Источник

Обстоятельства написания послания к Римлянам

Кто бы ни насаждал и кто бы ни поливал семена Христова учения в Риме, во всяком случае они здесь быстро возрастали, так что слава о вере Римлян возвещалась в всем мире (Рим. 1:8). Но с добрыми семенами мало-по-малу возрастали и плевелы, произрастанию коих во многом способствовало то, что первоначальный состав верующих в Риме был не одинаков, а именно язычники и Иудеи. По-видимому, численный перевес был за первыми, но вторые превосходили первых первоначальною близостию к Христианству, что подавало им повод к некоторому превозношению и приверженности к ветхозаветным обрядовым установлениям; а Христиан из язычников это напротив унижало и стесняло.

Затем здесь было не мало и других вопросов и нестроений, так обычных для людей в переходные эпохи внутренней, нравственно-религиозной жизни народа.

Апостол языков Павел, совершивши многое множество дел благовестника на Востоке, от Иерусалима до Иллирика, считал своим долгом посодействовать устроению церквей и на Западе; но ему долго не представлялось к сему удобства, или вернее: ему не давалось на это Божественное соизволение. Вот он получил известие о состоянии церкви в Риме и желал бы пойти туда, чтобы своим мощным словом сказать слово истины, защитить Христиан из язычников и обличить несправедливые притязания на преимущество Христиан из Евреев, но он должен отправиться в Иерусалим, чтобы доставить туда пожертвования Коринфских Христиан. Опять препятствие, удаляющее его на долго от Рима.

Не теряя надежды посетить Рим после и имея в виду, что в Рим отправляется из Коринфа диаконисса Фива, проживавшая в Кенхреях (16 гл.), он пишет к Римлянам послание, которым желает Римлян наперед познакомить с собою и тем подготовить для себя почву для будущей проповеди. Апостол считал особенно удобным написать послание Римским Христианам, потому что некоторые из числа их были близки его сердцу, как знакомые (возвратившиеся в Рим при Нероне) и даже, быть может, обращенные им ко Христу, а также и потому, что в Риме, как многолюдной столице, письменная проповедь могла иметь великий успех, тем более, что здесь процветала образованность и ко всем произведениям письменным привыкли относиться с должным вниманием и серьезностию. Недаром здесь выступали с своими произведениями знаменитые Римские писатели: Тит Ливий, Тацит, Цицерон, Гораций и, наконец, Сенека, который, по мнению некоторых, впоследствии находился в сношениях с Ап. Павлом.

Из Коринфа Апостол отправился в Иерусалим, приблизительно в начале 59 года. Таким образом, послание к Римлянам было написано в конце 58 года, или в начале 59 года. Что послание писано было в Коринфе, это, между прочим, видно из того, что он посылает привет Римлянам от Гаия и Ераста, жителей Коринфа, и посылает послание из Кинхрей, прибрежного места, находившегося близ Коринфа.

Послание Ап. Павла к Римлянам, очевидно, произвело великое впечатление на читателей оного, а посему когда Ап. Павел чрез год или два явился в Рим, то Римские Христиане вышли ему на встречу до Аппиевой площади (Деян. 28:15). Еще большим уважением послание Павла стало пользоваться после того, как он увенчал свою проповедь мученическою за нее кончиною. Древнейшее свидетельство о послании к Римлянам находится у одного из первых епископов Римских, именно у св. Климента. Столь же рано оно было известно и на Востоке, как это видно из свидетельства св. Поликарпа, епископа Смирнского.

Так как послание прежде всего назначалось для Римских Христиан, то некоторые полагают, что оно первоначально было написано на Латинском языке; но Греческий язык послания представляет ясные следы первоначальной чистоты его, несвойственной переводам. С другой стороны, Греческий язык в то время был в большом распространении в Риме, почему его многие могли понимать свободно; на Латинском же языке стеснялись писать и природные Римляне.

Содержание послания к Римлянам вполне соответствует указанным обстоятельствам и целям написания, и в характере своем оно вполне носит дух ревности св. Ап. Павла по истинной вере.

После приветствия св. Ап. Павел вскоре высказывает главную мысль послания, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (1: 16, 17). Далее эта мысль раскрывается подробно в том, что язычники и Иудеи все находились во грехе и не могли оправдаться сами (3:20); поэтому ныне независимо от закона явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа (3: 22), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим (5:21).

Потом, как бы делая вывод из указанных главных догматов, Апостол показывает несостоятельность притязаний Евреев на мнимое свое превосходство (так как даже и самый закон Моисеев во многом потерял силу с установлением нового закона) и учит, что цель закона достигается в вере, которою руководились и ветхозаветные праведники. Не должны также превозноситься и язычники, избранные вместо отпадших от веры Евреев, так как по исполнении времен и Евреи примут Христианскую проповедь и спасутся (поистине здесь Апостол был всем вся). Наконец, в виде практических выводов, преподаются разные нравственные наставления, а именно: о святой жизни и взаимной любви (12), о повиновении властям (13), о снисхождении к немощным (14) и вообще о служении ближним (15). В заключении посылаются разные приветствия и благожелания (16).


Источник: Толковый Апостол / Сост. епископ Никанор. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1904-. / Часть 2: Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла. – 1904. – 548 с.

Комментарии для сайта Cackle