Источник

Письмо 203

Поздравляю вас, почтенные о Христе матери и сёстры, мать А. В. и П., с сим наступившим годом, а равно и с предшествовавшим, высоко-торжественным праздником Рождества Спасителя душ наших, Господа Иисуса Христа. Потщимся веровать в Него, и в непостижимый, для нас слепотствующих, святый промысел Его; не словами точию, но и чувством приимем, и делами то́ покажем, – исполнением святых Его заповедей и покорности святой Его воле, терпением находящих скорбных случаев, вменяя себя достойными оных быти и всегда себя укоряти. Вот какое я принес вам поздравление! Не взыщите: чем богат, тем и рад; сколько пустая моя голова могла вместить, тем вам и служу. Сегодня, получив ваше письмо, тот же день на оное начинаю отвечать, как бы лично с вами беседуя: хотя одна N. пишет, но я приемлю, как всех вас чувства изъясненные. Не ведая судеб Божиих, вы не должны отягощать себя скорбью о моем от вас отлучении; силен великодаровитый Господь укрепить вас и утешить, и успокоить совесть вашу рабами Своими; что и сотворил, дав вам чувство изъяснить свои немощи служителю Своих Таин, и получить чрез него успокоение своей совести. Не скуден Господь и впредь вас успокоить, токмо имейте веру и смирение. Ежели не имеете человека, то Сам Он в чувстве успокоит совесть вашу, по вере и смирению; а что оно есть, испытайте в писании и потщитесь оное иметь. Вы пишете, что были успокаиваемы совестью при моём бытии у вас – недостойным духовником; это было по вере вашей; силен Бог и недостойными творить силы. Но сие может послужить на осуждение мне, что я принимал и приемлю от вас и подобных вам, тупозрящих мои немощи, ублажения; но ещё настоит и в том сомнение: аще бы по истине была польза от меня, то бы и плод духовный восходить начинал, иже есть: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22). Но ежели не ошибаюсь, осмелюсь сказать: в вас их не видно, как и сам их не имею; что, усмотря, Бог отлучил меня от вас, овец Своих, и даст вам доброго пастыря, могущего спострадати немощам вашим и привести вас спасенными Христу. Простите моей дерзости, что я вас неплодием укоряю и не вижу ваших добродетелей, так как и вы не видите моих зол. Итак, что устроил о вас Бог, мы не можем рассудить, но смиренно покоряться должны. А как в житии себя управляти, имеете довольно писаний святых отцов; пользуйтесь ими и обрящете милость Божию. Крест матушке К. хотя и есть, но всё легче того, когда бы сама была в управлении; теперь, я думаю, и Т. (келейная) отдыхает, а не токмо она (мать К); и, ежели не ошибаюсь, крест настоящий легче того, какой несла при покойной. Что она распоряжается сама, пусть на воле её: кто в деле, тот и в ответе; не ты дашь ответ. Ежели можешь и имеешь столько духу, входи; но как это сделать? Неужели бумагами вязаться? – Да избавит сего Господь! Когда где видится большой ущерб – сказать можно, ежели не послушают – будь спокойна. О пострижении монахинь письмо игуменьи вряд ли что успеет; не думаю, чтобы здесь стали С–у докладывать. Все основано на законе; когда же блюстители правды и закона явятся преступающе, что о подначальных должно сказать? Кажется никаких резонов не приимут. Ежели там не успеете, то нечего делать, надобно терпеть. Нынче время от времени умножаются строгости, и сие явно за грехи наши, за неисполнение обетов, и плохое себя к оным приготовление. Пусть напишет, а что выйдет, мы не винны. Понудьте Р. поехать к батюшке отцу Леониду; видите, что сеть вражия делает к этому препону, дабы не обличились его козни и коварство. Я, скудоумный, не могу обстоятельно дать должного к назиданию совета, а паче еще на письме: одно только то́ нужное, чтобы имела откровение и ни верила их лукавым советам. Бога ради, прошу вас поощрять её к этому: являемое свет, а не являемое тьма; по открытии помыслов, обнаруживаются его козни и ложь. Постарайтесь проводить её к батюшке, прочтите ей прилагаемую у сего записочку; силен Господь поддержать ее и не допустить до погибели милостью Своею. Вы пишете ко мне на письмо моё от 8 декабря, но я еще писал вам 13 декабря, которого в то время еще не получали. Ежели вздумаете опять когда напомнить меня своим писанием, уведомьте об матери О–е: здорова ли она? В вашем письме я к ней прилагаю записочку, может быть недовольна тем, почему не особо к ней по почте прислал. Я слышу, что она истинствует обо мне с прочими благодетельствующими мне; я не смею себя оправдывать, много виноват пред Богом, и достоин всех укоризн, и горе мне, подавшему им чем-нибудь притыкание! Но молитвами их, пользы ради их, отлучил меня Господь от вас; праведен Господь в судьбах Своих; также уведомьте и об матери М.: каково её здоровье? Да и о прочих, о ком рассудите. Поклонов никому не пишу, да не соблазню их частым моим к вам писанием. 23 декабря со мною ничего не случилось особенного; верно вы видели какой сон, или иным образом хотел враг уверить; ничему не верьте, а токмо веруйте жизни нашей быть под промыслом Божиим, без воли Коего ничто случиться с нами не может. Поручаю себя вашим молитвам; пребываю и ваш недостойный богомолец, многогрешный И. М. 1 января 1834 г.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle