Источник

Времясчисление

Времясчисление у евреев. Евреи считали день от одного заката солнца до другого, и такой счёт принят в Библии, как это видно из определения протяжённости субботнего дня: «от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32). Такой счёт доселе сохраняется в церковном уставе и в богослужебных книгах православной церкви. Для обозначения суток, т. е., 24 часов времени, не было особого слова, и в этом случае употреблялось выражение вечер и утро, как это видно из самой истории сотворения мира (Быт.1:5). День в собственном смысле этого слова разделялся на три части: вечер, утро и полдень (Пс.54:18), которые, в свою очередь, делились ещё на более мелкие части. Вечеров, собственно, различалось два, из которых один был при самом начале захождения солнца, а другой при окончании его, и позднейшие иудейские секты немало спорили между собой касательно точного различения этого подразделения вечера. Разделения на часы древние иудеи не знали и самое слово шаа – «час» впервые встречается у пророка Даниила, и притом, скорее, в смысле вообще краткого времени, чем часа в собственном смысле этого слова (см., напр., Дан.5:5). Только уже после Рождества Христова у иудеев вошло в употребление разделение дня на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката, но и это разделение не имело особенной точности, так как часы или удлинялись, или уменьшались в своём протяжении, смотря по долготе или краткости дней в летние или зимние месяцы года.

До плена вавилонского иудеи делили ночь на три стражи (Пс.62:7; 89:5): первая стража продолжалась от заката солнца до 10 ч. ночи (Плч.2:19), средняя от 10 до 2 часов ночи (Суд.7:19) и третья, или утренняя, стража до восхода солнца (Исх.14:24). После завоевания Палестины римлянами у иудеев вошёл в употребление римский обычай разделять ночь на четыре стражи.

Семь дней, или суток, составляли неделю (Быт.29:27–28). Седьмой день посвящался Господу – в память покоя Творца по окончании творения мира, откуда и дано ему название суббота, т. е., покой (Быт.2:2; Исх.20:11). Отдельные дни не имели особых названий, а обозначались просто числами: первый, второй день и т. д., начиная от субботы (Мк.16:2; Лк.24:1; Ин.20:1). Иудеи-эллинисты называли пятницу παρασκευή, т.е. приготовление, так как этот день они посвящали приготовлению к празднованию субботы. Суббота имела весьма большое значение в общественной жизни иудеев и строго соблюдалась до позднейшего времени.

Как закатом и восходом солнца определялись дни, так движением луны определялись месяцы (Сир.43:6–8). Месяцы были совершенно лунные, и так как вращение луны вокруг земли совершается в 29 1/2 дней, то и месяцы у евреев попеременно были в 29 и 30 дней, причём, первые назывались «недостаточными» и последние – «полными». Сначала они не имели особых названий и различались лишь по числовому обозначению их – первый, второй месяц и т. д. (Быт.7:11; 8:4–5), но с течением времени вошли и особые названия, хотя в Пятикнижии такое название носит только один месяц Авив, т. е., месяц новых колосьев, сделавшейся началом священного года и получивший впоследствии название Нисана (Исх.12:2; 23:15; Втор.16:1). Во время вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия для месяцев, которые и вошли в окончательное употребление. Вот эти названия в последовательном порядке месяцев священного года, с обозначением соответствующих месяцев по нашему календарю:

1. Нисан, древний Авив (Неем.2:1), в 30 дней, соответствует марту.

2. Зиф (3Цар.6:1), месяц цветов, в 29 дней, соответствует апрелю.

3. Сиван (Вар.1:8), в 30 дней, соответствует маю.

4. Таммуз, в 29 дней, соответствует июню.

5. Аб – в 30 дней, соответствует июлю.

6. Елул (Неем.6:15), в 29 дней, соответствует августу.

7. Тисри или Афаним (3Цар.8:2), в 30 дней, соответствует сентябрю.

8. Бул (3Цар.6:38), месяц дождей, называемый также Мархесван, в 29 дней, соответствует октябрю.

9. Хаслев (Зах.7:1), в 30 дней, соответствует ноябрю.

10. Тебеф (Есф.2:16), в 29 дней, соответствует декабрю.

11. Шеват (Зах.1:7), в 30 дней, соответствует январю.

12. Адар (Есф.3:7), в 29 дней, соответствует февралю.

Число месяцев было, обыкновенно, двенадцать (3Цар.4:7; 1Пар.27:1–15); но через каждые три года, чтобы уравнять лунный год с солнечным (против которого он на 11 дней короче), иудеи прибавляли к двенадцати обычным месяцам ещё один месяц – тринадцатый, который назывался Веадар, т. е., дополнительный Адар; он полагался между Адаром и Нисаном, и состоял из 29 дней.

По временам года месяцы распадались на шесть отдельных групп, которыми обозначались периоды различных земледельческих работ, и они шли в следующем порядке:

I. Время поста: Тисри – последняя половина, Мархесван и Хаслев первая половина (ранние дожди).

II. Время произрастания: Хаслев последняя половина, Тебеф и Шеват первая половина.

III. Холодное время: Шеват последняя половина, Адар и Нисан первая половина (поздние дожди).

IV. Время жатвы: Нисан последняя половина, Зиф и Сиван первая половина (весеннее равноденствие, созревание ячменя и Пасха; в Сиване созревание пшеницы, Пятидесятница).

V. Лето: Сиван последняя половина, Таммуз и Аб первая половина.

VI. Знойное время: Аб последняя половина, Елул и Тисри первая половина (в последнем – собирание плодов).

Таким образом, в общем, шесть месяцев, начиная с последней половины Тисри до половины Нисана, проходили в обработке земли, а остальные – в жатве и собирании плодов. При этом нужно заметить, что указанное выше соответствие с нашими месяцами имеет лишь приблизительную верность, так как большей частью иудейские месяцы как лунные в точности не совпадали с нашими – солнечными. Поэтому Нисан, напр., нужно полагать где-нибудь между мартом и апрелем, и так далее.

Что касается года, то у иудеев различалось два года – священный и гражданский. Священный год начинался с месяца Нисана. Он установлен был с исхода израильтян из Египта и получил особенное значение в смысле такого года, по которому распределялись все великие праздники и священные торжества, имевшие связь с событием освобождения и законодательства. В обыденной же жизни оставался в употреблении обычный год, гражданский, начинавшийся с месяца Тисри – сентября, так как по иудейскому преданию мир сотворён был осенью.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle