Источник

XIII. Приключения Иосифа

Семнадцатилетний Иосиф, любимый сын его старости, пас вместе с братьями стада; но братья завидовали предпочтительной любви родителя к отроку, которого отличил он пред всеми разноцветной одеждой. Еще более умножилась их ненависть, когда Иосиф неосторожно рассказал им сновидения, возвещавшие его грядущее величие: как вязали они вместе снопы в поле, и снопы братьев поклонились воздвигнутому снопу его, и как в другой раз солнце, луна и одиннадцать звезд ему поклонились. «Неужели подлинно ты будешь царствовать над нами?» говорили ему ожесточенные братья, и сам отец упрекал отрока за надменные видения, хотя и сохранял в сердце слова его.

Однажды Израиль послал возлюбленного сына, из долины Хевронской, принести ему весть о братьях, которые пасли стада около Сихема; братья же увидев его издали, стали замышлять против него злое. «Убьем сновидца, говорили они между собой, и бросим в пустой колодезь, чтобы видеть, исполнятся ли сны»; но старший Рувим удержал их от пролития крови, и желая спасти отрока, советовал лучше опустить его в сухой колодезь, отколь надеялся втайне извлечь и возвратить родителю. Послушались жестокие братья и, сняв разноцветную одежду с Иосифа, опустили его в безводный колодезь; и вот показался вдали караван Измаильтянский, идущий в Египет: пробудилась совесть в сердце одного из братьев, Иуды: «что нам пользы убивать единокровного, сказал он; лучше продадим его Измаильтянам», и они продали отрока в Египет за двадцать сиклей серебра.

Когда же Рувим возвратился к колодезю и не нашел в нем Иосифа, исполненный горести, разодрал на себе одежды: «отрока нет! Воскликнул он братьям, как покажусь родителю?». Но они, заглушив совесть, обагрили кровью козлею разноцветную одежду Иосифа и послали её к отцу с горьким вопросом: узнает ли одежду возлюбленного, найденную ими в пустыне? – Зарыдал, узнавши её Израиль; «эта его риза, воскликнул он, лютый зверь разтерзал сына моего!» и старец, разодрав собственную одежду, положил на себя вретище, много дней оплакивая погибшего. Тщетно собрались вокруг него все сыновья и все дочери, чтобы утешить; не хотел утешиться убитый горем, взывая только: «сетуя сойду я к сыну моему!» А между тем сына продали купцы Измаильтянские в Египет, Пентефрию, начальнику стражи Фараоновой.

Суд Божий постиг брата, его продавшего, в горестях семейных. Два сына Иуды, Ир и Авнан, один за другим, поражены были преждевременной смертью от Господа, за их пороки, когда еще младший, Силом, не достиг совершеннолетнего возраста, чтобы восстановить семя братьям, и потому не мог еще взять за себя, по обычаю местному, оставшуюся после них вдову Фамарь. Иуда отпустил невестку к отцу; она же видя, что и после совершеннолетия Силома останется вдовой, искала даже с опасностью жизни, снять с себя пятно бесплодия пред народом, путем беззаконным, хотя и без нечистого помысла.

Это не помешало однако старшему сыну её Фаресу, быть в числе родоначальников Мессии, и на него прямо указывает Евангелист Матфей, в книге родства Христова. Так велико было снисхождение Того, кто истощив сам себя до рабского подобия, и не гнушаясь ни кем из праотцов Своих по плоти, показал тем, что действительно принял на Себя все болезни наши, как и понес все грехи.

Между тем Иосиф жил в Египте, и с ним был Господь. – Вельможа Фараонов, видя, что во всем ему споспешествует Бог, поставил юношу Еврейского над всем домом своим. Но красота Иосифа поразила взоры Египтянки, жены Пентефриевой, и она хотела склонить его к измене долгу своему. С трудностью противостоял Иосиф искушению, напомнив ей самой о священной обязанности супруги, и тем раздражил ослепленную страстью. Однажды, в отсутствии мужа, она хотела удержать у себя юношу; целомудренный бежал, оставив в её руках верхнюю свою одежду, и Египтянка, полная ярости, с воплем призвала домашних, оклеветав пред ними пришельца Еврейского, в нечестивых помыслах против супруги своего господина. Поверил ей и Пентефрий, когда представила в обличение саму одежду юноши; в порыве гнева он ввергнул Иосифа в темницу, где содержались царские узники; но и там Господь был с невинным и внушил благоволение стражу темничному, который поверил ему всех узников.

Случилось, что виночерпий и хлебодар Царя Египетского провинились пред Фараоном, и он заключил их в темницу; Иосиф был приставлен служить им. Узники видели сны, и недоумевали, как объяснить их. «Не от Господа ли истолкование снов?» сказал им юноша, когда увидел их мрачные лица, и хотел слышать сон каждого. – Виночерпию виделась лоза виноградная и три расцветшие ветви, с созревшими на них плодами; в руке его была чаша Фараонова, которую и подал Царю. – «Три ветви значат три дня, сказал ему Иосиф, чрез три дня опять поставит тебя Фараон на прежнее место, и ты подашь ему чашу; вспомни тогда и меня, и выведи из темницы, ибо я украден из земли Еврейской и не сделал здесь ничего злого, чтобы быть ввергнутым в сию пропасть.»

И хлебодар рассказал сон свой Иосифу: ему виделось, что он несет на голове три корзины; в верхней была пища Фараонова и налетевшие птицы ее клевали. Горько было истолкование, но не умолчал правдивый юноша: «три корзины значат три дня, отвечал он; через три дня Фараон снимет голову твою и повесит тебя на древе, а птицы будут клевать плоть твою.» – Три дня спустя вспомнил Фараон, на торжественном пиршестве, о своих виночерпии и хлебодаре, и казнив последнего, принял опять чашу из рук первого; но освобожденный забыл в темнице предсказателя.

Прошло два года и Фараону виделся сон: ему казалось, он стоит при реке, и вот исходят из волн семь коров тучных и пасутся на берегу; исходят и семь других, тощих, которые поедают тучных. Проснулся Фараон и опять заснул, и опять видел сон: семь колосьев тучных вышли из одного стебля, и после них семь колосьев тощих, погоревших от зноя, которые поели тучные. Смятенный призвал утром всех гадателей и мудрецов Египетских, и никто не объяснил ему сна. Тогда виночерпий вспомнил грех свой; он сказал Фараону о юноше Еврейском, изъяснявшем сны в темнице, и призвал Царь Иосифа, требуя от него истолкования.

«Бог дает спасительный совет Фараону», скромно отвечал Иосиф, и выслушав сон, открыл Царю волю Божью: «семь коров и семь колосьев тучных и столько же тощих, означают семь лет; это один сон: семь лет будет великое плодородие во всей земле Египетской, а после наступят семь лет голода, так что исчезнет прежнее обилие; сон же повторился дважды, ибо это событие от Бога и близко. И так да усмотрит Фараон мужа разумного и поставит его над всею землею Египетской, собирать пятую часть хлеба в годы обилия, и сия пища будет в запас на время голода, чтобы не опустошилась земля.»

Понравилась мудрая речь сия Фараону: «найдем ли иного подобного человека, который имел бы в себе Духа Божья?» сказал он рабам своим и, обратясь к Иосифу, говорил ему со смирением сердца: «когда уже все сие открыл тебе Бог, то нет разумнее и мудрее тебя; ты будешь над домом моим и над всей землей Египетской, и твоего слова держаться будет народ мой; только престолом я буду выше тебя.» Сняв перстень с руки своей, он отдал его Иосифу, облек его в ризу багряную, возложил ему на грудь золотую цепь, и велел везти на своей колеснице, с глашатаем, что его поставил Царь над всей землей Египетской. – Он нарек ему новое имя, и дал в супруги дочь жреца Илиопольского, тридцати лет от рождения обошел Иосиф все царство Фараоново.

В лице смиренного и вознесенного Иосифа, таинственно отразилось самое лицо грядущего Искупителя. Посланный отцом своим, чтобы посетить братьев, продан ими невинный юноша, по предложению Иуды, за двадцать сребренников, как и другой предатель из Апостолов, Иуда, продаст за тридцать сребренников Христа, посланного Отцом небесным к братьям Его человекам; но чрез сие предательство Иосиф делается не только владыкой братий и Египта, но и спасителем окрестной земли, питая всех обилием своего хлеба; так и Христос, пострадавший за нас, дает всему миру спасительную пищу божественного хлеба; и ему дана всякая власть на небеси и на земли. И в других обстоятельствах то же изумительное сходство с небесным образцом: праведник, по клевете, брошен в темницу и с ним два преступника, как и Христос распят на кресте, между двух разбойников. Иосиф предсказывает одному спасение, другому смерть, и Христос спасает одного, оставляя нераскаянным другого; но Иосиф просит сам того, кому обещает спасение, чтобы вспомнил о нем во дни своей славы; Христа же умоляет кающийся разбойник: «помяни мя Господи во царствии своем.»

Сбылось предсказание Иосифа, и семь лет приносила земля обильную жатву, так что он наполнил житницы, и в течении сего времени благословил его Бог, двумя сыновьями, Манассием и Ефремом, которые привели ему в забвение все прежние бедствия. После же семи лет настал голод по всей земле, и в Египет, где открыл житницы Иосиф, начали стекаться отовсюду за хлебом.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle