Источник

§ 166. Характер его как учителя; сочинения: а) против ересей; б) для объяснения Св. Писания; в) беседы.

Самая жизнь Кипрского пастыря показывает, что для Православия готов он был пожертвовать тяжкими трудами и самою жизнью. Столько же ясно видно в жизни и простосердечие его, простосердечие иногда слишком доверчивое к другим, также, как и к своим чувствам. Иероним, лично знавший св. Епифания, говорит, что он знал языки еврейский, сирский, греческий и латинский908. Отселе, при ревности Епифания к Православию, понятно, что он владел обширными историческими сведениями; старался коротко быть знакомым с Свящ. Писанием. Тоже показывают и сочинения его. Владел ли он в такой же степени проницательностью и строгою последовательностью мысли? Доверчивость его и его сочинения не дозволяют подтвердить того безусловно. Сочинения его показывают только, что он с обширными сведениями соединял уменье замечать и изображать характеры людей и дух учения909: но тогда, как ревность его к истине обогащала его сведениями историческими, сам он не входил в глубокомысленные исследования о предметах истины, а предоставлял рассуждать о них более проницательным. Потому Иероним, очень снисходительный к Епифанию, говорит, что известия Епифания требуют осмотрительной поверки910. Сам Епифаний добродушно сознается, что он иногда следовал только слухам911. Его знание языков еврейского и сирского составляет в нем преимущество редкое в тогдашнее время, но не столько благоплодное в Епифание, сколько в Ефреме Сирине или Иерониме. О слоге его Фотий, верный критик, пишет: «слог его простой, совершенно такой, какому надобно быть у того, кто вовсе не дорожил аттическим изяществом; случается, что Епифаний нападает с силою и жаром, хотя от того не становятся лучше ни конструкция слов, ни выражения»912. Главные сочинения Епифания: Анкорат (якорь) и Панарий (домашняя аптека) по содержанию историко-догматические; несколько других сочинений относятся к объяснению Писания913.

1) Анкорат – якорь, нужный для того, чтобы верующие «не влаялись всяким ветром учения», содержит изложение учения о единосущии Божественных лиц, о воплощении Христовом, о воскресении мертвых, о вечной жизни и суде, с опровержением возражений ариан, духоборцев и Аполлинария, с обличениями язычеству и иудейству и с исчислением (на основании Песн. Пес.) 80 ересей.

2) Панарий в трех книгах, из которых каждая в 7 отделениях, содержит историю и опровержение ересей – 20 предшествовавших Р. Христову и 80 христианских. Первые отнесены к 5 классам, варварству (от Адама до потопа), скифству (до столпотворения и Фалека), язычеству, самарянству и иудейству. Обозрение христианских ересей оканчивается ересью мессалиан. В последней части 3-й книги перечисляются секты философии греческой и восточной, – потом предлагается изложение кафолической веры. Важность этих сочинений без труда может быть определена характером учителя Епифания:

а) Для истории ересей они всегда останутся богатым источником сведений. Так много здесь обнято предметов, такие показаны частные характеристические черты лиц и обществ, что их можно назвать магазином разнообразного.

б) Панарий оканчивается «изложением веры Церкви апостольской»914. Это – драгоценный памятник древности. Очень важны сведения, какие ревность Епифания к Православию доставляет о Православной Церкви. Св. Епифаний говорит о действии крестного знамения915, о почитании святых916, о молитве за умерших917. В иерархии церковной различаются у него епископы, пресвитеры, в чине священства считаются пресвитеры, диаконы, иподиаконы и не включаются в него служители Церкви: чтецы, диаконисы, заклинатели, толкователи, гробокопатели и придверники918. Св. Епифаний пишет, что собрания бывают в среду, пяток и воскресенье; говорит об обрядах Крещения и Евхаристии, о молитвах утренних и дневных919; описывает посты: Четыредесятницы, среды и пятка920.

в) Так как св. Епифаний «ничего не оставил, чтò только сказано полезного у св. Иустина, Иринея, Ипполита, Евсевия и др. и потом присовокупил свои наблюдения»921, которые делал он в путешествиях по Египту, по малой Азии и Сирии: то нельзя сказать, чтобы верность сведений его была без защиты. Но простосердечие его дозволяло ему увлекаться слухами, – ревность допускала говорить самое невыгодное о ересях, иногда без точной поверки того и другого. Отселе взошли в сочинения его частью неточность хронологическая и историческая; частью неверность в изложении мнений. Так он представляет обстоятельства смерти Ариевой случившимися прежде Никейского Собора, тогда как Арий умер спустя 11 лет после Собора922. Василид и Сатурнин относятся у него ко временам апостолов923 и пр.

3) Содержание (ανακαιφαλαιωσις) Панария кратко излагает то, что пространно изложено в Панарие и оканчивается также изложением веры, но довольно кратким.

II. Для объяснения Свящ. Писания писаны св. Епифанием:

1) Книга о весах и мерах; она объясняет библейские весы и меры и в ней же говорится о греческих переводах Ветхого Завета, о знаках и списках Библии; исчисляются канонические книги Ветхого Завета: это сочинение показывает в Епифание знакомство с иудейскими древностями.

2) Сочинение о камнях объясняет свойства 12 камней, находившихся на нагруднике первосвященника иудейского. Сочинение известное Иерониму924.

3) Физиолог – собрание наблюдений над свойствами библейских животных с мистическими и нравственными замечаниями; в этом сочинении Епифанию принадлежат только замечания; самые же наблюдения известны были еще Оригену925, перешли и в сирский физиолог неизвестного древнего писания926.

4) О 22 пророках ветхого и 3 новаго завета, и о 12 апостолах и 70 учениках: два сочинения, оставляемые за св. Епифанием списками 8-го и послед. веков и отзывами писателей средних времен. То и другое повествование взято из повествований Дорофея Тирского, только с некоторыми переменами в содержании и слоге; то и другое содержит известия устного предания927.

5) Краткое толкование на Евангелие Иоанна:928 едва ли принадлежит св. Епифанию, так как о подобном труде его никто из древних не упоминал. А толкование на Песнь Песней, приписываемое по некоторым ркп. св. Епифанию, принадлежит Филону Карпафийскому, ученику и сотруднику Епифания929.

ІІІ. С именем св. Епифания известны еще, 8 бесед. Подлинность их подвергают сомнению. Однако в армянском и сирском переводах древних известно даже более бесед св. Епифания, чем на греческом языке930.

* * *

908

Иероним в Апологии против Руфина lib. р. 222. В письме к Паммахию он называет его «самым превосходным пастырем, которого выше не было ни по зрелости лет, ни по познаниям, ни по качествам жизни, ни по отзыву света». Это сказано, в споре с Руфином и, следовательно, преувеличенное.

909

См. Haeres. 26.

910

Adv. Rufin. lib. 1. ч.

911

Adv. haer. lib. 1, § 2. Haeres 26, § 18.

912

Bibl. cod. 122.

913

Лучшее издание сочинений Епифания Петавиево: S. Epiph. op. omn. gr. lat. Paris. 1622. Coloma (Lipsae) 1682. Латинский перевод не везде точен, но обширные замечания на текст весьма полезны. Краткое толк, на еванг. Иоанна изд. Комбефизом in Tom. Avctarii noveas. Paris 1672.

914

Изложение веры, взятое из 3 кн. против ересей, изд. Хр. Чт. 1842 г. 1, 303–325.

915

Haer. 30.

916

Haer. 78, 79.

917

Haer. 75, 76. § 78.

918

Haer. 75 et 59.

919

Haer. 75 et 80.

920

Haer. 33, 75, 76 et 80.

921

Фотий Bibl. cod. 124.

922

Haeres 69.

923

Рассказ его о причине удаления Оригена из Александрии передается им самим как слух: но этот слух не только ничем не оправдывается, но выходит из пределов вероятного. Руфин уже слишком резок в отзыве своем об Епифание. Lib. 3, adv. Hieronym.

924

Иероним: Super qvibus lapidibus et vir sanctus Epiphanius Episcopus proprium volumen mihi praesens tradidit. Comm. ad. c. 28. Ezechselis. У Петавия T. 2, p. 225–232, издано только сокращение сочинения о камнях. Полное сочинение, сохранившееся в древнем латинском переводе, изд. Фоггином: Epiphanii de gemmis liber ad. Diodorum ed. Romae 1743.

925

Tom. 17, in c. 49. Genes.

926

Phisiologus Syrus, s. hist. animalium 32, in s. litteris memoratorum. С именем св. Епифания Физиолог переведен был на армянский язык в 5 веке. Neumann Gesch. d. armen Litter (84).

927

Delitzsch, de Habacuci prophetae vita cum Diatriba de Dorophei et Epephanii vitis prophetarum Lipsiae 1842.

928

Отрывок толкования изд. Комбефизом in 1 Tom. avct. novis. р. 300.

929

С именем св. Епифания оно издано Фоггином Romae 1750. С именем Филона – Чиакомием, Romae 1792 г. В своде толкований Прокопия Газского, жившего в 5 в., оно приписывается Филону (Maii class. avct. T. 9).

930

В армянском переводе 5 века кроме двух бесед, известных на греческом языке, именно похвальной Богородице и на погребение Спасителя, известны беседы св. Епифания: а) о Воскресении Христовом; б) вторая беседа о погребении Спасителя; в) бес. о кресте; г) бес. на праздник воздвижения креста. (Neumann. Gesch. d. armen. Litter. S. 83). О сирском переводе у Ассемана Bibl. Orient. Т. 3. Р. 1, р. 43. Петавием изданы беседы: на нед. ваий, (2 бес.) на погребение Спасителя, на Воскресение Христово (2 беседы), на вознесение Господне, похвала Богоматери, о вере и св. Троице; Комбефиз не сомневается, что первая беседа на Пасху по содержанию своему вполне прилична времени Епифания (Biblioth. concionatoria).


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle