Источник

Слово на Святую Пятидесятницу. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Не позволяет мне бояться бедности своего языка та благодать, которая сегодня раздала языки, которая поставила необразованных людей учителями мира, которая избрала рыбарей в ораторы, а мудрецов мира посрамила в их поверхностной мудрости. И по какой другой причине толпы людей, зараженные идолослужением, устремились к благочестию? Почему они забыли о рабстве демонам – этим многочисленным их господам? Почему незначительное число учеников могло состязаться против полчищ людей, а вместе с ними и демонов, если б оно не было вооружено огнем Божества? Сегодня излились, при посредстве огня, источники благодати, и пламя, устремляющееся при дуновении ветра, сообщает дар Духа. Извещая Своих учеников об этой благодати, Христос говорил: не оставлю вас сиры, (Ин. 14:18): Отец посылает вам иного Утешителя. Восшествие Господне на небо служит ручательством сошествия оттуда Духа. Надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, для того, чтобы дело Боговедения в них достигало все более и более совершенной степени. Итак, Иисус, восприяв человеческое естество и вид, сродный с нашим, восставил людей к принятию Духа. Еще много имам глаголати, – говорит Он, – но не можете носити. Егда же приидет Утешитель, Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16:12, 13). после Меня придет Тот, Кто одинаковой со Мной сущности; явится Тот, Кто от Отца и Кто равен Отцу по Своему существу. Итак, то, что было возвещено им словами, они увидели исполнившимся на деле; касательно чего они получили обещание, исполнения того твердо ожидали.

Егда скончавашася дние Пятьдесятницы (Деян. 2:1). Между вознесением Господним и сошествием Духа прошел короткий промежуток времени. Обещание Спасителя исполнилось самым делом. Сонм апостолов, крепко держась за Господне обетование, как бы за некоторый якорь, ожидал явления Духа. Когда течение дней достигло до числа пятидесяти (в пределах которого круг семи седмиц, обращаясь по законному порядку, ограничивается праздниками), тогда происходит сошествие Духа. Но Он не воспринял плоти, как Сын, – явился не в образе человека; и не вид голубя указал на пришествие Духа, как, напр., в струях иорданских (потому что Владычняя сущность является так, как хочет), но с неба загремел гром, как бы труба, своим звуком препобеждая всякую силу слуха, и прилетевшее пламя произвело огненные языки. Разделение огня было матерью языков. Разделяясь, языки садились на темя учеников. Таков, следовательно, был образ пришествия Духа. Господом избирается настоящий день предпочтительно пред другими. Он пользуется этим праздником не без основания и не из торопливости, – и не по прошествии праздничного дня низводит Духа. Почему? Только следующие праздники у иудеев всенародны. Первый – Пасха, в который, принося в жертву агнца, они не узнали истинного Агнца, и, почитая образ, противозаконно поступили с Виновником образа. Второй праздник, следующий за первым, назван Пятидесятницей, как совершаемый спустя семь седмиц после того. Данные праздники необходимо собирали в один город всех вместе иудеев. Так как во время первого праздника был водружен крест и было вознесено на него страдание, причем зрителем дотоле являлся весь иудейский народ, члены которого по своей воле не ведали чуда воскресения, проявляли неверие, скрывали это чудо, клеветали, – то в следующий затем праздник, когда по предписанию закона опять все иудейския колена собрались в одно и то же место, благодать, улучив надлежащее время, изливается на учеников и обращает к себе очи и уши всех для того, чтобы изливаемый на Христовых учеников дар свидетельствовал о Воскресшем, для того, чтобы те, которые не поверили Христову воскресению, видели ниспосылаемые с небес дары, и для того, чтобы посылавшиеся запечатать гроб, сделались зрителями небесных чудес. Итак, звук грома, огонь с неба и Божественная сила удостоверяли явление Духа. Некогда таким же образом колебалось пламя и на Синайской горе, и Моисей среди огня выслушивал законы от Бога (Исх. 19: 16). Теперь устремлялось иное – от высшего огня – пламя, спускавшееся на головы апостолов, Тот, Кто тогда воздвиг Моисея для сообщения евреям закона, теперь совершил сказанное для спасения народов. Поэтому к нынешним чудесам и присоединено воспоминание о чудесах древнего времени. И снова посредствующим началом служит огонь, сходством созерцаемого доказывающий, что тот же Самый Бог свидетельствует о Себе и настоящими чудесами. В виде разделенных языков сообщается благодать для того, чтобы сделать принимающих ее учителями, чтобы, шествуя в огне, они стали наставниками вселенной.

Некогда дерзновенное столпотворение было причиной разделения дотоле одной у всех речи и одного языка, и разногласие языков положило конец, предпринятой против небес, войне. Бесчисленные языки произносили бесчисленные же звуки, но не встречали одинакового у всех слуха, который понимал бы все говоримое. Разделение языков повлекло за собой разделение и мыслей; расстроенный язык сковал руки строителей. Теперь же благодать соединила уста, разделенные языками, в язык, понимаемый каждым в отдельности, расширяя чрез это границы наставления и прокладывая многие пути веры. О, необыкновенные чудеса! Говорил апостол – и получал наставление индиец. Говорил еврей – и поучался варвар. Прозвучала благодать – и слух воспринимал слово. Персы удивлялись говорившему, и варварские народы были укрепляемы одним языком. Сколь много племен замечалось в человеческом роде, столь же многими языками изобиловала и благодать. Разделяемое естество огня умножает деятельность. Богатство благодати служит источником света. Опять, естество огня, возгораясь, не уменьшается от этого, – напротив, сообщение огня все новым и новым предметам лишь усиливает его: так и влияние благодати увеличивает ее волны. Один светильник возжигает бесчисленное множество факелов, и все они светят ярко, однако, сияние света его не ослабевает: так и благодать Духа, переходя с одних на других, наполняет собой и последних, и тех, с кого на этих переходит. Итак, прежде всего, благодать сошла на апостолов и овладела ими, как бы крепостью, – чрез них, разливаясь на верующих, все наполняет, и, однако, волны благодати не уменьшаются. Спустился огненный язык; каждый ученик был вместилищем бесчисленных языков; ученики обращались с речью к присутствующим, выступая на подвиги учения. Присутствовавшие при чуде были зрителями; множество слушателей, различающихся друг от друга по своей народности, ясно понимало апостольскую речь, убеждавшую их родными для каждого словами. Чрез прикосновение огня, как бы путем окрашивания, получая дар речи, апостолы воспринимали знание, имеющее не временное происхождение. И вера была предметом наставления, и благодать – предметом удивления, и Бог – предметом познания. Однако иудей насмехался, клеветнически объяснял чудо – как состояние опьянения, и таинство благодати называл делом свежего вина. Яко вином, – говорит Писание, – исполнени суть (Деян. 2:13). О, столь обычная иудеям неблагодарность! Прими в соображение время, иудей, и сдержи свой клеветнический язык. Где – свежее вино, когда уже наступает время жатвы? Когда только что наступила весна, где может иметь место мысль о свежем вине? Принимай в соображение время года и обуздывай свой язык... Что же Петр, первенствовавший в отношении к дарам Духа, изобиловавший благодатью, преисполненный огня? – Он пользуется своим языком для защиты языков. Не бо, якоже непщуете, – говорит он, – сии пияни суть: но сие есть, реченное пророком Иоилем: излию от Духа Моего (Деян. 2:15–17; Иоил. 2:28). Пророк проповедует о море благодатных дарований. Излию, – говорит, – от Духа Моего. Но не сокращено ли затем русло? Не для иудеев ли только назначается этот дар? – Никоим образом. Излию, – говорит, – на всяку плоть. Познакомившись с пророчеством, обратите внимание и на его исполнение. Язык Духа предшествовал пророческому языку.

Будем просить о том, чтобы излилась на нас хоть капля той благодати, дабы, сохраняя воспоминание о тех чудесах, мы вкусили доставляемую ею пользу. А если есть соответствующее расположение сердца, то дар ниспосылается быстро, потому что один и тот же Бог, Который действует вся во всем. Ему сила и держава в бесконечные веки веков. Аминь115.

* * *

115

См. Bibliot. Patr. Concionator. tom. IV., p.p. 511–513; ср. Полн. собр. творен, св. Златоуста, изд. 1897 г., т. III, стр. 872–875. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle