Источник

Слово в день Св. Пятидесятницы (О благодатной перемене, совершаемой в человеке дарованием Святого Духа). Блаженного Августина, епископа Иппонийского

После той необычайной и славной победы, которую стяжал в миpе Поборник за всех, – после того, как Он не только извел из преисподней немощное естество наше, но и вознес его на высоту Своего царствия: в сей день даровал Святого Духа, о Котором еще прежде говорил Своим апостолам: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин. 14:16), – иного, а не меньшего, т. е. имеющего такую же славу и то же существо. Как велика и несказанна любовь Искупителя! Он вознес на небо человека, а на землю послал Бога. Как велика заботливость Творца о восстановлении Своей твари! Опять посылается свыше новое врачество; опять Царь благоизволяет посетить Своих недужных; опять Божество соединяется с человеком, чтобы особенной силой Св. Духа довершить те благодеяния, которые предначал Искупитель Господь: освятить то, что Он искупил, – сохранить, что приобрел, и таким образом единством благодати и дара показать единство Божества.

Итак, Дух Святой нисшел в уготованные Себе храмы – святых апостолов, и не как временный Посетитель, но как постоянный Утешитель и вечный Сожитель. Ибо, как о Себе Иисус Христос говорил апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20), так и о Святом Духе: Утешителя даст вам, да будет с вами в веке (Ин. 14: 16). Размыслим здесь, что̀ могло быть прибавлено к совершенству апостолов чрез принятие Святого Духа. Была в них вера, но еще не было твердой уверенности; они могли проповедывать Христа во вселенной, но еще не имели силы подвизаться за Христа до смерти. Уже взят был от очей их Господь Иисус, Который утверждал их Своим словом, беседуя уста к устам, и назидал силой чудес. Когда они были с Ним, легко веровали видимому: ибо вера была вспомоществуема зрением, находила утверждение в совершавшихся делах, питалась знамениями и силами. Но когда Господь Иисус, взятый от очей их, вознесся на небо, – их смущенные умы не могли достойно размышлять о небесном и вечном, и их тесные сердца не умели вместить в себе величия Божественного смысла, что́ и Сам Господь, еще будучи в теле, внушал им, говоря: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:12). Видишь, что после сошествия сей досточтимой и высочайшей Силы сердца учеников были расширены к принятию величия Божественного Света и разумению истины! Ибо прежде, когда увидели, что Он шествует по воздымающимся волнам разъяренного моря, и что непостоянный путь водный делается твердым под Его Божественными стопами, (апостолы) смутишася, глаголюще, яко призрак есть (Мф. 14:26). После же излияния Святого Духа уже не говорили: призрак есть, но: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1:1); и еще: бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9). Один из учеников, еще не обогащенный благословением сего дара, искал Бога чрез плотские язвы в теле уже прославленном и небесном, и имел нужду в язвенных знаках гвоздей, дабы веровать непостижимому Божеству. Но, исполнившись научения от Святого Духа, другой уже с уверенностью восклицал: еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о Словеси животнем:... и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам (Ин. 1:1–2). И апостол Павел, обогатившийся ниспосланием такого величия, с верой свидетельствовал: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем (2Кор. 5:16). Блаженный Петр пред самым наступлением Господних страданий, не желая разлучиться со Христом телесно, но еще не исполняясь вдохновения Божественного Утешителя, извлек меч на предателя и воинов, и думал, что нужно отражать силу силой. Но Стефан, исполненный Святого Духа, искал Христа уже не на земле, а видел славу Божию в отверзстом небе, и не помышлял об отмщении, но молился и взывал о своих гонителях: Господи, не постави им греха сего (Деян. 7:60). До пришествия Святого Духа, в самое время креста, одни из учеников убегают, другие боятся голоса рабыни, и в страхе, объявшем их сердца, отрекаются от своего Господа; но после просвещения и утверждения от Святого Духа, когда были мучимы в темнице и терпели раны, идяху радующеся, яко за имя Господа Ииcyca сподобишася безчестие прияти (Деян. 5:41). И те, которые с клятвой отвергались Христа, ныне радуются в страданиях, за Него подъятых. Те, которые прежде устрашались слов, ныне укрепляются в страданиях и муках, исповедуют Христа не только словами, но и делами, свидетельствуя о силе своей любви кровно, и, будучи согреваемы и воспламеняемы вином Господней любви, восклицают: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18).

Да не подумаем, что только одни апостолы приняли тогда сие новое вино: им ежедневно напояются сердца верующих и души обращающихся к Богу. Так, видим, что часто из желания спасения, многие оставляют родителей и отечество, никем не побуждаемые уходят от родины и родных, и, соделавшись мертвыми для мира, ищут других духовных родителей, и, бывше прежде высокими и гордыми, возлюбляют смирение, отвращаются от гордости, желая быть тем, что прежде презирали, и, ненавидя то, чем прежде были; не любят настоящего и желают будущего, – презирая суету временного, воздыхают о небесном оном отечестве. Души, упоенные этим духовным вином, во всем изменяются, – противополагают роскоши воздержание, сладкому сну – бдение, богатству – бедность, предпринимают тяжкие подвиги против греха, отсекают вожделеннейшие удовольствия, любят своих врагов и благословляют ненавидящих, не злословят обидящих, не раздражаются на оскорбляющих, не оскорбляются поношением, – словом, не чувствуют ничего такого, ради горячей любви Святого Духа и вечного воздаяния.

Итак, мы, ежегодно празднующие день Сошествия Святого Духа, будем призывать Его ежедневно, и, желая удостоиться толикого посещения, очистим, прежде всего, храм души нашей от недостойных вожделений плотских, от владычества гордыни, от зловония тщеславия, от нетерпимого состояния души ни теплой, ни холодной.

Будем ежедневно уготовлять сей дом к принятию Небесного Царя, украсим его цветами благих нравов, исполним приятным и драгоценным благовонием чистоты, веры и сердечного сокрушения, возжегши фимиам любви, да разрушивши в себе обиталище диавола, переменимся в храм Божий, – и Божественный Гость, довольный великолепным угощением, сотворит в нас постоянное и непременяемое жилище. Для того Святой Дух и нисшел к нам, чтобы мы могли восходить к Господу Иисусу, Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь116.

* * *

116

В сокращении. Слово 185; ср. Воскресн. Чтен. XVIII (1854–55 г.), стр. 71–73.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle