Источник

О жизни святого Апостола Павла и посланиях его

Жизнь и деятельность св. Апостола Павла, по имеющимся сведениям, столь выдается из ряда обычного течения жизни других Апостолов, что Богодухновенный дееписатель Лука посвятил изображению ее большую часть своей книги – Деяний св. Апостолов. В четырнадцати своих посланиях Апостол Павел также весьма нередко сам изображает многие обстоятельства своей жизни, а еще больше свое учение и вообще свои Христианские воззрения. Как величайший Апостол и знаменитейший Богодухновенный писатель, св. Апостол Павел был предметом изучения всех знаменитейших богословов и толкователей Священного Писания, начиная с древнейших времен и оканчивая нашим временем. Особенно любил сосредоточиваться на его жизни и трудах св. Иоанн Златоуст, относительно которого сложилось такое изречение: «Павловы уста – Господни уста, Иоанновы уста – Павловы уста, Господни уста – Иоанновы уста».

Необычайный личный характер Ап. Павла, а еще более необычайная жизнь его, исполненная сверхъестественных чудес и великих дел, в наше время, – время неустойчивых взглядов, – привели многих свободомыслящих западных толковников к построению самых разнообразных представлений о нем, причем одни преувеличивают его значение в раскрытии Христианского учения, а другие – напротив – умаляют и даже возводят на него клевету в изменении Христианства. Большая часть сих представлений основывается на неточном понимании сообщений о нем св. Апостола Луки, а также и собственных посланий Ап. Павла. Не видя необходимости здесь входить в суждение о всех неправильных представлениях образа Апостола Павла и даже не имея возможности дать полное изображение его жизни, мы, однако, представим главнейшие обстоятельства его жизни, обрисовывающие его, как Апостола и отчасти как писателя, надеясь с большею полнотою обрисовать характер его богословствования при ближайшем раскрытии его писаний, где вместе с тем покажется и то истинное значение, какое он имел в судьбе церкви вообще и в развитии ее письменности в частности.

После детства, проведенного Савлом в г. Тарсе Киликийском, в доме отца, – Еврея из колена Вениаминова и Римского гражданина, – жизнь его резко распадается на два периода, одинаково характеризующиеся его необычайною ревностию о вере: сначала Иудейской, а потом Христианской.

Отец Савла принадлежал к секте фарисеев, ревнителей Иудейской веры, поэтому он воспитывал сына в духе ревности по вере, сначала в г. Тарсе, а потом в Иерусалимской школе у знаменитого учителя Гамалиила, под руководством которого Савл, как юноша с пламенною душею, еще более укрепился в ревности по вере Иудейской и жизни вполне законной, посредством которой он думал оправдаться пред Богом. Кроме закона Еврейского учения, он учился многому, но, как истинный сын Израиля, он все, изучаемое им, усвоял с точки зрения подзаконной веры.

Когда Христиане проповедовали о Христе Спасителе и изобличали заблуждения Евреев, Савл видел в этом возмущение против веры отеческой, оскорбление Закона Божия, и поэтому он всею душею не терпел Христиан и, по горячей своей ревности, пламенно желал их погибели. Вот почему он находился при убиении первомученика Стефана и стерег одежды убийц. Потом он, ревнуя о вере, взял на себя труд преследования Христиан, – для чего он усердно отыскивал Христиан, входил в их дома, влачил мужчин и женщин на суд синедриона и заключал их в темницы. Не довольствуясь гонением Христиан в Иерусалиме, Савл отправился для преследования Христиан в Дамаск.

Казалось, что, при такой сильной ненависти Савла к Христианам, невозможно было ему когда-либо уверовать во Христа. Но «невозможная у человек – возможна суть у Бога».

Когда Савл приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и в этом свете явился ему Иисус Христос и сказал: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Потрясенный силою небесного явления, Савл в страхе упал на землю и спросил в смущении: «кто Ты, Господи?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Мгновенно сознав всю ошибочность прежних своих убеждений и всю несправедливую жестокость к Христианам и всю виновность свою пред Богом, Савл в ужасе спросил: «Господи, что повелишь мне делать»? и с этого времени Савл становится послушнейшим рабом Христовым.

Здесь в жизни Савла особенно резко выразилось воздействие на него всесильной благодати Божией, навсегда покорившей сердце его Христу. Она потом так изменила и переродила его, что ненавидевший Христа так возлюбил Его, что никакие скорби, лишения, мучения и даже смерть не могли отлучить его от любви ко Христу.

Получив от Господа повеление идти в город Дамаск, Савл встал, но ничего не видел, и его повели в Дамаск. Здесь он, раскаиваясь в своей прежней жизни, провел три дня в строгом посте и смиренной молитве о помощи свыше. Апостолу Анании было повелено Господом исцелить Савла и крестить его. При этом Господь сказал, что «это есть избранный сосуд Мой, он будет проповедником Моего учения, избранным, прекрасным; возвестит Мое учение народам, царям и сынам Израилевым» (Деян. 9:15). Когда Анания возложил руки на Савла и сказал, чтобы он прозрел и исполнился Духа Святого, то с глаз Савла спала как бы чешуя: он прозрел и принял крещение.

Чем было для 12 Апостолов пребывание их со Христом и получение Духа Святого в день Пятидесятницы, тем же было явление Господа Савлу на пути в Дамаск (2Кор. 12:1) и то наитие Святого Духа, которое подано было ему при крещении и возложении рук Апостольских. Получив оправдание благодатию Божиею и убедившись в бесплодности дел ветхозаветного закона, Савл умер для закона и восстал для новой жизни. Возлюбивши Христа, не как только сына Давидова, но и как Сына Божия, пострадавшего за всех людей, он весь отдался проповеди о Нем, как о Спасителе всех грешников, делающихся чрез веру в Него чадами Божиими.

Первая проповедь его раздалась в Дамаске (в 35 году по Р. Хр.), но вскоре потом он ушел в Аравию и пробыл здесь три года (Гал. 1:17), сколько для проповеди, столько же и для того, чтобы здесь в уединении привести в порядок все то, что так внезапно явилось в нем чрез Божественное откровение, произведшее в нем полнейший переворот, как умственный, так и нравственный, и чтобы здесь постом, молитвою и размышлением о тайне спасения, открытой в Писании, постепенно приготовить себя к достойному служению благовестника Христова. Возвратившись в Дамаск, Савл ревностно проповедовал веру Христову Иудеям, доказывая пророчествами, что Иисус есть обещанный Мессия-Сын Божий. Иудеи не могли опровергнуть Савла, поэтому они решились убить его. Избавившись от смертной опасности, Савл прибыл в Иерусалим и здесь повидался с важнейшими Апостолами: Петром, Иоанном и Иаковом, которые не нашли в его учении ничего несогласного с их учением о Христе. Хотел-было Савл проповедовать в Иерусалиме, в надежде, что Иудеи, услышав проповедь о Христе из уст прежнего гонителя веры, скорее обратятся ко Христу, но Господу не угодно было предоставить Свой избранный сосуд ярости Иудеев, и он покинул Иерусалим (Деян. 22:17) и отправился в Антиохию. Когда в Антиохии положено было начало обращения язычников ко Христу и Апостолы послали туда Варнаву, то с ним вместе отправился и Савл и пробыл там целый год, утверждая Христиан в вере. Плодом этой их деятельности, между прочим, были пожертвования, с которыми они посланы были в Иерусалим, где был тогда голод (при императоре Клавдии, в 44 году). За сим начались три великие Апостольские путешествия Савла, в связи с которыми были написаны и послания его.

Все три великие Апостольские путешествия Савла предпринимались из Антиохии, которую посему можно назвать Христианскою колыбелью веры для язычников. Заканчивалось же каждое путешествие Апостола языков посещением матери всех церквей – Иерусалимской церкви.

Отправляясь в первое путешествие, по особенному откровению Божию, вместе с Варнавою и Иоанном Марком, Савл приготовился к великому служению своему постом и молитвою и возложением рук пророков и учителей, бывших в Антиохии. Прежде всего Апостолы отправились на остров Кипр, родину Варнавы. По заповеди Господа, они возвещали учение Христово сначала Иудеям, а потом язычникам, и вскоре имели великий успех. В главном городе острова обратился ко Христу проконсул Сергий Павел, в память чего Апостол Савл сам стал называться Павлом. После нескольких лет проповеднического путешествия по Малой Азии, – Апостолы, совершивши многие чудеса (в Иконии, Листре, Дервии и других городах) и обративши многих ко Христу, возвратились в Антиохию и вскоре были посланы в Иерусалим на собор Апостольский, где они должны были защищать свободу Христиан-язычников от обрядового закона Моисеева. Собор определил не обязывать обращающихся ко Христу язычников к обрезанию и исполнению Моисеева закона и, написав это определение, поручил Силе и Иуде отнести его в Антиохию. Павел и Варнава также возвратились в Антиохию.

После собора Ап. Павел предпринял второе Апостольское путешествие с Ап. Силою. Посетивши ранее основанные Павлом церкви в Сирии и Киликии, они думали – было обосноваться в Ефесе, как средоточном городе всей Малой Азии, но Дух Святой, после обращения Галатов (4:14), привел Ап. Павла в Троаду и указал ему дело проповеди в Македонии и Греции, куда он и отправился с Силою, Тимофеем и Лукою. В это время были основаны Ап. Павлом церкви в Филиппах, в Солуни и других городах Македонии. Гонимый своими врагами, Апостол шел далее на юг и пришел в Афины, где пред Ареопагом говорил знаменитую речь о неведомом Боге, Которому поставлен был храм в Афинах. В Коринфе Ап. Павел пробыл почти два года, утверждая Христианство во всей Греции примером своей жизни, словом учения и письмами или посланиями.

Во время третьего путешествия Ап. Павел посетил Галатию и успокоил здесь Христиан, встревоженных несправедливым учением о соблюдении Моисеева закона; потом остановился года на три в Ефесе, откуда успешно распространял Христианство во все окрестные Малоазиатские области и посылал послания к Галатам и Коринфянам, которых посетил и сам, после страшного возмущения, произведенного Ефесским делателем идолов – Димитрием. И сие путешествие заключилось посещением Иерусалима, куда доставлены были им пожертвования Малоазиатских и Греческих Христиан.

Предвидя близкий конец своей деятельности, Ап. Павел в Милете трогательно прощался с пресвитерами Ефесскими. И это предчувствие Апостола сбылось. В Иерусалиме он был взят в темницу, и потом два года его томили проволочкою судебною в Кесарии. Не найдя здесь никакой справедливости, он потребовал суда кесарева, почему и был отправлен в Рим. Апостол Лука живо и трогательно описал это путешествие Апостола, исполненное чудес. В Риме дело Апостола долго не разбиралось, и он в течение 2 лет жил здесь под стражею, дозволявшею ему принимать к себе сотрудников его, которые сообщали ему о положении дел в основанных им церквах, что подало ему повод к написанию некоторых посланий (Колоссянам, Ефесянам и другим). Освободившись от уз, Ап. Павел, по преданию, снова посетил восток и благовествовал на крайнем западе. Во время гонения Нерона Ап. Павел был взят, приведен в Рим и после суда приговорен к смерти, чрез отсечение главы, что и совершилось 29 июня 67 года.

Посвятивши почти тридцать лет самой цветущей поры своей жизни на Апостольские труды, св. Ап. Павел огласил своею проповедию почти все концы тогда известного мира.

Этой широте живого благовестия вполне соответствует необычайное богатство и письменной проповеди Апостола языков, зависевшей от многообразных церковных затруднительных обстоятельств, по поводу коих Апостол спешил то со словом вразумления, то со словом утешения и наставления, то с угрозою, то с предостережением и похвалою. Все 14 посланий Апостола по объему своему равны почти трети всего Нового Завета. Первенство между всеми посланиями по времени принадлежит посланию к Солунянам, которое было написано около 54 года; вскоре потом написано было второе послание к Солунянам, далее послание к Галатам (55 г.), к Коринфянам (58 г.) два, к Римлянам (58 г.). Все эти послания явились до 60 года, после коего были написаны послания к Ефесянам (60 г.), Колоссянам (62 г.), Филимону (63 г.), Филиппийцам (64 г.), к Евреям (64 г.), к Титу (64 г.), к Тимофею первое (65 г.) и последнее второе к нему же (67 г.). Таким образом, все послания написаны были почти в продолжение 14 лет и после того, как почти столько же лет он проповедовал только устно.

Не все послания Ап. Павла распространялись одинаково скоро, а потому не везде и размещение их в полных сборниках одинаково. В принятом ныне размещении их порядок основан на кажущейся величине их, кроме послания к Евреям, которому отведено место не среди других больших посланий потому, что оно не скоро сделалось известно, почему о нем были высказываемы сомнения.

Что касается существенного содержания всех посланий Ап. Павла, то, помимо свойственного каждому из них особого предмета, все они так или иначе выражают ту существенную мысль, которую Ап. Павел отобразил в своей жизни, и которая составляла главный предмет его устной проповеди, а именно, что человек получает оправдание не чрез дела Ветхого Закона, но чрез Христа, благодатию Святого Духа, получаемой по вере.

Как человек, получивший высокое школьное образование, Ап. Павел в изложении своих мыслей является большею частию весьма последовательным. Обыкновенно он сначала высказывает основоположительные или иначе догматические истины и потом, как следствия из них вытекающие, нравственные истины, или наставления.

В отношении изложения его речь отличается необыкновенною живостию представления, глубиною мыслей и силою доказательств. Особенно пространны и последовательны его доказательства существенных Христианских истин: Мессианского достоинства Иисуса Христа, действительности Его воскресения, отмены закона Моисеева и значения благодати. Здесь он по преимуществу обнаруживает всю полноту своей разносторонней образованности (сказывающейся в обширном знакомстве его с Свящ. Писанием Ветхого Завета) и всю мощь диалектической Греческой учености, а также всю полноту пережитого и перечувствованного им лично. Но над всем этим господствует его Богодухновенность, о которой он сам свидетельствовал пред Солунянами, говоря, что его благовествование не в слове, но в силе и во Святом Духе. Кроме того у него везде царит необычайная горячность чувства ревности по вере, доходящей нередко до огненной пылкости, сказывавшейся иногда в резких отступлениях от общепринятых приемов литературного изложения (длиннота периодов), отчего по местам встречается некоторая темнота речи, о которой говорил Ап. Петр и даже сам Павел.

Вообще как в изложении, так и в речи, Ап. Павел является величайшим и поучительнейшим образцом истинного богословского изложения Христианского учения, которым он положил прочное начало Христианской письменности, богатой всеми лучшими приемами изложения.

Речь Апостола льется непрерывным потоком. Доказательства у него сменяются вопросами, восклицаниями; он то убеждает, то увещевает, то наконец, подобно пророкам, угрожает гневом Господним. Как в жизни своей он был всем вся, так и в писаниях своих он является в своей речи различным, сообразным с предметами и лицами.

Не подражая рабски ученым своего времени (чрез диалектику), Ап. Павел новыми мыслями своими привносит в общий строй языка Нового Завета некоторые новые черты и способы для дальнейшего раскрытия Христианского учения.

Послания Апостола Павла заметно выделяются, по сравнению их изложения с изложением прочих посланий Апостольских, большею частию отличающихся характером отрывочности, Евангельской простоты и несложности речи.

Если Петр был камнем в твердости своей веры, за что ему обещаны ключи Царствия Господня, чтобы он доставлял доступ в него всем, подобно ему, твердо верующим в Господа Спасителя; если Иоанн Богослов на крыльях своего высокого созерцания возносил души любящих Бога к Престолу Вседержителя и согревал всех огнем любви своего слова, возгоревшегося от Слова жизни: то пламень духа ревности Ап. Павла, вспыхнувший в нем от сияния славы Господа, попалял всякое заблуждение и неверие. Слово Божие в устах его было острейшим меча обоюдоостра и проходило до разделения духа и тела, членов же и мозгов. Св. Иоанн Златоуст так говорит о действии слов Павла на души верующих: «как имеющий у себя закаленную сталь, так бывает силен и знающий Павла; как безопасен владеющий острым мечем, так бывает неприступен и этот». «Потоки слов его обильнее, чище и глубже моря, так что не погрешил бы тот, кто назвал бы сердце Павлово и морем и небом, – небом по чистоте, морем по глубине... Кто хочет погрузиться в это море, тот найдет в нем все блага Царствия Небесного и никогда не подвергнется кораблекрушению». «Как лев, рыкающий и испускающий из уст пламень, он для всех (врагов) был нестерпим. Непрестанно он являлся всюду. Приходил к одним, спешил к другим, налетал скорее ветра. И управляя вселенною, как одним домом, или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания пастырям церкви: всем был вся, чтобы всех спасти» (25-я Беседа на 2 Кор.). «Из сердца его разливался на все дух жизни... В этом сердце был источник текущий и напояющий не лицо земли, но души человеческие... Оно жило новою, а не этою нашею жизнию, было сердцем Христовым, скрижалию Духа Святого, книгою благодати... Но, возлюбленные, и Павел был подобострастный нам человек, и у него было то же естество, которое имеем и мы! Только он явил величайшую любовь ко Христу, и потому взошел превыше небес и сравнялся с Ангелами» (32-я Беседа па послание к Римлянам).


Источник: Толковый Апостол / Сост. епископ Никанор. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1904-. / Часть 2: Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла. – 1904. – 548 с.

Комментарии для сайта Cackle