Источник

Слово в третью неделю св. Великого поста60

Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк.8:35).

Сии слова, думаю, не для всякого из вас, братия, удобопонятны. Как можно погубить душу, которая по существу своему неразрушима и бессмертна? Как можно спасти, погубив её? Иисус Христос сказал сие ученикам Своим, приглашая их идти за Собою. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34). Чтобы возбудить в них ревность к самоотвержению и взятию креста, какой назначит кому Провидение, Он присовокупил: иже бо аще хощет душу свою спасти, то есть, кто хочет прожить без самоотвержения, и спасти себя от мученической смерти, которая предопределена Моим посланникам, тот погубит душу свою, лишится вечного спасения. А иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия: то есть, кто отвергнется себя и прольёт кровь свою за Меня и за Моё учение, тот спасёт душу свою, получит живот вечный. Первые слова означают спасение жизни во времени и погубление души в вечности; а последние – потерю жизни на земле, и спасение души на небе.

Если когда, то наипаче во времена гонений исполнились слова Христовы. Сколько было тогда отступников от веры, и сколько мучеников за веру! Отступники спасли жизнь от мучений временных, но подверглись вечным во аде. Иже хощет душу свою спасти, погубит ю. А мученики предали себя на смерть за веру, и вошли в Царствие Божие. Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю.

Относятся ли слова Христовы к нынешним христианам, которые живут во времена владычества, торжества и славы Христовой веры? Имеем ли мы нужду в погублении души своей ради её спасения? Правда, ныне христианство владычествует над язычеством; но вышли ли христиане из-под владычества греха? Мы рабы его и по телу и по душе; а мученики терпели от иродов, неронов, диоклетианов только по телу. Грех лишает нас жизни и временной и вечной; а язычники лишали христиан только одной временной жизни. Кто причиняет зла больше? Грех, или язычник? Кто из них опаснее и страшнее?

Правда, нет ныне ни укоризн, ни поношений, ни истязаний за исповедание веры Христовой. Но свободны ли мы от искушений плоти, соблазнов мира и обольщений диавола? Это те же гонения противу чистоты и святости христианских нравов, гонения внутренние и тайные.

Есть, братия, есть и у нас свои мучители и свои враги. Чем не искушает нас плоть для совершения греха? Чем не соблазняет мир для возбуждения в нас греховных вожделений? Чем не обольщает диавол для ослабления в нас веры во Христа? Если сообразим действие наших внутренних врагов с требованиями древних внешних врагов, то увидим ясно, что в тех и других заключается одна общая цель – истребление веры во Христа и любви к Нему. Наши враги не говорят нам: отрекитесь от веры, но внушают помыслы, которые колеблют веру н благочестие. Не говорят: презирайте учение Христово, но вовлекают в нелепые изъяснения и толкования. Не говорят: не слушайтесь Церкви, но охлаждают усердие и ревность к исполнению уставов и постановлений её. Не говорят: не исповедывайтесь и не приобщайтесь, но заставляют нас откладывать спасительное употребление Таинств до удобного, благоприятного времени. Скажите, к чему направлены все таковые действия наших врагов? Неужели к умножению веры и благочестия? Язычники старались сделать христиан язычниками; а плоть, мир и диавол хотят, чтобы мы сделались предателями Спасителя нашего. Цель самая пагубная!

Говорит, братия, говорит Иисус Христос и ныне: иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. Он не требует от нас наружного, телесного мученичества, – но хочет, чтобы мученичество совершалось внутрь нас. Иже хощет, говорит Иисус Христос и ныне, по Мне ити, да отвержется себе. Кто ж из нас, братия, не обязался идти за Христом? и следовательно, кто же не должен отвергнуться себя? Обязанность самоотвержения была и будет обязанностию всех христиан во всякое время.

Подобное самоотвержение внушают нам св. апостолы. Один, апостол Павел, называет Христовыми только тех, которые распяли плоть со страстьми и похотьми (Гал.5:24); а другой, св. евангелист Иоанн, заповедует не любить мир, ни яже в мире (1Ин.2:15). Изъясните же нам, св. апостолы, почему нужно распять плоть? Потому что сущии во плоти Богу угодити не могут (Рим.8:8). Почему не должно любить мир? Потому что кто любит мир, несть любви Отчей в нём: яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская (Ин.2:16). Очевидно, плоть и мир вредят нам в деле спасения, тем более – человекоубийца диавол. Кто с ним в мире и согласии, тот погубит душу свою. Тем не менее должен погубить душу свою и тот, кто сражается со врагами спасения своего. Что это за душа? Это не та душа, которую Бог вдунул в лице человека, – ибо она есть образ Божий; но та, которую змий искуситель вдунул в человека, сказав ему: будите, яко Бози (Быт.3:5). Это наше себялюбие. Вот душа наших страстей и пороков! Трудно и тяжело погубить то, что составляет наше я, но погубить непременно надобно. Да отвержется себе (Мф.16:24).

Чтоб умертвить самолюбие, необходимо познать всё своё ничтожество пред Богом, и восчувствовать всю мерзость своих грехов и преступлений. Тогда вместо себялюбия проявится в нас боголюбие; а оно-то и есть начало нашего спасения. Тогда возбудится в нас чувство смирения и уничижения; а оно-то и привлекает к нам благодать Божию. Тогда излиются горькие слёзы раскаяния; а они – также благоприятная жертва Богу, как и кровь, которую мученики пролили за Христа.

Умерщвлённое самолюбие есть то же, что погубленная душа. Ум и воля остаются в целости, – ибо суть черты ума и воли Божией, но не остаются те же помышления и чувствования. Ум при самолюбии кипит, а воля буйствует; а без него ум смиренномудрствует, а воля покорна воле Божией. Душа у самоотверженца Христова чиста и светла; помышления духовны, а чувствования небесны; любовь к Богу и ближнему – без лицемерия, добрые дела – без тщеславия. Весь он во Христе, а Христос в нём. Кто не назовет такого человека небожителем? Кто не пожелает быть сам таковым? Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю.

Образ погубления души для её спасения примечателен в самой природе. Все древа в своё время обнажаются, и все растения увядают, дабы после ожить с новою силою и принести сугубый плод. Даже многие из насекомых переменяют образ существования своего. Такой образ изменения в тварях не походит ли на наше самоотвержение, которое требует также изменения во уме и воле? Не на погубление ли души указывает ап. Павел, говоря: аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2Кор.4:16). Он собственным примером подтверждает необходимость погубления души для её спасения. Присно мы живии, говорит Он, в смерть предаемся, да живот Иисусов в нас явится (2Кор.4:11).

Нельзя, братия, получить спасения, не погубив страстей; нельзя погубить страстей, не умертвив их души – нашего самолюбия. Погубим же в себе душу плотскую, земную, змиину, и спасём в себе душу духовную, небесную, Божию. Аминь.

* * *

60

Произнесено марта 6, 1838 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle