Источник

Враги

Враги (любовь к ним). С тех пор, как вошёл в мир грех, нормальные отношения между людьми исчезли: вместо любви, лежавшей дотоле в основе человеческих взаимоотношений, стал господствовать эгоизм со всеми его спутниками. Отсюда, возбуждаемые завистью, чувством мести и пр., одни люди стали враждовать против других и т. д., – враждовали и в частной жизни, и в общественной, – враждовали и отдельные лица, и целые народы. Попытки известных лиц положить конец враждебным человеческим столкновениям или не имели никакого значения, или значение их было слишком ничтожно, кратковременно... В. вредили друг другу, искореняли одни других. О любви между ними более, чем странно было и говорить... Но подобные взаимоотношения человеческие неестественны, как неестественен и самый прародительский грех, послуживший причиной человеческой вражды. Если этого не сознавали и не сознают люди, не уверовавшие во Христа, язычники, то мы – христиане – не только должны знать все это, но обязаны и в самой своей жизни проводить соответствующие такому знанию принципы. Любовь, любовь и ко В. нашим – вот единственная норма, с какою мы – христиане – должны сообразоваться в нашей жизнедеятельности. Что это – так, видно из следующего. Уже еврею запрещалось ветхозаветным Моисеевым законом враждовать на брата даже и в сердце... мстить и иметь злобу на сынов его народа, вместо чего, напротив, повелевается ему любить ближнего, как самого себя (Лев.19:17–18: «да не возненавидиши брата твоего во уме твоем..., и да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих, и возлюбиши ближнего своего, яко сам себе»), – любить, в частности, – и своего В.: аще... «срящеши говядо (вола) В. твоего или осля его заблуждающее, обратив да отдаси ему. Аще же узриши осля В. твоего падшее поди бременем его, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним» (Исх.23:4, 5). Почему? Да потому, конечно, что все люди, как происшедшие от одних прародителей, как одинаково в них согрешившие, как имеющие (и это – главное) одного Бога – их Создателя..., братья между собою, связаны общностью их судьбы и проч. и потому должны снисходительно и даже любовно относиться даже и к своим В., заботясь не о мести им, не о наказании их, а об исправлении братскими мерами... Что в данном случае вменялось в обязанность еврею, того, разумеется, не моги отменить новозаветный закон, как закон любви, как закон, во едином словеси состоящий, «во еже: возлюбиши ближнего твоего, якоже себе» (Гал.5:14; Мф.22:40; Лк.10:27; Иак.2:8; 1Ин.3:11, 18, 23; Ин.13:34, 35; 1Кор.13; Еф.5:2; Кол.3:14; Гал.6:2; 1Тим.1:5; 1Ин.4:7–9, 11,12, 16, 20, 21; 2:10, 11; 1Пет.1:22; 3:8, 9; 2Пет.1:7; Евр. 13:1...), – как закон, говорящий: «аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли такожде творят» (Мф.5:46,47)? Вывод отсюда вытекает сам собою. Основания, заставлявшие ветхозаветного еврея видеть в других людях братьев..., остаются и в Новом Завете, учащем о едином Боге (1Тим.2:5) всех – как иудеев, так и язычников (Рим.3:29), о происхождении всего человечества от одной крови (Деян. 17:26), о падении всех в лице прародителей (Рим.5:12 и след.). Эти основания в Новом Завете умножаются ещё другими: Господь, искупив всех людей от греха и его следствий – проклятия и смерти (Гал.1:4; 1Ин.4:9–10 и мног. друг. новоз. места), сделали их сынами Божиими по вере в Него (Гал.3:26: «вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе»); все они отныне друг другу удове (Еф.4:25) – члены одного и того же тела, составляют единый духовно-телесный организм. Может ли быть после этого оправдана сколько-нибудь вражда между людьми, нерасположение наше к В., да и можно ли говорить с христианской точки зрения о последних, т. е., о людях, как В.? Нет. Те, кто на обыденном языке называются этим именем, в сущности не являются В. (разве могут быть В. в отношении друг к другу члены одного и того же тела?), а лишь заблуждающимися, лишь больными..., и с нашей стороны не ненавидеть их надлежит, а только любить и, любя, лечить их, направлять их на должный путь, подобно тому, как аналогичным же образом поступаем мы в случае заболевания какого-либо члена нашего телесного организма. Мы отсекаем какой-либо из своих членов только тогда, когда он не только неизлечим, но когда болезнь грозит распространиться с него на другие наши члены. В духовном христианском организме подобное бывает в том случае, если кто-либо допускает грех к смерти (1Ин.5:16). Такой человек, отрёкшийся от Христа-Спасителя (ср. Еф.6:4–6), отрёкшийся вполне сознательно и бесповоротно, сделавшийся В. Его и, следовательно, нашим, действительно подлежит отсечению от организма Церкви. Но мы не должны ненавидеть и его: ведь любы, которою должно быть проникнуто все наше существо, вся уповает (1Кор.13:7: «всего надеется»); притом, мы не должны забывать, что кажущееся нам лично невозможным не таково для всемогущего Бога (не превратился ли «Савл» в «Павла», чего меньше всего можно было ожидать?!). Отсюда, наши молитвы пусть имеют своим предметом, между прочим, и таких людей, о спасении, возвращении на правый путь которых нам надлежит неустанно просить Господа-Бога щедрот, Бога всякой милости. «Что такое сердце милующее»? Это, – читаем у пр. Исаака Сирина (см. его «Слова подвижнические», Москва, 1858 г., стр. 299: слово 48) – «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... И о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред» оно «ежечасно со слезами приносить молитву, чтобы сохранились и были они помилованы»... Вот как должен быть настроен христианин даже к самым сильным своим В.: молитва о них, сердечное о них сокрушение – вот та единственная, если можно так выразиться, месть, какая ему позволительна. Нас ударяют в десную ланиту, подставим В. и другую (Мф.5:39); у нас хотят при помощи суда отнять рубашку, отдадим им и верхнюю одежду (-40); проявим к своим В. любовь, станем благословлять тех, кто проклинает нас, оказывать всякого рода благодеяния людям, обнаруживающим к нам ненависть, воссылать к Богу молитвы за тех, кто причиняет нам обиды и гонит нас (-44) (Лк.6:35 и др.), накормим голодного В., напоим его (Рим.12:20), будем всячески снисходить друг к другу и прощать друг друга (Еф.4:32), избегать всякого раздражения, гнева, ярости, крика (Еф.4:31)..., короче: побеждать злое благим – добром, заботясь о том, чтоб не оказаться побежденными со стороны зла (Рим.12:21); станем вмешиваться в распри других и по мере сил стараться об их прекращении (ср. Мф.5:9,5)... В своей жизнедеятельности мы должны руководствоваться примером, предложенным нам Спасителем нашим, проникаться теми мыслями, теми же чувствованиями, какие – и во Христе Иисусе (Флп.2:5: «сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе»); стремясь к нравственному совершенству, мы должны уподобиться Отцу небесному (Мф.5:48): по мере наличности этого уподобления наше совершенство будет усиливаться или ослабляться.., «Отец» же наш, «иже есть на небесех... солнце своё сияет на злые и благие и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:45). Мы желаем быть сынами Его? Следовательно, точно так же должны поступать в отношении к своим, так называемым, В. (ibid.). Ап. Петр спрашивал Господа: «Господи, коль краты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ли ему до седмь крат»? И получил ответ: «не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею» (Мф.18­:22), т. е., – другими словами, – бессчётное число, всегда должны прощать наших ближних, наших В., которых, как таких, следовательно, не может и быть в наших, по крайней мере, глазах, в нашем, по крайней мере, сознании. Нашего Господа неправедно пригвоздили ко кресту за то спасение, какое Он принес всему человеческому роду. А Он, уже распятый, только молился за Своих В., говоря: «Отче, отпусти ими: не ведят бо что творят» (Лк.23:34). Не это ли самый разительный для нас пример, – пример, показывающий, как и нам – христианам – надлежит, по образцу своего Спасителя, относиться к самым сильным нашим В.?! И мы, по примеру Господню, должны поступать точно так же. Прося небесного Отца об оставлении наших долгов – грехов, от которых мы никогда не свободны, в свою очередь, и мы должны оставлять должником нашим все их против нас прегрешения. Иначе не получим прощения от Бога и сами... Повторяем: христианин не знает В., он знает только братьев и к ним питает только чувство любви, как бы последняя ни проявлялась ими. Иначе, он уже не будет истинным христианином (чит., между прочим, нашу статью в «Хр. Чтении»: «Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним», 1897 г., ноябрь).

А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle