Источник

Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Амфилохия, епископа Иконийского

Многие из великих людей прославляют девство. И в самом деле, оно достойно похвалы. Девство есть свойство Ангелов; собеседник горних Сил, подражатель существам бестелесным, свещеносец Святой Церкви. Девство побеждает мир, попирает страсти, укрощает пожелания, не приобщается Еве; оно не причастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3:16). Итак, поистине славно девство, как приобретение свободное, как растение неувядающее, как житие независимое, как украшение подвижническое; оно выше обыкновенного человеческого состояния, не стесняется узами необходимых забот, и вместе с Женихом Христом входит в чертог небесного царствия.

Таковы и подобны сим похвалы девству! Однако и брак честен (Евр. 13:4) превосходит всякий земной дар, как плодовитое древо, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как виновник человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: се аз и дети, яже ми даде Бог (Ис. 8:18). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Но возлюбленные, говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно необходимое, уважаем. Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одно другому: ибо и в девстве, и в браке необходимо благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно, и брак не честен.

Посему славно девство, но девство истинное: ибо и в девстве есть различие. Одни девы воздремали и уснули, а другие бодрствовали (Матф. 25:1–13). Достоин хвалы и брак, но брак верный и честный: поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. Почтенно и вдовство (так как справедливость требует упомянуть о трех состояниях), – почтенно, говорю, и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее победу в подвиге целомудрия, вдовство честное, чистое, беспорочное, – вдовство, не примешавшееся, после супружества, скверне греха. Такова была представленная нам Словом Божиим Анна Пророчица, дожившая до глубокой старости и, как орел, обновившаяся юностью. Ибо вы недавно слышали повествование Евангелиста: и бе Анна Пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего. И та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь (Лук. 2:36, 37).

Видите ли, какова вдовица Анна, и как возвеличена в святом Евангелии? Анна, поистине, благодатная: благолепному ее нраву соответствовало и самое имя114. Послушайте это, жены, поревнуйте достославной Анне, и тем же путем теките, дабы получить такой же венец похвалы. Не представляйте в предлог беззащитность состояния вдовического, и не помрачайте светлости единобрачной жизни. Анна – венец вдовицам, – жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовством она украшалась, как диадимою царскою; дряхлея телом, она крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростью; согбенная старостью была бодра познанием; увядая от многолетия цвела Боговедением; постилась, а не пресыщалась: молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном. Анна превзошла ту вдовицу, которую восхваляет Апостол. Какую вдовицу? Послушай, что говорит Павел: вдовица да причитается не меньши лет шестидесятих от рождения: аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще скорбных снабде, аще всякому делу благу последовала есть (1Тимоф. 5:9, 10). Вдовицу, описываемую Павлом, Анна превзошла и летами, и образом жизни. И как же не превзошла она всякую вдовицу, когда удостоилась Пророческого дара, соделалась обиталищем Святого Духа, и всем, ожидавшим явления Господа во плоти, указывала на признаки сего явления? Ты слышал, что сказал о ней Евангелист: и та, т. е. Анна, в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме (Лук. 2:38).

Видишь ли величие Анны? Она сделалась защитницею Господа, говорила о Нем пред лицом Его Самого. Чудная вещь! Вдовица пристыждала священников и книжников, и, пристыждая их, воодушевляла весь народ, возвещая об избавлении, имеющем быть в Иерусалиме чрез пришествие Господа: проповедовала предстоящим, прославляя Господа. Анна видела Господа Младенцем: видела дары и очистительные жертвы, с Ним и за Него принесенные, и не преткнулась сомнением о возрасте младенчества. Анна исповедала, что Сей Младенец есть Бог, Врач и Искупитель Всемощный, и Истребитель грехов.

Не оставь, возлюбленный, без внимания слов Анны. Возвещая всем предстоящим могущество Господа, она как бы так говорила к собравшимся людям: „Видите ли сего Младенца, ссущего сосцы? покоюшегося у недр Матери? еще не могущего ступать по земле ногами Своими? обрезанного в восьмой день? Видите ли сего Младенца? Он сотворил веки; Он утвердил небеса; Он распростер землю; Он оградил море песком. Сей Младенец изводит ветры из сокровищниц Своих; Сей Младенец при Ное отверз хляби небесные; Сей Младенец произвел капли дождевые; Сей Младенец дает снег, как волну. Сей Младенец освободил праотцов наших из Египта жезлом Моисеевым. Сей Младенец разделил Чермное море, и чрез него, как чрез злачное поле, провел народ Свой; в пустыне ниспосылал ему манну, как дождь, и дал в наследие землю, точащую млеко и мед. Сей Младенец руководствовал отцами, соорудившими храм сей. Сей Младенец, полагая завет с Авраамом, глаголал: воистинну благословя, благословлю Тя, и умножая умножу семя Твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря (Быт. 22:17). О сем Младенце лик Пророческий, в молитвенном к Нему гласе, прорек: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (Псал. 79:3). Не соблазняйтесь возрастом Младенца: ибо Он – и Младенец, и собезначальный Отцу; подлежит счислению времени, и никто не может исповедать род Его: Он – и немотствующий Младенец, и вместе дарующий мудрость и отверзающий уста; родившийся от Девы, и непостижимый по существу; зримый, и необъятный».

Таковы пророческие глаголы Анны. Таково благовестие жены. Таковы деяния вдовицы, вдовицы истинной, которая сделала превосходный обмен в образе своей жизни: лишилась мужа и прияла Господа. Прожив с мужем семь лет от девства своего, и совершив таким образом седмицу лет, она после того почила от дел супружества. Прекрасно она исполнила седмицу, прекрасно субботствовала, прекрасно достигла лета благодати Господней. Анна уподобилась горлице: она не забыла супруга своего, не изменила первой верности, и потому ее не касается сие обличение Павла: егда разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущия грех, яко первыя веры отвергошася (1Тимоф. 5:11, 12). Поистине, достойна осуждения та жена, которая вместе с супругом, от Бога ей дарованным, погребает и память о нем, а особенно, когда остается у ней дитя или несколько детей, для рождения коих и самый брак узаконен. Впрочем, если юная вдовица не имеет чад, то ей, побуждаемой желанием чадородия, позволительно вступать во второй брак. Ибо и блаженный Павел, внушая это, сказал: хощу убо юным вдовицам посягати; потом, показывая цель, для чего надлежит вступать во второй брак, присовокупляет к сказанному: чада раждати, дом строити (1Тимоф. 5:14); следственно, целью всупления во второй брак должно быть чадорождение. Впрочем, если вдовица, вступающая во второй брак, имеет детей, то излишним уже представляется подобный посев, поскольку разумные колосья, обыкновенно в таком случае, не растут в согласии между собою.

Но пора нам возвратиться к прежнему предмету, т. е. к пророчеству о Мессии. Что еще мы слышали от Евангелиста? Слышали слова Симеона, сказанные Деве: Се лежит Сей на падение и на востание многим во Изpauлu, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лук. 2:34, 35). Как дивны слова сии! И что значат они? Каким образом Восстановитель мира, восставляя одних, низвергает других? Се лежит Сей на падение и на востание, т. е. на восстание верующим в Него, а на падение неверующим. Знамением же пререкания Симеон назвал крест. Почему? потому что многие из неверующих пререкали Господу, когда Он висел на кресте, и открыли помышления сердец своих, посмеваясь Ему словами и делами: поили Его оцтом, подносили к устам Его желчь, увенчали Его терновым венцем, пронзили ребра Его копием, – кричали поносные слова: иныя спасе, Себе ли не может спасти (Матф. 27:42)? Сие-то предзнаменуя, Симеон сказал: и в знамение пререкаемо. Ибо и Петр отрекся от Него, и все Апостолы рассеялись как овцы, не имеющие Пастыря, – что и Господь предсказал: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию (Матф. 26:31). Крест исполнил скорбью и душу Самой Девы Матери: посему-то Симеон и присовокупил: и Тебе же Самой душу пройдет оружие. Здесь оружием Симеон назвал бесчисленные и безотрадные помышления, которые потрясают внутренности и проникают до самого мозга. Сим помышлениям предавалась Дева Мария, когда еще не знала о силе воскресения, хотя восстание Христа из мертвых и было уже близко. После же воскресения уже не стало обоюдуострого меча, но радость и веселие. Итак, знамением пререкания Симеон назвал знамение креста, во время проявления коего оружие помышлений поразило Деву Марию. Доказательство сего находится в словах Господа Иисуса Христа, Который говорит: род сей лукав есть: знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Лук. 11:29; Матф. 12:40). Видишь, как крестная смерть Христова называется знамением не только в Новом завете, но и в Ветхом? Ибо Ветхий совершенно согласен с Новым, почему? – потому что один и тот же Бог есть Законодатель Ветхого и Учредитель Нового Завета. Кто же свидетельствует о сем? Сам Господь. Послушай, что Он сказал чрез Пророка Иезекииля Ангелам жателям, возвещая всемирную кончину: не пощадите очима вашима, и не помилуйте. Старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жени избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иезек. 9:5, 6). Вот знамение Ветхого и Нового Завета! Это – крест, спасающий мир чрез распятого на нем Иисуса Христа, Господа нашего, Которому слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь115.

* * *

114

Еврейское имя „Анна» значит „блaгoдaть“.

115

Curs. Compl. patrolog. Migne, series graeca, tоm. XXXIX, col. 44–60; сравн. „Христианск. Чтение“ 1838 г., ч. 1, стран. 147–158; „Сретение Господне. Служба на праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приложением минейных сказаний, избранных статей»... Издание Мoскoвcкой Синодальн. типографии. Mocквa. 1902 г. 19–23 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle