Слово на праздник Вознесения Господня
23 мая 1974 г.
Из книги Деяний святых Апостолов мы знаем, что после своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и говорил с ними о Царствии Божием. Это были беседы, в которых Спаситель разъяснил многое из того, что было непонятным для них раньше, отверз ум к уразумению Писаний (Лк. 24:45), возвестил о грядущих событиях, важных как для них самих, так и для будущих судеб Святой Христовой Церкви, дал им ряд наставлений относительно устроения Церкви и повелел идти по всему миру с проповедью Евангелия и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28:19; Мк. 16:15).
В сороковой же день, открыв Апостолам о приближении часа, когда они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5) и облекутся силою свыше (Лк. 24:49), Господь вывел их из города, дошел с ними до Масличной или Елеонской горы и здесь, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50–51). Вскоре «облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Господь же, как свидетельствуют нам об этом богодухновенные слова Апостолов, восшел «превыше всех небес» (Еф. 4:10) и "воссел одесную Бога» (Мк. 16:19).
В одной из молитв ко Св. Причащению говорится, что Своим преславным вознесением Господь Иисус Христос обожил плотское восприятие и почтил его седением одесную Отца. Это значит, что Единородный Сын Божий, по Божеству Своему всегда неразлучно пребывающий со Отцем и Духом Святым, но в воплощении от Духа Святаго и Марии Девы благоволивший навсегда восприять нашу человеческую природу во всей ее полноте, за исключением греха, и через это стати единосущным нам по человечеству, Своим вознесением на небо с пречистою Своею плотию открыл для нас возможность становиться »причастниками Божеского естества« (2Пет. 1:4), поскольку Божество и человечество навеки нераздельно соединены в Нем – Первенце из мертвых и Начальнике жизни нашея.
И подобно тому, как после вознесения Господа взоры учеников Его были обращены к небу, где облако сокрыло от них возлюбленного Учителя и Господа, и наши духовные взоры, наши помышления, наши надежды не могут не обращаться «горе», к тому пренебесному миру, где, осиянный вечной славой, пребывает Божественный «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5).
"Если вы воскресли со Христом», – говорит нам св. апостол Павел, – т. е. если вы чрез веру и таинство святого крещения вступили на путь чистой и святой христианской жизни, «то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1–3).
А в соборном послании св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим и такое увещание: «Не любите мира, ни того, что в мире . . . ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:15–16).
Что же это однако значит? Неужели христианство есть религия полного отрицания ценности земной жизни, полного отказа от земных радостей, от любых земных интересов? Неужели оно зовет нас всецело удалиться от мира, полностью уходить в область совершенно чуждых ему переживаний?
Так ли это? – Конечно нет, нет и нет! Мы впали бы в очень большую ошибку, если бы так именно поняли упомянутые мной слова и увещания святых Апостолов.
Если бы все земное было недостойно внимания христианина, то как могли бы мы восклицать вместе с Псалмопевцем: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1)? Может ли христианин презирать мир, в котором он живет, чуждаться мира, если центральная истина христианства состоит в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 15)!?
Ведь мир и человек суть прежде всего дело рук Божиих. И если грех внес в мир и в человеческую жизнь глубокое повреждение и расстройство, то это не значит, что в них полностью изгладилось все прекрасное, свойственное творению Божию.
Есть многое в этом земном, временном, преходящем мире, что достойно и всегда будет достойно самой искренней и чистой любви, чего не может не любить каждое неиспорченное человеческое сердце.
Можно ли не любить свою Богом данную Родину, землю своих предков, ее заветные святыни, свой народ с его лучшими устремлениями, чаяниями и надеждами?! Можно ли не любить свою семью, своих родителей?! Можно ли быть бесчувственно равнодушным по отношению к детям?! Можно ли не чтить святой подвиг материнства?! Можно ли не преклоняться пред великой жертвенностью мужественных защитников своего Отечества, полагавших душу свою за друзей своих?!
Христианство отнюдь не чуждается ни земного, ни мирского, если только это земное и мирское несет на себе печать или отблеск высокого, достойного, благородного, вечного, небесного. Оно благословляет и освящает ценнейшие источники достойных человека, как венца творения, земных радостей: честный труд (1Сол. 4:11; 2Сол. 3:10), сердечные братские взаимоотношения с другими людьми (Рим. 12:10; 1Сол. 3:12; 1Кор. 10:24), разумное пользование потребными не только для духовной, но и для телесной жизни благами (1Кор.6:12, 10:31). Оно зовет к миру, справедливости, взаимному уважению, человеколюбию, к торжеству любви – к тому, что ценит и дорожит, к чему стремится все человечество.
Осуждает же христианство лишь те извращения и злоупотребления, от которых отшатнется каждый разумный и честный человек. »Не обманывайтесь, – говорит Апостол, – ни блудники ... ни прелюбодеи ... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют« (1Кор. 6:9–10).
Слово Божие не всегда следует понимать буквально. Вспомним сказанное некогда Господом во время Его Нагорной проповеди: »Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну« (Мф. 5:29–30). Ведь никому из нас не придет в голову мысль, будто Господь требует от человека действительно вырывать свой глаз или отсекать свою руку. «Давая эту заповедь,– говорит св. Иоанн Златоуст, – Христос не плоть осуждает, а обвиняет развращенную волю» (Беседа на Ев. Мф. 17:3). Под образом вырываемого глаза или отсекаемой руки предлагается нам наставление о том, что христианин обязан вести беспощадную борьбу со своими греховными наклонностями.
Подобно этому и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря: «Не любите мира, ни того, что в мире... ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», – внушает нам не неприязнь к миру и к людям, а лишь ту же самую истину, о которой Господь говорил, употребляя образы вырванного глаза и отсеченной руки. Мы должны любить мир, возлюбленный Богом, любить людей, ради спасения которых была пролита на Голгофе кровь Агнца, взявшего на Себя грех мира, но мы должны всеми силами хранить себя не только от злых дел и явных преступлений, но и от малейших приражений греховных соблазнов, помня, что «наше жительство – на небесах» (Фил. 3:20) и что, прожив на земле определенное Промыслом Божиим время, каждый из нас приблизится к вратам Царства Небесного, к тому горнему Иерусалиму, в который, по слову Божию, не войдет ничто нечистое (Откр. 21:27) и недостойное (Деян. 13:46).
В многочисленном сонме святых угодников Божиих мы знаем и чтим великих подвижников, аскетов, отшельников, которые отрекались от всех благ мира, чтобы невозбранно служить Богу во всей собранности своих духовных сил. Они уходили в пустыни, в дремучие непроходимые леса, принимали на себя обеты нищеты, молчальничества, жизни в затворе, облекались в великую схиму. Но ни один из них не только не питал ненависти к миру и к живущим в мире людям, но и не отвращался от земной и мирской жизни этих людей, как от чего-то низменного и неугодного Богу. А некоторым из этих великих подвижников даже Самим Богом было указано на то, что высшей степени благочестия они могут научиться у безвестных и скромных тружеников, живущих в миру, но в глубоком смирении соблюдающих заповеди Божии и удаляющихся от грехов и греховных соблазнов. Все эти великие подвижники были пламенными молитвенниками за мир, подлинными человеколюбцами, были истинной «солью земли» и "светом мира» (Мф. 5:13–14).
Дорогие братия и сестры! В этот день спасительного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, задумаемся над тем, как мы должны сочетать в нашей жизни наше духовное устремление к небу, к будущей вечной жизни в Боге и с Богом, с нашим подлинно христианским деятельным и богоугодным служением в этом мире.
Будем помнить, что «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», и потому не станем чрезмерно прельщаться временными благами нашей земной жизни, которые ни один человек не может взять с собой в вечное Божие Царство. Где пребывает вечное и нетленное сокровище наше, там пусть будет всегда, по преимуществу, и сердце наше.
Но не забудем и того, что христиане призваны жить в мире, усердно служить людям, нести им благую весть о спасении, разделять их радости и скорби, помогать им в преодолении зла и в избавлении от беспечной жизни в грехах и порочных удовольствиях. Оставляя мир, Господь повелел Апостолам идти по всему миру и проповедывать Евангелие всей твари, в момент же Своего вознесения Он скрепил это повеление Божественным благословением.
И хотя мы не можем сравнивать себя с Апостолами или другими великими благовестниками, к которым ближайшим образом относилось Господне повеление, тем не менее, каждый из нас, в меру данных ему талантов, призван возвещать славу нашего Бога и Спасителя, если не словом, то примером чистой и богоугодной жизни. К каждому из нас обращены слова нашего Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Унесем же в этот светлый день праздника из храма Божия чистое и радостное чувство любви к Вознесшемуся во славе Христу Богу и к людям, ради которых Он приходил в мир и которых хочет соделать причастниками вечной жизни на небесах. И тогда наш жизненный путь на земле станет подлинно христианским, достойным того благословения, которым на горе Елеонской Спаситель наш осенил Своих учеников, а в их лице и всю Свою возлюбленную Церковь. Аминь.