощениях и молитвах, дабы нам не оказаться хуже жены, и притом подвизавшейся так под сению закона, где такие примеры – редки. Напротив, как освещаемые светом благодати, воспомоществуемые непреложным упованием, укрепляемые силою Святого Духа, не будем удаляться от святых учений, из коих обыкновенно рождается спасительная для душ сила, как о той Анне свидетельствуется, что она не отхождаше от церкве (Лук. 2:37), – не станем уклоняться помыслами нашими от страха Божия, но пригвоздим ему плоти и умы наши. Внемлем великому Павлу, который учит: обручих вас единому мужу деву чисту представити Христовы (2Кор. 11:2), и не будем отвергать себя от завета со Христом чрез смешение с растлителем жизни нашей исполнением его пожеланий, подражая и в этом мудрости и единобрачию Пророчицы. Принесем и мы к вышнему жертвеннику, как пару горлиц, чистоту души и тела, или, как пару молодых голубей, попечение о добром не только пред Богом, но и пред человеками, дабы и мы, духовно совершивши все согласно Божественному закону, преуспевши премудростию и благодатию и пришедши в меру возраста исполнения Христова, ставши совершенными по внутреннему человеку и соделавшись жилищем Духа Святого, – возвратились в истинное отечество наше – горний Иерусалим, в котором и удостоились вечной радости и блаженного царства во Христе Иисусе. Ему же слава и владычество со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь116.

* * *

116

В сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. XLVI, col. 1151–1182; сравн. Церковн. Bедом. 1900 г., № 5.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle