Дионисий архим. Троице-Сергиевской лавры
Дионисий, архим. Тр. Сергиевской лавры, преп. (ум. 1632 г.), едва ли не более всех, после патр. Гермогена, способствовавший умиротворению России в период смутного времени, своими пламенными воззваниями возбудив русских людей подняться на защиту бывшего на краю гибели отечества. Родился Д. в г. Ржеве и при крещении был назван Давидом. Родители его, вскоре переселившиеся в Старицу, позаботились отдать его в учение двум инокам Старицкого монастыря, у которых он скоро приобрел любовь необычайной кротостью и прилежанием. Достигши возраста, согласно желанию родителей, вступил в брак и вскоре был удостоен за благочестивую жизнь сана священника. Но в миру ему пришлось жить недолго; со смертью жены и двух сыновей, он постригся в Старицком монастыре с именем Дионисия. Кротость и сознание своей греховности, вместе с опасением ввести в грех другого человека, были постоянными качествами новопостриженного инока, отличавшегося высоким ростом и красотою лица. Скоро братия избрала его казначеем, а около 1605 г. он был посвящен в архимандрита и сделался настоятелем монастыря. Между прочим, на время его настоятельства падает пребывание в мон. патр. Иова, которого прислали сюда с грамотою, чтобы держать его «во озлоблении скорбнем». Но Д. не мог допустить подобного отношения к патр., он сам явился к нему за приказаниями, отдавая все в его полное распоряжение, и всегда старался, как мог, облегчить положение страдальца. После же смерти патр., воздвиг над его могилой каменную палатку в виде часовни. Умом, благочестивою жизнью и ревностным отношением к своему долгу Д. приобрел особую любовь патр. Гермогена, который почти постоянно держал его в Москве, пользовался его советами и вместе с ним ратовал против врагов отечества. В 1610 г., когда настоятель Тр.-Серг. лавры Иоасаф удалился на покой, Д. был назначен занять его место. На это время – настоятельства его в лавре – и падает его главная заслуга перед отечеством. Вместе с келарем и братией Д., чтобы поднять дух патриотизма в русских людях, начал рассылать по городам грамоты, в которых призывал всех восстать единодушно на защиту отечества и веры. «Многи епистолии архимандрит (Д.) во время кровопролития христианского по градам посылал, в тех грамотах болезнования Дионисева о всем государстве Московском безчисленно много. И буде изволите вы, государи, разума его искати: то в тех его посланиях не токмо под Москвою, но и во многих городах воеводам и всяких чинов многим людям подкрепление мужества от его совета и разума великое бывало» (Жит. Д. Москва 1824. 40–49). До нас дошли только три такие грамоты: одна писана в июле 1611 г.; другая – в октябре и третья – в апреле 1612 г. В основном все они сходны между собою, разнятся только в частностях. Начиная с указания, что за грех праведным судом Божиим ниспослано междоусобие, когда «отец восстал на сына, сын на отца и пролилась родная кровь», – грамоты далее говорят, что, благодаря предателям и их советам, в Москву проникли польские и литовские люди, сожгли ее, истребили множество жителей, разорили церкви, поругали святыни, низвергли с престола патр. Гермогена. Чтобы не до конца погибла вера православная, все должны спешить с посильной помощью к Москве: «Бога ради, покажите свой подвиг, молите служилых людей, чтобы всем православным христианам быть в соединении и стать сообща против наших предателей и против врагов креста Христова, польских и литовских людей... Смилуйтесь пред общею смертною погибелью, чтобы и вас не постигла такая же лютая смерть!.. Сами знаете, что всякому делу надлежит одно время... Если и есть в ваших пределах недовольные, Бога ради отложите то на время, чтобы всем нам единодушно потрудиться для избавления православной веры от врагов, пока к ним помощь не пришла. Смилуйтесь и усилитесь, и поспешите на это дело: помогите ратными людьми и казною, чтобы собранное теперь здесь под Москвою воинство от скудости не разошлось. О том много и слезно, всем народом христианским, бьем вам челом!» Грамоты производили сильное впечатление и, несомненно, 27-м ноября Москва, много, если не всецело, обязана им.
Нельзя не упомянуть и о том, что когда в 1612 г. при последнем напряжении ополчения для освобождения Москвы, казаки отказались помогать, пока не получат жалованья, то братия Тр.-Серг. лав., после обсуждения на соборе во главе с Д., решила послать драгоценные ризы в залог казакам. Такая жертва тронула казаков, и они решились претерпеть все, но не уходить от Москвы, пока не освободят ее.
Но этого горячего патриота, ревностного защитника родной веры и страны в будущем, по освобождении Москвы от врагов, ожидали не почет и благословение, а, наоборот, мучения и истязания. Д. был книжник. По его повелению Арсений Глухой переписывал книгу Канонник и сделал в ней некоторые исправления. 24 же окт. 1615 г. по повелению государя он посылал того же Арсения с Иваном Наседкою в Москву «правити книга Потребник», но они отказались от этого дела «без настоятеля от властей». Тогда, в 1616 г. 8 ноября, государь повелел самому Д. вместе с этими же лицами и другими старцами, «которые подлинно и достохвально извычны книжному учению, и грамматику, и риторию знают», заняться исправлением Потребника. Д. взялся за это дело, хотя Н. и отклонял его, боясь, что «не сделати нам того дела, без митрополичьего совета». С усердием и «без всякия хитрости» работали старцы полтора года «день и ночь», имея под руками до 20 списков. Кроме Потребника просмотрели и некоторые др. книги, в том числе и изданные во время междупатриаршества с благословения митр. Ионы: Цветную триодь, Октоих, Общую и Месячную минеи, Псалтирь, Канонник и Церковный устав, везде нашли погрешности и сделали посильные исправления. Но у Д. оказались враги: Логгин головщик и Филарет уставщик. Оба были люди едва грамотные, но высоко думали о себе и считали себя знатоками церковного чина и богослужения. К настоятелю своему они и раньше относились грубо и непочтительно, несмотря на его кроткое, снисходительное и незлобивое отношение к братии. Эти два старца, имевшие знакомства и поддержку на Москве, еще прежде, чем справщики окончили свой труд, распустили в Москве слух, что Д. со старцами вводит в книги ереси. Поэтому, когда (в 1618 г.) Д. представил свой труд, его встретили в Москве с предубеждением, тем более что митр. Иона сам был недоволен справщиками как за то, что они трудились не под его надзором и руководством, так, быть может, и за то, что они осмелились указать грубые погрешности в книгах, напечатанных при нем. 18 июля был собран собор, на котором под председательством митрополита присутствовало высшее столичное духовенство. Главным пунктом обвинения выставлялось то, что Д. «имя Св. Троицы велел в книгах марать и Духа Св. не исповедует, яко огнь есть», т. е. что в конечных славословиях некоторых молитв вычеркнул слова «и огнем». Как ни доказывали справщики правильность своего поступка, ничто не помогало. Д., впрочем, предлагали прекратить все дело, если он даст 500 руб., но он отвечал: «денег не имею, да и дать не за что». Собор постановил: «архим. Д. и попа Ивана от церкви и божественной литургии служити отлучаем, да не священствуют». Д., окованного, отправили на смирение в Новоспасский монастырь, где велено было мучить его 40 дней, и заставили класть по 1000 поклонов в день, да сам он от усердия своего прибавлял еще 1000. Нередко в праздничные и торговые дни, по распоряжению м. Ионы, приводили его на патриарший двор; здесь он должен был под открытым небом класть поклоны на виду у всех; чернь ругалась над ним, кидала в него грязью; по целым дням его оставляли без капли воды в жаркие летние дни (Жит. пр. Д. в рук. сб. Серг. л. № 700, л. 38–41, 102–104, 110–120). Старцы старались оправдываться. Так, Д. написал «Речь», в которой обращался ко всем православным: «Святыя, соборныя, апостольския церкви чадам, всем православным христианам, пад, припадая, молюся аз, смиренный, последний в братстве Д. от дому вел. Сергия чудотворца». Далее говорит, как по повелению государя он исправлял погрешности в книгах и как обвинили его за то, что он вычеркнул слово «и огнем», доказывает, что это слово и должно быть вычеркнуто. Но никакие оправдания не повели бы ни к чему, если бы не произошло перемен в сферах, от которых зависела судьба страдальцев. В Москву прибыл Иерус. патр. Феофан, который нашел здесь «любопрящихся мнозех о прилозе» («и огнем») и узнал «от многих истинных ведцев», какая печальная участь постигла исправителей книжных погрешностей, но он не счел себя вправе вмешиваться в это дело, а только «подаде Д. руку помощи, да вознесется правда его», т. е. очень вероятно, что именно ему Д. обязан был освобождением из заключения и от физических мучений, так что он принимал участие во встрече Филарета Никитича. Но Феофан не ограничился только этим. Лишь Филарет сделался патриархом, он посоветовал ему пересмотреть дело о справщиках, которые к тому времени представили вторую «Речь», впрочем, отличавшуюся от первой только порядком изложения мыслей. Но Филарет и сам считал это одним из первых своих дел и, спустя неделю после поставления своего, 2 июля, повелел вместе с Феофаном Ионе предложить дело о справщиках. Новый собор состоял уже не из Московского только духовенства, но на нем, кроме архиереев, были два патриарха и сам государь. В течение 8 часов Д. стоял в ответе пред собором, на котором были многие прения и изыскания от божественных писаний. Д. был оправдан и прославлен от самого государя, владыки же удивлялись ему, целовали его любезно и благословляли. С честью и дарами отпущен он был снова в Серг. Тр. лавру. В скором времени пришлось ему встречать в лавре и своего избавителя – патр. Феофана. Последний пожелал посетить знаменитую обитель русскую, так недавно проявившую столько твердости и мужества, и поклониться мощам св. ее основателя. Д. встретил его всевозможными почестями. Перед отъездом из лавры Феофан возложил на его голову свой клобук, предварительно положивши его у ног св. чудотворца, на благословение ему и его преемника от патриарха Иерусалимского.
Литература. Макарий, Ист. р. ц. т. X, 94– 96,176–187, 200 и др., т. XI, 10–14 и др.; Филарет, Обз. р. д. л. кн. I, стр. 218; Соловьев, Ист. Р. 11; Горский, Истор. опис. лавры; Костомаров, Русск. ист. в жизнеоп. т. I; Платонов, «Очерк. по ист. сект.» 1899; Д. Скворцов, Зоб., архим. Тр.-Серг. л., Тверь, 1890; в Чт. Общ. люб. др. 1865 г. ч. II. ст. Поспелова, Пр. Дионисий арх. Тр.-Серг. л. и др.