Источник

Речь при встрече в Харьковской Университетской церкви ИХ ВЕЛИЧЕСТВ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ и Их Императорских Высочеств Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича, 19-го октября, 1888 года10.

Благочестивейший Государь!

Благодарение Господу, после страшного бедствия, поразившего ужасом сердца наши, мы узрели Тебя и Августейшее Семейство Твое здравыми и невредимыми. Мы с изумлением спрашиваем себя: каким чудом среди крушения, смертей убитых и стонов раненых остались живыми и целыми – и Ты, и Супруга Твоя, и Чада Твои – до малого младенца?

Подлинно, чудом, которое составляет явление непонятное для нашего ограниченного разума, но нередкое в ряду дивных дел промышления Божия о царях и народах; чудом, которое удивляет и верующих, но не способом его совершения, обычным для Всемогущего Бога, а величием Его милости и любви к верным рабам Его.

Некогда царь Давид, спасенный от одной из многих, постигавших его бед, вопреки расчетам человеческим, с изумлением исповедал милость Божию к нему в знаменательных словах: „Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему с святых небес Своих могуществом десницы Своей“ (Пс. 19, 7).

Царь Израильский исповедал, что Господь спас его „могуществом десницы Своей“ не только как Давида, стремившегося всем сердцем служить Богу истинному, но паче как помазанника Его, как исполнителя судеб Его о народе избранном и о всем человечестве. На главе Давида покоились обетования Божии о явлении Христа из потомства его, об утверждении вечного духовного царства Мессии, и о спасении человечества, долженствовавшем явиться от Сиона и из Иерусалима. И вот Давид, сознавший свое высокое призвание, посвятивший все помыслы, желания и труды свои верному исполнению своего долга, говорит, что „Господь отвечает ему с святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей“.

Благочестивейший Государь! Созерцая благоговейно жизнь и деяния Твои, мы отчасти уразумеваем чудо спасения Твоего и Семейства Твоего из челюсти смерти. Как и Давид, ты верный раб Божий и муж по сердцу Божию (Деян. 13, 22), и на главе Твоей, как помазанника Божия, покоится благая воля Божия о Церкви православной, о народах Тебе и нам единоверных и страждущих, об отечестве нашем, угрожаемом врагами внутренними и внешними. Ты на пути в исполнении Своего высокого призвания, – и Господь „ответил Тебе с святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей“. И Он спас не только Тебя Самого, но и милых Твоему сердцу, и тех, кого Ты любишь, и кто составляет Твое утешение среди тяжких трудов Твоих.

В воле Божией о Тебе сокрыта воля Божия и о нас; в Твоей судьбе наша судьба и народов, единоверных нам; в Твоем спасении – наше спасение; в чуде Твоего избавления – чудо Божия к нам милосердия. Вознося о Тебе горячие молитвы, мы молим Господа и о том, чтобы Он удостоил и нас под Твоим водительством исполнить святую волю Его, так ясно открывающуюся нам в Твоих деяниях и в событиях Твоей жизни.

Господи, спаси Царя, и услыши ны в онь же аще день призовет тя (Пс. 19, 10).

* * *

10

После чудесного спасения Их при крушении Императорского поезда 17 октября.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle