О послании святого Апостола Павла к Римлянам
Римские Христиане и начало церковного общества в Риме.
Столица всесветного государства, г. Рим всегда был полон людьми всех стран и народов, приносивших сюда вместе с дарами своей страны и обычаи своей родины и взгляды на все в мире, а вместе и свои верования. В Риме многое принималось и усвоилось как родное, не исключая богов, которые помещались в пантеоне. Здесь отведено было место и изображению Христа Спасителя, Которого многие Римляне могли видеть сами; а еще больше они могли слышать о Нем и Его чудесах от своих родных и близких, служивших в Палестине, тем более, что некоторые из Римлян были свидетелями окончательного суда над Ним, страшное исполнение которого сопровождалось столь великими чудесами, что один из Римлян при самом кресте исповедал Божество Иисуса Христа. Обращение ко Христу этого сотника имело конечно влияние и на других Римлян. Кроме того, многие были уже подготовлены к Христианству ранее, а именно: недовольством своими языческими суевериями, глубоким растлением нравов и всеобщим, как на Востоке, так и на Западе, ожиданием Спасителя. Многие из Римлян обращались в Иудейство, а Иудеи в это время только и жили ожиданием Мессии. Но Евреев в Риме тогда было очень много. Их нередко выселяли из Рима и для них отведен был особенный квартал, близ реки Тибра, куда отовсюду приходили корабли, где был центр всемирной торговли и где прежде всего получались все важнейшие известия со всего мира. Некоторые из Римских Евреев нередко посещали святой Иерусалим в праздники Пасхи и Пятидесятницы и, конечно, они не могли не слышать здесь о Христе, потому что никакой пришлец не мог не слышать этого (Лук. 24:18). Наконец, в день сошествия Св. Духа на Апостолов Римские Евреи прямо указываются как очевидцы этого величайшего события, после которого обратилось ко Христу более 3000 человек, из коих несомненно были некоторые и Римляне. Таким образом первое начало церкви в Риме положено было Самим Иисусом Христом и Духом Святым. И первыми Христианами в Риме были как природные Римляне, так и Евреи. Это, конечно, возбудило фанатиков Иудейства, пошли горячие и бесконечные споры, и без того в Еврейском квартале обычные, и вот Евреи, а с ними и Христиане из Евреев были изгнаны из Рима при императоре Клавдии.
Когда Апостолы рассеялись с проповедью о Христе по всем странам, то, конечно, некоторые из них могли заходить в Рим и в различной мере трудиться здесь над распространением церкви Христовой. По преданию, особенно благотворное влияние оказано было здесь Ап. Петром, которого сопровождал Марк, написавший со слов Ап. Петра Евангелие, прежде всего предназначавшееся для Римских Христиан, преимущественно тех, кои были из язычников. Римские католики говорят о многолетнем епископствовании в Риме Ап. Петра, но мысль о епископстве Апостола в Риме не может быть принята, потому что он был не епископ одной области, но Апостол, переходивший из одной области в другую. Долговременное же пребывание Ап. Петра в Риме не может быть оправдано хронологическими данными, так как большую часть своей жизни Ап. Петр провел в Палестине и в Апостольских путешествиях по другим странам. И когда писал Ап. Павел свое послание к Римлянам, Петра здесь не было, иначе бы Ап. Павел упомянул о нем «чести ради и Апостольства Христова», как говорит преосвященный Феофан в своем толковании на послание к Римлянам.