Дионисий архиепископ Суздальский
Дионисий архиепископ Суздальский. Происхождение и время рождения неизвестны. С молодых лет возлюбил монашескую отшельническую жизнь, поселившись в пещере на берегу Волги в 5 верстах от Нижнего Новгорода. Когда около него стали селиться другие любители подобной жизни, он основал церковь во имя Вознесения Господня и около церкви образовался монастырь, доселе существующий под именем Нижегородского Печерского. В 1374 г. св. Алексий, митрополит Московский, поставил Д. епископом Суздальским и Нижегородским. В сане епископа Д. оказал важную услугу нижегородцам, предотвратив убийство ханских послов, явившихся для сбора дани. После смерти св. Алексия Д. явился в Москву и стал здесь во враждебные отношения к нареченному преемнику Алексия, архимандриту Митяю, любимцу великого князя Димитрия Иоанновича. Долго не являясь к Митяю, он раздражил последнего и, когда явился, был встречен грубым вопросом, почему так долго не являлся. Д. ответил, что ему, Митяю, следует явиться к нему за благословением, потому что он – епископ, а Митяй – поп. «Я тебя и попом не оставлю, – закричал Митяй. – Своими руками спорю у тебя архиерейские скрижали». Вражда Митяя к Д. объясняется тем, что он подозревал в Д. соперника себе, думал, что Д. хлопочет сам получить митрополию. Действительно, Д. в это время о чем-то сносился с патриархом. По просьбе Митяя великий князь подверг Д. заключению, но выпустил на свободу, взяв поручителем за него препод. Сергия Радонежского в том, что он не поедет в Константинополь хлопотать о митрополии. С Сергием Д. успел познакомиться, вероятно, тогда, когда Сергий, по поручению митрополита Алексия, ездил в Нижний мирить Суздальских князей Димитрия и Бориса Константиновичей. Получив свободу, Д. отправился в Нижний, а оттуда поспешно отправился в Константинополь Волгою, Доном и морями. Митяй страшно разгневался на Сергия и грозил уничтожить его монастырь. Митяй с громадною, пышною свитой отправился в Константинополь за посвящением, но, в виду города, скоропостижно скончался. В митрополиты Московские был поставлен один из свиты его, архим. Пимен. Д. же Суздальскому патриархом Нилом дан был титул архиепископа. Пимен, как получивший митрополию без воли великого князя, не был принят последним. Князь вызвал в Москву поставленного еще при жизни Алексия митрополита Киевского Киприана, но в 1383 г. удалил Киприана и отправил в Константинополь Д. для поставления его в митрополиты Московские. В этом же 1383 г., вернувшись из Константинополя, Д., по поручению патриарха Нила, ездил в Новгород и Псков для борьбы с ересью стригольников, но имел ли какой успех – неизвестно. В Константинополь Д. отправился в июне 1384 г. Патриарх принял его и затем отправил его обратно в Россию с двумя митрополитами и несколькими чиновниками своего двора с тем, чтобы эти лица в Москве рассмотрели дело Пимена и поставили на Московскую митрополию Д. Но на обратном пути в Киеве Д. был схвачен князем Киевским Владимиром Ольгердовичем, по желанию Киприана, и подвергнут заключению, в котором и скончался 26 июня 1385 г. Погребен был в пещерах Киевской лавры, где мощи его почивали некоторое время нетленными, но в XVII в. во время неприятельских нашествий уничтожены вместе со многими другими мощами.
Так как о канонизации Д. нет совершенно никаких сведений, и так как о мощах Д., неизвестных ныне, сохранилось лишь простое упоминание в летописи, которое может быть понято в том смысле, что останки Д. известны были в Киеве во дни летописца, и так как, наконец, исторические сведения о Д. не дают оснований считать его человеком святой жизни, то мы не видим оснований причислять Д. Суздальского к лику святых русской церкви. Архиеп. Филарет Черниговский в своей книге «Русские святые» благорассудительно обходит Д. молчанием.
Литература. «Жития святых», А. Муравьева; «Словарь историч. о святых росс. церкви»; «История рус. ц.», Е. Голубинского, т. II.
А. Кремлевский.