Дионисий Глушицкий
Дионисий Глушицкий, препод., родом из Вологды, род. в 1363 г. и носил в мире имя Димитрия. Пострижение принял в находящемся недалеко от Вологды Спасокаменном монастыре, на Кубенском озере, в игуменство святогорца Дионисия, впоследствии архиепископа Ростовского. Через девять лет жизни в монастыре Д. вместе с другим монахом Пахомием, с благословения игумена, по любви к уединению, оставил Спасокаменный монастырь и высадился на восточный берег Кубенского озера. Здесь на берегу он остановился недалеко от селения «Святая Лука», на том месте, где прежде существовал монастырь во имя св. еванг. Луки, и соорудил небольшую церковь во имя святителя Николая, к которой он и был рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Ростовским Григорием: это было не ранее 1396 г., так как с этого года Григорий занял Ростовскую кафедру. Через некоторое время сотрудник Д., Пахомий, стал тяготиться заведенным порядком и тогда Д. предложил остаться ему на этом месте, а сам отошел за 15 верст и остановился на берегу реки Глушицы, поставил здесь хижину под большой черемухой и стал подвизаться. Сюда постепенно стали приходить к нему желавшие пустынного жительства и таким образом составилось монашеское общежитие, а в 1403 г. построен был и храм в честь Покрова Пресв. Богородицы; для строения князь Кубенский Димитрий прислал своих плотников и затем продолжал благотворить обители. Когда число братии умножилось, то была построена другая обширнейшая церковь в 1412 г. Как игумен, Д. показывал всем пример неустанного трудолюбия, смирения и нестяжательности. Он был искусный иконописец и иконами своей работы украсил свой храм.
Когда число братии значительно умножилось, Д. по любви к безмолвию в 1420 г. удалился из монастыря и стал жить в местечке, названном «Сосновец» по громадной, росшей здесь, сосне, под которой поселился отшельник; Сосновец находится в 4-х верстах от Глушицкого монастыря. Но и в Сосновце скоро составилось монашеское общежитие, которое было подчинено в управлении Д. Глушицкому. Так как затем к Д. приходили и многие женщины поучаться у него, то для них он устроил женское общежитие с храмом в память свят. Леонтия Ростовского; это общежитие было в двух верстах от Глушицкого монастыря. Кроме того, Д. устроил еще два храма, на р. Сухоне в память Воскресения Христова и на р. Двинице во имя святителя Николая, по просьбе бедного местного населения.
Имя Д., как мужа святой жизни, еще при жизни его сделалось широко известным и привлекало к нему многих даже издалека. Так, из Ростова пришел к нему препод. Григорий (Лопотов), основавший впоследствии Григориев Пельшемский монастырь в 5 верстах от г. Кадникова (в 30 от Глушицкого мон.). Из Устюга пришел к нему преп. Амфилохий, бывший затем преемником Д. по игуменству. Из Перми пришел к нему игумен Тарасий, оставивший свое игуменство. Кроме того, и из среды местной братии Д. воспитал многих иноков высокой святости, каковы преп. Филипп Рабангский, Макарий, Михаил и др.
За свою святость препод. Д. пользовался уважением и помощью со стороны местного удельного князя Георгия Бохтюжского и со стороны архиеп. Ростовского Дионисия, бывшего игумена Спасокаменного монастыря; преподобный неоднократно бывал у святителя и всегда встречал полное доверие и благоволение. Преемник архиеп. Дионисия Ефрем (1427–1454 г.) при обозрении обширной своей епархии посетил и Дионисиев монастырь, и утвердил духовную грамоту Д.
За 7 лет до кончины препод. Д. выкопал себе могилу в Сосновце и часто приходил к ней для размышлений о загробной жизни. Незадолго до смерти препод. Д. однажды после пламенной молитвы к Божией Матери получил откровение о судьбе своей обители, в тонком сне он услышал слова: «Услышана твоя молитва о братии, Я неотступна буду от сей обители, охраняя ее от всяких зол и оскудения». Перед смертию препод. Д. собрал к себе братию, дал ей последнее наставление, поставил преемником себе Амфилохия и сказал: «Если обрету милость у Бога, не оставлю места сего, но буду молить Господа и Пречистую Матерь Его, чтобы не было здесь оскудения». Потом, перекрестившись и благословив всю братию, молитвенно поднял руки к небу и скончался; в эту минуту преп. Амфилохий увидел над главою его сияющий венец, лицо его просветилось и благоухание наполнило келью; это было 1 июня 1437 г., в воскресенье, в 6-м часу дня. Жизни его было 74 года и 6 месяцев. По наружности препод. Д. был невысок ростом и сухощав, лицо имел продолговатое, брови круглые, волосы русые и наполовину седые, борода его спускалась на грудь.
После смерти Д. при гробе его совершалось много чудес, почему в 1547 г. Московским собором препод. Д. и причислен к лику чтимых во всей русской церкви святых.
Памятниками иконописных трудов преп. Д. сохранились до настоящего времени: 1) икона Знамения Божией Матери и икона Одигитрии в Сосновце; 2) икона препод. Кирилла Белоезерского в Кирилловом монастыре, писанная еще при жизни препод. Кирилла в 1424 г., и в том же монастыре икона Успения Божией Матери; 3) в Седмиозерной пустыни, в 30 верстах от Кадникова, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная с Глушицы; 4) в Прилуцком монастыре икона препод. Димитрия Прилуцкого. В настоящее время населенным монастырем является Сосновец, в котором почивают мощи препод. Д. и Амфилохия, а Глушицкий не населен и управляется монахом из Сосновца.
Литература. Рукоп. житие Д., писанное иноком Иринархом со слов очевидцев. Рукоп. Синод. № 610. Сокращение этого жития в Чет.-Мин. Филарет Черниг. Русс. Святые июнь, и Словарь истор. о святых росс. церкви.
А. Кремлевский.