Дионисий – имя пяти патриархов Константинопольской церкви
Дионисий – имя пяти патриархов Константинопольской церкви. Из них:
Диоисий I дважды занимал престол: в 1467–1472 и 1489–1491 годах. Он был родом из Пелопоннеса, в детстве прибыл в Константинополь и поступил в братство Манганского монастыря. На него обратил внимание митрополит Ефесский Марк, приблизил к себе и, посвятив в сан иеромонаха, имел в числе служивших при нем клириков до самой своей смерти. Потом Д. был избран на митрополичью кафедру в Филиппополь, где пользовался любовью за высокие нравственные качества и архипастырскую деятельность. Вступив на патриарший престол, он также заявил себя почтенною деятельностью, заботясь, главным образом, об урегулировании отношений между церковью и новым мусульманским правительством, и о сохранении прав церкви. Но он скоро должен был оставить престол, сделавшись предметом интриг со стороны других претендентов на патриаршество, добивавшихся его посредством золота. Д. отказался от престола и удалился на покой в монастырь Икосифиниссы в епархии Драшской. Отсюда он вторично и призван был на кафедру в 1489 г., когда в Константинопольской церкви возникли затруднения в сношениях с правительством. Второе патриаршество Д. прошло в мире и тишине. Он опять показал себя добродетельным, ревностным иноком, усердным молитвенником. Во время бывших в Константинополе землетрясений, патриарх переходил из одной церкви в другую и совершал молебны, при этом не позволял себе сесть на коня, а ходил пешком. Оставив, вследствие глубокой старости, престол, он удалился в монастырь Икосифиниссы, где и скончался. Греческая церковь чтит местно его память. Ему составлена и особая служба.
Дионисий II также дважды занимал патриаршую кафедру – в 1537 г. (всего несколько месяцев) и в 1545–1555 г. Он был родом из Константинополя и до патриаршества состоял митрополитом Никомидии. В первое патриаршество Д. не успел сделать ничего примечательного, а во второе долго происходили смуты по поводу избрания патриарха, коим были недовольны сторонники иных кандидатов, и по поводу посольства Кесарийского митрополита Митрофана к римскому папе для испрошения милостыни в пользу Константинопольской церкви: в этом враги патриарха увидели унижение достоинства православия. Избавив церковь от смут, патриарх Д. немало сделал хороших дел для благоустройства различных сторон церковно-общественной жизни.
Дионисий III патриаршествовал с 29 июня 1662 г. до 21 октября 1665 г. Он родился на острове Андросе, принадлежал к столичному банкирскому дому Вардалис. В 1652 г. он был уже митрополитом Лариссы, откуда и взошел на патриарший трон. Выдающихся событий в его патриаршество не произошло. Известно лишь, что в 1663 г. патриарх Д., совместно с патриархом Александрийским Паисием, Антиохийским Макарием и Иерусалимским Нектарием, издал «том» по поводу вопросов, предложенных клиром русской церкви (Γεδεών, Κανονικαί διατἀξεις, т. I, σ. 341–368). Отказавшись от престола, Д. некоторое время управлял Фессалоникской митрополией, после жил в Иерусалиме и на Афоне, где и скончался в лавре св. Афанасия, вероятно, около 1693 г.
Дионисий IV занимал патриаршую кафедру пять раз: в 1671–1673, 1676–1679, 1683–1684, 1686–1687 и 1693–1694 годах. Он был родом из знатной столичной фамилии Муселимов-Комнинов, учился в патриаршей школе в Константинополе, был очень образован, имел многочисленных и влиятельных, при дворе султана, родственников, некоторое время состоял чиновником при патриархии, а в 1662 г., прямо из светского звания, был избран митрополитом Лариссы. В звании патриарха он оказал церкви большие услуги, как человек строгий в речи, неутомимый в делах, твердый в своих постановлениях и, в то же время, скупой на расходование и траты патриаршей казны. Деятельность его, как патриарха, почтенна и разнообразна. Его неоднократное удаление с кафедры и вступление на нее объясняются вообще шаткостью патриаршего престола в Константинополе, под влиянием беспринципного турецкого режима и греческих интриг. Патриарх Д. скончался 23 сентября 1696 г. в Букареште, где и был погребен.
Дионисий V управлял Константинопольскою церковью в 1887–1891 гг. Он был родом из Адрианополя, где и получил образование, состоял великим протосинкеллом патриархии, а в 1858 г. был назначен митрополитом острова Крита, откуда перемещен в Никею и Адрианополь. Его патриаршество примечательно борьбою с турецким правительством из-за прав вселенской церкви. В 1888 г. Порта самовольно, и без ведома патриарха, лишила власти митрополитов Серрского и Касторийского, а кроме того, потребовала от патриархии, чтобы церковные суды впредь не рассматривали дел по завещаниям и по поводу наследств греков, чтобы греческие школы были подчинены ведению турецкого правительства, а священники принимали присягу в турецких судах. Эти требования нарушали права и привилегии церкви, дарованные ей турецкими султанами, начиная с Магомета II; поэтому патриарх Д. отказался их исполнить и, в свою очередь, требовал от Порты отмены ее незаконных распоряжений. Порта не уступала, тогда патриарх Д. отказался от кафедры. Священный синод и смешанный народный совет церкви Константинопольской 4 октября 1890 г. объявили ее в положении преследуемой и гонимой, и распорядились закрыть храмы, не звонить в колокола и лишь ночью совершать необходимые богослужения. Этот необыкновенный интердикт вызвал весьма сильное возбуждение греческого народа и породил во многих местах демонстративные беспорядки, направленные против турецкого правительства. Порта, опасаясь народного возмущения, приказала полиции отпереть греческие храмы. Но это не помогло делу, так как духовенство, находясь под запрещением синода, отказалось совершать богослужения, а народ продолжал собираться на молитву в частных домах, и на этих собраниях все молились о спасении вселенской церкви. При таком положении дел, Порта вынуждена была уступить и отказалась от своих требований. 25 декабря 1890 г. православные храмы были открыты, а патриарх Д., главный виновник победы церкви над Портой, торжественно возвратился из загородного своего дома на Фанар, среди восторженных приветствий греческого народа. Заявив себя твердой устойчивостью в сохранении прав церкви, патриарх Д. V умел поддерживать мирные отношения с другими автокефальными церквами, отличался благородством духа, прямодушием и искренностью, глубоким смирением, неутомимыми трудами учительства, самоотверженною ревностью о славе Божией, о благоустроении церковном и интересах греческого народа. Он скончался 13 августа 1891 г., на 72 году от рождения.
И Соколов.