Источник

Дионисий (Хитров)

Дионисий (Хитров) епископ Уфимский, уроженец Рязанской губ., ученик и сподвижник по миссионерской деятельности просветителя Сибири архиеп. Иркутского (впоследствии митроп. Московского) Иннокентия. Миссионерское служение преосв. Д. начал в 1844 г., когда, по окончании курса в духовной семинарии, определен был священником походной миссионерской церкви в Якутской области. С этою церковью он совершил в течение 10 л. трудное миссионерское путешествие в 9130 в. по Верхнему, Среднему и Нижнему Колыму, для просвещения светом учения Христова инородческих племен, обитающих на пространстве от р. Индигирки до Анадыри, причем миссионеру приходилось ездить в страшные морозы на собаках и оленях и ходить пешком по глубоким снегам, горам и стремнинам, постоянно подвергая опасности жизнь свою, особенно во время свирепствующих на севере Сибири снежных буранов. Плодом этого путешествия было обращение ко Христу тысяч инородцев. В то же время миссионер деятельно изучал нравы, обычаи и разные наречия якутских инородцев. Приняв монашество, Д. в 1867 г. был возведен в сан епископа Якутского, викария Камчатской епархии, а когда, в 1870 г., открыта была в Якутске епископская кафедра, ему была вверена новая Якутская епархия. В сане епископа Д., как и раньше, многократно предпринимал миссионерские путешествия по своей необъятной епархии. Перемещенный в 1883 г. в Уфимскую епархию, преосв. Д. управлял ею до последних дней своей жизни; сконч. 8 сент. 1896 г. Памятником миссионерских трудов преосв. Д. остались составленные и изданные им азбука и грамматика якутского языка, а также исполненные им переводы на тот же язык священных, богослужебных и духовно-нравственных книг.

Эти переводы были напечатаны по благословению Св. Синода в Московской синодальной типографии под наблюдением самого Д., командированного для этого в Москву (1857–1859 гг.). Именно изданы были в переводе на якутский язык все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, из книг Ветхого Завета – кн. Бытия и Псалтирь, из богослужебных – Служебник с требником, Канонник, Часослов, а для поучений – соч. под заглавием «Указание пути в царствие небесное» (преосв. Иннокентия) и несколько поучений на разные случаи, причем текст печатался обыкновенными славянскими буквами, а немногие звуки, не имеющие соответствующих в русском языке, изображены особыми понятными знаками.

Подробн. см. в «Уфим. Епарх. Вед.» и «Церк. Вед.» за 1896 г.

С. Сергиевский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle