Источник

Беседа на Евангелие Недели сыропустной6

Учение Иисуса Христа о Страшном Суде (Неправильное провождение масленицы)

Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?

В сегодняшнем евангельском чтении предлагалось учение Христово о прощении грехов наших, об истинном посте и попечении о небесных сокровищах (Мф. 6:14–21. Зач. 17).

...

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте ceбе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

...

В начале Евангелия говорится: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Почему Господь не прощает тех, которые сами не прощают других?

Потому, что кто не прощает другого, тот не сознает всей своей греховности пред Богом, так как грехи людские друг перед другом весьма мелки и ничтожны сравнительно с грехами пред Богом. Это прекрасно показано Иисусом Христом в притче о немилосердном должнике, которую мы уже объясняли вам, братие. Еще непрощающий другого оказывается злым, а чрез то удаляет от себя благость и милость Божию. И не только Божия благость, но и наше человеческое расположение отталкивают от себя недобрых из людей.

Далее в Евангелие говорится: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Как понимать эти слова Иисуса Христа?

Здесь Господь научает истинному посту. Лицемеры из постившихся Иудеев не имели в сердце своем сокрушения о грехах, а в наружности своей показывали, что их снедает эта скорбь о грехах: делали, например, лица свои унылыми и мрачными; не умывали лица своего; не чесали и не умащали волос маслом, как было в общем обычае; носили одежды разодранные и нечистые; посыпали голову пеплом. Так делали они, чтобы показаться постящимися людям. Господь Иисус Христос осуждает это. Он заповедает поститься не из тщеславия, чтобы видели нас постящихся другие и прославляли за то, потому что, если будет так, то не получится награды на Небе от Бога, так как получается уже она на земле, в похвале от людей – «Истинно говорю вам... они уже получают награду свою». Иисус Христос заповедает поститься преимущественно пред Богом, т. е. полагать пост в сокрушении о грехах и исправлении жизни. «Помажь голову» и пр., т. е. являйся пред людьми таким, каким ты обыкновенно являешься. Еще под «головою» отцы Церкви разумеют разум и другие способности души, а под «лицем» – самую жизнь и действия человека, т. е. при внешнем пощении должно намазать разум свой миром твердой веры, а сердце – елеем милосердия к ближним, омыть слезами покаяния жизнь и все греховные нечистоты. Т. е. должно поститься не только телом (воздерживаться от излишней постной пищи и не вкушать скоромной), но поститься и духом (более обыкновенного воздерживаться от грехов и делать добро). «Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне, – поется в церковной песни великого поста. – Разрешим всякий союз неправды, дадим алчущим хлеб...» (В среду 1-й нед на вечер, стих.). Подобным образом поучал еще в ветхозаветное время пр. Исаия (Ис. 58:4, 6, 7).

В конце Евангелия говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как понимать эти слова Христовы?

"Сокровища», которые Господь заповедает собирать «на небе» вместо земных сокровищ – это истинная вера в Бога и жизнь по закону Божию. Эти сокровища не то, что земные, каковы: богатые одежды, дорогие вещи, которые и моль со ржавчиною портят, и воры крадут – они вечны, их нельзя ни уничтожить, ни похитить, за стяжание их – вечная награда на Небе. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». В этих словах содержится побуждение больше заботиться о небесных благах, чем о земных. Обыкновенно сердце наше привязывается к тому, чем оно занимается. Хорошо, если оно привяжется к небесным благам, но будет худо, если привяжется к земным.

Чему особенно поучает и как приготовляет к посту нынешнее Евангелие?

Им внушаются три поучения: первое – что для получения прощения грехов необходимо прощение обид. Простим мы других – и сами получим прощение от Бога, не простим других мы – и сами не будем прощены Богом. Это самое указано было Иисусом Христом и в притче о немилосердном должнике. Указывается и в следующих словах молитвы Господней: «И остави нам долги наша, якоже (подобно как) и мы оставляем должникам нашим».

Второе, что внушается нынешним Евангелием – это то, в чем состоит истинный, богоугодный и спасительный пост: не в одном неядении скоромной и воздержании от постной пищи, но при этом и в воздержании от худых мыслей, слов и дел. Так как мы состоим из тела и души, то и должны поститься и телом и душею. Следовательно недостойно поступают те, которые постятся или одним телом, т. е. употребляя постную пищу, не удерживаются от худых мыслей, слов и дел, или одною душою – без участия тела. «Прославляйте Бога, – т. е. служите Богу, например, молитесь, поститесь, – и в телах ваших, и в душах ваших» (1Кор. 6:20) – учит св. ап. Павел. Поститься одним телом или душею – значит поститься как бы наполовину.

Третье, что внушается нынешним Евангелием – это то, что наш долг заботиться о приобретении небесных сокровищ, т. е. вечного спасения, преимущественно перед заботою о земных благах: деньгах, имуществе. Так как вечное несравненно дороже временного, дороже настолько, насколько оно выше и важнее, и когда будем умирать, то никаких земных сокровищ не возьмем с собою в загробную жизнь, а все оставим и пойдем туда только с одною верою и добрыми или худыми делами.

И что, если мы, братие, собирали все земные сокровища, а не небесные? Тогда горе нам будет за гробом! «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» – говорится в Евангелие (Мк. 8:36, 37).

Этими тремя внушениями нынешнее Евангелие, братие, и поучает и приготовляет нас к посту. Усвоимте себе эти евангельские внушения.

* * *

6

Неделя эта называется сыропустною потому, что ею оканчивается вкушение сырной пищи и начинается пост. Так как в этот день читается Евангелие о прощении обид и, чтобы получить пpoщение от Бога в предстоящие дни покаяния, правосл.христиане имеют обычай испрашивать в этот день друг у друга взаимное прощение, то Неделя Сыропустная называется в просторечии Прощеным воскресеньем.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle