Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского112
Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля (Захар. 9:9)! Ликуй, народ града Божия (Пс. 47:2)! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы (Ис. 44:23) и взыграйте в восторгах, холмы (Пс. 113:6)! Реки, восплещите руками (Псал. 97:8), и, людие, обымите Сион (Псал. 47:13), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами.
Ныне явися Бог богов в Сионе (Псал. 83:8). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86:3). Иерусалим, град Царя великаго (Псал. 47:3). Отверзи врата 'Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов (Матф. 27:52), Кто сокрушил вечные врата ада (Псал. 23:7; 106:16), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем (Исх. 20:1), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону (Галат. 4:4). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион (Авв. 3:3). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа (Матф. 25:6)! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его (Ис. 6:3); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний.
Итак, все народы восплещите руками (Пс. 46:2); все пределы земли, приидите и видите дела Божии (Пс. 45:9); всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150:6); вся земля да поклонится (Пс. 65:4); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми (Дан. 7:9), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего (Евр. 1:2). Вижу Младенца и узнаю в Нем Бога, – Младенца, млеком питаемого и мир питающего. Младенца плачущего и дарующего миру жизнь и радость, Младенца, пеленами повиваемого и разрешающего меня от уз греха, – Младенца, Который один и тот же – и на земли в объятиях матери по плоти истинно и совершенно, и на небеси в недрах Отчих истинно и совершенно. Вижу Младенца, идущего из Вифлеема во Иерусалим и не отлучившегося от горнего Иерусалима. Вижу Младенца, по закону приносящего жертву во храме на земли, и в тоже время приемлющего благочестивые жертвы от всех на небеси. Се – один и тот же и в объятиях старца по домостроительству, и на престолах херувимских по Божеству (Пс. 79:2), – один и тот же и приносимый и искупляемый, и искупляющий и очищающий все, – один и тот же и дар и храм, и первосвященник и алтарь, и искупитель и искупление, и приносящий и приношение за мир, и древо жизни и древо познания, и агнец и огонь, и всесожжение и меч духовный (Ефес. 6:17), и пастырь и овца, и жрец и жертва, и приносимый и приемлющий жертву, и закон и подзаконный (Галат. 4:4).
Но послушаем, что о настоящем празднестве говорит святое Евангелие. Дивный Лука повествует о Христе, что егда исполнишася дние очищения его, по закону Моисеову. вознесоста Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Лук. 2:22–23). Итак, хотя и Самуил, Исаак, Иаков, Иосиф и другие, кои родились сверх чаяния от неплодных, и разверзли бесплодные ложесна матерей, названы святыми Господу, но Христос, единый от единой и Единородный от Единого, рожденный от Девы и не разверзший врат девства, и наречется и будет веруем и покланяем не только как Святый Господеви, но и как Святый святых (Дан. 9:24), и Господь господей (1Тим. 6:15), Бог богов, Перворожденный из перворожденных, Владыка владеющих и Царь царствующих (Апок. 19:16). И вот, ныне же в храме Симеон о Нем проповедует. Бе, говорит Лука, человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь: и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и Симеон прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля (Лук. 2:25–32). Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Псал. 105:2)? Содержащий всю землю дланию (Ис. 40:12) объемлется объятиями старца, и носится носяй всяческая глаголом силы своея (Евр. 1:3). Да торжествует Адам, взывая ко Христу словами Симеона: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Ты ныне разрешаешь меня от вечных уз, от тления, от смерти, и отъемлешь мою печаль. О Сыне моя и Боже! Его – то Симеон в храме приял в свои объятия, и, возвещая всем народам и Иудеям чудное таинство домостроительства, взыграл, восторжествовал, и светлым и громким гласом воскликнул, говоря: Сей есть Сын, прежде сый и присно сый, Отцу соприсносущий, единосущный, единопрестольный, единославный, единосильный, равномощный, безначальный, несозданный, неизменный, неописанный, невидимый, неизреченный, необъятный, неизмеримый, непостижимый, неисследимый. Сей есть сияние славы Отчей (Евр. 1:3). Сей есть образ ипостаси (Отчей), коим все существует (Евр. 1:3). Сей есть Свет светов, из Отчих недр воссиявший. Сей есть Бог богов (Пс. 49:1), Бог от Бога познаваемый. Сей есть источник жизни (Пс. 35:10), из источника жизни Отчей происходящий. Сей есть река Божия (Пс. 45:5; 64:10), из бездны Божества истекающая, но не отделяющаяся. Сей есть сокровище благости отеческой и неисчерпаемого блаженства. Сей есть вода жизни (Иоан. 4:10), дарующая жизнь миру. Сей есть луч несозданный, родившийся, но не отлучившийся от Солнца – Отца света. Сей есть Бог Слово (Ин. 1:1), единым словом все из небытия в бытие приведший. Сей есть Денница, прежде денницы устроившая бестелесные Силы небесных воинств и чинов. Сей есть Тот, Который един простер небо (Пс. 103:2; Иов. 9:8) и по морю ходит, как по суше. Сей есть Тот, Который повил бездну мглою, как пеленами (Иов. 38:9). Сей есть Тот, Который утвердил землю на водах (Пс. 135:6). Сей есть Тот, Который оградил море песком (Иер. 5. 22, 11), как стеною. Сей есть Тот, Который отделил свет от тьмы (Быт. 1:4). Сей есть Тот, Который устроил звездный круг. Сей есть Тот, Который премудро создал весь мир, видимый и разумеваемый. Сей есть Тот, Который нерукотворенными руками из персти составил и образовал человека. Сей есть Тот, Который создал нас по образу Божию, ныне Сам соделался человеком по образу нашему, и есть человек, но вместе и Бог: есть человек, по внешнему виду, совершенно такой же, как и я, со всеми моими свойствами, дабы, очистив, спасти меня; есть и Бог совершенный по внутреннему существу, имеющий сущность совершенного Отца. Будучи образом Господа Бога, Он ныне принял мой образ раба, не умалив достоинства Божества, но освятив смешение моего естества: один и тот же по всему и на небе и на земле познаваемый; на небе рожденный безвременно, на земле – бессеменно, на небе Творец, как Бог, – на земле тварь, как человек.
Услышите сия, вcu язы́цы (Пс. 48:1). Слушай, Израиль: Тот, Которого я, твой священник Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедую и свидетельствую, есть Господь Бог твой. Итак, внемлите, людие мои, слову моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих (Пс. 77:1). Се – то Отроча, о Котором предрек Исаия, говоря: Отроча родися нам, сын и дадеся нам: и нарицается имя Его: велика совета Отчего Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:6). Если же сие Отроча – Бог Крепкий, то ясно, что о Нем сказал Давид: явится Бог богов в Сионе (Пс. 83:8). О сем-то Отроке взывает и Иеремия: Бог на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:38). Ceй-то Отрок древле рассек море Израилю и потопил Фараона (Исх. 14:21), – дал закон Израильтянам, одождил манну, руководил в пустыне огненным столпом народ Еврейский, рассек камень (Числ. 20:8) и сохранил купину (куст) нестираемою от огнеросного пламени (Исх. 3:2). Сей-то Отрок соделал четыредесятилетнего Моисея губителем Египетского народа (Исх. 2:11), потом, в продолжении четыредесяти лет, пастырем овец (Исх. 3:1), потом, еще в продолжении четыредесяти лет, – вождем Израиля, и укрепил на четыредесятидневный пост (Исх. 24:18), равно как и Сам Отрок сей четыредесять дней постился после крещения (Матф. 4:2), спустя четыредесять дней по воскресении из мертвых (Деян. 1:3, 9, 11) вознесся в небесный Иерусалим, и спустя четыредесять дней после рождения от Девы ныне пришел в Иерусалим земной.
О сем Отроке предвозвестил Аввакум, говоря: Бог от Фемана приидет (Аввак. 3:3), то есть, от юга: ибо с южной страны Иерусалима, из Вифлеема Он пришел ныне в Сион. О сем Отроке, свидетельствовал Моисей, говоря: Пророка вам возставит Господь Бог из братий ваших: и всякий, кто не послушает Его, потребится душа того (Второз. 18:15; Деян. 3:22). К сему Отроку молился Пророк Давид, говоря: Седяй на херувимех, явися: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (Пс. 79:2, 3); и в другом месте: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи (Псал. 78:8). Господи, преклони небеса Твои, и сниди (Пс. 143:5); Ты Господи Боже сил, вонми посетити вся языки (Пс. 58:6). Итак, – разумейте язы́цы и покаряйтеся (Ис. 8:9).
Видите и веруйте, Иудеи. Сего Отрока песнословят Ангелы; Ему покланяются Архангелы; Его трепещут Власти; Его славят Силы; Ему служат Херувимы; Его богословят Серафимы; Ему работает солнце; Ему служит луна; Его слушают стихии; Ему повинуются источники. При виде сего Отрока, врата адовы сокрушились, врата небесные разверзлись (Иов. 38:17), и ад, узрев Его, вострепетал. Ceй Отрок истребил смерть, посрамил диавола, разрушил клятву, прекратил печаль, стер (главу) змия (Быт. 3:15), разрушил средостение (Ефес. 2:14). раздрал враждебное рукописание грехов (Колосс. 2:14), попрал грех, разрушил заблуждение, восставил тварь. Сей Отрок спас Адама, воздвиг Еву, призвал народы, просветил мир. И так, приидите, Христолюбцы и Боголюбцы, изыдем в сретение Господу и Владыке все в радости и чистоте, – не по обычаю законному, но по расположению духовному, – не пресыщая чрево, но скача сердцем, – не упивающееся вином, но духом горяще (Римл. 12:11).
Радуясь ныне так светло, украсим светло светильники: как сыны света, принесем свещи свету истинному, Христу. Поскольку свет явился миру, во откровение языков: то, как светы от света, возблистаем паче снега, смесимся (душами) паче млека, воссияем паче сапфира (Плач. Иер. 4:7), воспарим в небеса паче нескверного голубя, и таким образом на облаках изыдем во сретение Богу. Все ныне и повсюду восторжествуем и воспразднуем: с Ангелами возликуем (Лук. 2:13), с пастырями просветимся (Лук. 2:9), с волхвами поклонимся (Матф. 2:2), с Вифлеемом воспразднуем, с Сионом сретим (Песн. Песн. 3:11), с храмом освятимся, с Девою возвеличим и возрадуемся, с Иосифом принесем, как две горлицы (Лук. 2:24), душу и тело, с Симеоном приимем Христа в объятия, и с Анною повторим исповедание, да соделаемся причастниками вечных благ, по благодати, милосердию и человеколюбию Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава, с Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь113.
* * *
Сконч. в 386 г.
См. рукоп. Московск. Синод библиот. ХII в. (159–CLX), л. л. 74–77; сравн. Поучения святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Москва. 1900 г., стран. 358–366; Христианск. Чтен. 1840 г., 1 ч., стран. 115–128.