Беседа на Евангелие восемнадцатой недели по Пятидесятнице
Чудесный лов рыбы и призвание апостолов (При начатии дела должно обращаться к Богу)
Что читалось сегодня из Евангелия?
О призвании к апостольству Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5:1–11. Зач. 17).
...
"Стоял Иисус у озера Геннисаретского, и увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находящимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».
...
Сегодняшнее Евангелие не представляет в себе ничего непонятного или неудобопонятного кроме слов «отныне будешь ловить человеков», которые сказал Иисус Христос Петру, когда из рыболовов призывал его к апостольскому служению. И эти слова были уже объяснены нами (припомн. объясн еванг. 2-й нед. по Пятидес.). Они значат: «Ты будешь проповедывать Евангелие и сею проповедью подобно рыболовным сетям извлекать людей из жизни в неверии и грехе», т. е. обращать ко Христу, к Его Вере.
Что особенно поучительного для нас, братие, можно вывести из сегодняшнего Евангелия?
Апостолы, ловя рыбу, трудились всю ночь и ничего не поймали, но потом, когда пришел к ним Иисус Христос, то лишь только закинули сети по слову Его, как поймали великое множество рыбы. Так, при начатии всякого дела должно испрашивать благословения и помощи Божией, чтобы иметь успех. Потому-то у нас и есть особые молитвы для чтения при начатии дела и равным образом – для благодарения Бога за помощь по окончании дела.
Вот от чего бывают и могут быть иногда не успешны наши, братие, дела и предприятия, что мы не подумаем о Боге, когда задумываем какое-нибудь предприятие или начинаем какое дело, не помолимся Ему, не попросим Его благословения и помощи, а задумываем дело, начинаем и делаем его сами собою, без мысли о Боге. Возможны ли дела у нас, таких слабых существ, без помощи Божией? Святой апостол Павел говорит, что мы и помыслить-то ничего доброго не можем без помощи Божией (2Кор. 3:5). А наша народная пословица говорит, что мы без Бога не можем сделать ни одного шага.
А мы, братие, еще иногда объясняем неуспех в предприятиях и делах своих какими-то «тяжелыми» днями, в которые начали дело и, что еще страннее и смешнее, иногда встречею с духовными лицами: священником или диаконом.
«Ныне день тяжелый, не начну дела», – думают некоторые из нас, когда хотят начать какое-либо дело. «Это произошло оттого, что начали дело в тяжелый день», – говорят они же, объясняя причину неуспеха в каком-либо деле. Какие же это «тяжелые» дни? Обыкновенно понедельник, среду и пятницу считают за такие дни. Но разве эти дни не такие же дни, как и все прочие? Господь сотворил все дни одинаковыми. И сам Он творил мир во все шесть дней недели одинаково. Да тысячи дел, не могут не сказать деловые люди, которые они начинали и начинают в эти, по мнению других, «тяжелые» дни, удавались и удаются, если они могли и могут иметь yспех. Но, наоборот, дела, начатые и в так называемые «легкие» дни, оставались и остаются без yспеxa, если они почему-нибудь не могли и не могут иметь его. Не оттого ли понедельник, среда и пятница почитаются «тяжелыми», что в понедельник тяжело приниматься за дела после воскресного досуга, а среда и пятница, как дни постные?
«Я встретился с духовным лицом, не будет мне успеха, – думает человек, идущий по какому-либо делу, при встрече с священником и диаконом. – Давай оплюнусь». Боже! Как может увлекать человека злой дух и играть им, как игрушкою. Встреча с лицом священным, служителем Божиим, человеком более близким к Богу, своим духовным другом и благодетелем, означает неуспех! Напротив, скорее успеха, и успеха нежданного, нужно ожидать от такой встречи. Вот в худом деле может, пожалуй, и не быть yспеха от встречи с духовным лицом. И не оттого ли именно и сложилось мнение на счет неудачи в делах от такой встречи? А злой дух переносит это и на добрые дела. Оскорбление великое для духовного лица – думать так о нем.
Но оскорбление увеличивается еще более, когда оплевываются при этой встрече. Плюнуть при встрече с последним из людей – грех и оскорбление. Плюют на сатану при крещении в знак презрения к нему. Скажет ли кто, что плюют не от презрения к духовному лицу, а для предотвращения неудачи, которая может произойти от встречи с сим лицом. Но это и безрассудно и даже смешно! Да подумают посерьезнее наши суеверы – можно ли предотвратить неудачу тем, что оплюнешься? Откуда такая сила в оплевывании? Если бы это было так, тогда не было бы у нас никаких неудач, стоило бы только почаще оплевываться. Вот, братие, как нелеп и даже смешен, и при этом обиден и греховен предрассудок насчет «тяжелых» дней, а особенно против встречи с духовным лицем. Это ничто иное, как хитрость злого духа – оскорблять духовных лиц как своих противников и врагов в деле спасения человеческих душ и вводить мирских людей в большой грех против своих пастырей и учителей.
Бойтесь иметь сей предрассудок. А больше молитесь Богу пред всяким делом!