Источник

§ 113. б) При Констанции и трех преемниках его.

На другой год после смерти Константина сыновья его положили возвратить всех заточенных епископов на их кафедры; так возвратился в Александрию и Св. Афанасий, но ненадолго. На него вновь посыпались клеветы; когда легковерный Констанций сам стал на стороне ариан, чему не могли верить в столице относительно Афанасия? Император в письме угрожал Афанасию смертью. В Антиохии Собор арианский (в 340 г.) отвергнул Никейский Символ, избрал отъявленного арианин Писта на место Афанасия. Когда же (в 340 г.) 100 епископов Египетских разослали ко всем епископам оправдание Афанасию с объяснением и того, откуда проистекает ненависть против него: евсевиане послали в Александрию с отрядом солдат новоизбранного ими епископа Григория; ариане произвели тогда разбой и убийство в Александрии; Афанасий едва мог поспешным, тайным, удалением из Александрии спасти жизнь свою. В послании к Епископам всех Церквей Афанасий изобразил все ужасы нечестия, совершавшиеся пред его глазами, и умолял – подать помощь Церкви Александрийской, попираемой наглым нечестием149 <8).

Понятно, что для истины Христовой в Константинополе теперь делать было нечего Афанасию, и он в 342 г., явясь в Рим, показал Западным епископам, кто таковые евсевиане, домогавшиеся в своих символах казаться православными; открыл глаза Западу, что истина поругана, истинные пастыри Востока лишены или престолов, или возможности спасать свою паству, что необходимы меры защитить Церковь, которую хотят разрушить враги Сына Божия. Ревность к истине наконец пробуждена; – составилось несколько Соборов местных на Западе, сделавших по крайней мере то, что истина стала предметом общего ревнования на Западе. Но надобно было сделать что-нибудь и для Востока. Император Констанс, узнавший и полюбивший Афанасия, после бесполезного ходатайства за него пред братом, наконец настоятельно потребовал от Констанция, чтобы составился Собор общий. В 347 г., на Соборе Сардийском, предложено было рассмотреть дело Афанасия и других епископов-исповедников. Но рассматривать дело Афанасия и других гонимых пастырей на общем Соборе для ариан означало тоже, что произносить суд на самих себя, и они, удалясь в Филиппополь, составили свой Собор; следствием сего Собора было, что в Александрию послано было предписание умертвить Афанасия, если он явится в Александрию. Но послы Сардийского Собора, объяснив Констанцию ход дел и открывшийся новый бесчестный поступок ариан, (подобный поступку их с Евстафием), заставили Констанция умерить свою доверенность к ним, и Констанций три раза писал к Афанасию, чтобы тот прибыл к нему, уверяя его в личной безопасности его и в собственном своем уважении к нему. В 348 г. когда Григорий уже умер, а голос Констанса заставил многое переменить к лучшему на Востоке, Афанасий явился к Констанцию, представил ему объяснения о прошлом и с честью отпущен был в Александрию150.

Около пяти лет после сего спокойно управлял Афанасий своею церковью, врачуя раны, нанесенные ей арианами. В 351 г. в Апологии против ариан описал он и прежние и новые замыслы евсевиан против него и против истины, подтверждая слова письменными актами151.

В послании об определениях Никейского Собора деятельный член Собора изложил причины, по которым включены в его исповедание веры слова: Сущность и Единосущный, не встречающиеся в Свящ. Писании, против чего восставали ариане152.

В 353 г. Констанций сделался· императором Востока и Запада, – и дела Церкви приняли другой оборот; евсевиане довели легковерного императора до того, что он в 353 г. публично потребовал от Собора низложения Афанасию и утверждения арианскому символу веры; епископы один за другим отправлялись в ссылку, но не хотели подписать осуждения невинному защитнику Христовой истины; в 356 г. Констанций предписал возвести вооруженною рукою полу-язычника Георгия на кафедру Александрийскую, – и Александрия оросилась кровию; Афанасий, хранимый Богом, опять спасся, удалясь в пустыню египетскую; арианство открылось тогда во всей своей наготе. Гонение быстро распространилось из Александрии по всей империи. Афанасий, укрываясь, то в той, то в другой пустыне, чувствовал, что теперь еще более, чем прежде, надлежало ему действовать неутомимо. Он издал несколько сочинений в защиту преследуемой истины. Прежде всего писал он (в 356 г.) Апологию к Констанцию, Апологию против ариан и Окружное послание к епископам Египта и Ливии. Вслед за тем (в 357 г.) писал Защищение своему бегству; (в 358 г.) Послание к Серапиону о смерти Ария; Послание к инокам с историей ариан; Четыре слова против ариан и (в 359 г.) сочинение о Соборах Ариминском и Селевкийском. Афанасий и в дикой пустыне неутомимо следил за всеми событиями современными, узнавая о всем чрез друзей своих. В 360 году писал он четыре письма к Серапиону о Божестве Духа Святого, которое некоторые из ариан стали открыто опровергать. Голова Афанасия была оценена, но Господь хранил и сохранил его на пользу Церкви153.

В 361 г. Юлиан возвратил всех заточенных епископов к своим местам, в том числе и еретических. Афанасий понял Юлиана, и возвратясь на кафедру в 362 г., употребил на Соборе все меры успокоить несогласия, какие были между христианами154; Юлиан увидел, что хитрость его понята Афанасием155; но он увидел еще более, – сильным словом Афанасия покорялись язычники вере Христовой, и – Юлиан предписал префекту гнать Афанасия везде, где только можно. «Мне крайне больно, что от него все боги приходят в презрение», писал Юлиан в своем приговоре Афанасию, и ничего не мог сказать лучшего к чести Афанасия156. Афанасий, удаляясь из Египта, – сказал: «Не смущайтесь, дети, это – облачко; оно скоро исчезнет»157.

В 363 г. император Иовиниан первым долгом своим счел – почтительным рескриптом пригласить Афанасия вступить в управление Церковью. К Иовиниану послал он от лица Собора Послание об истинной вере158.

С восшествием (в 364 г.) Валента на престол Восточный, возобновились для Церкви бедственные времена Констанция, в виде еще более ужасном. Афанасий (в 363 г.) писал два сочинения – одно о Троице и воплощении, другое о Троице и Св. Духе159. В 367 г. Валент предписал низложить всех епископов, возвращенных Юлианом; в пятый раз надлежало Афанасию расстаться с верною своею паствою; она решилась силою защищать Афанасия, но пастырь, верный во всем долгу, сам укрылся из Александрии. Валент, получив от префекта уведомление о расположении Александрийской Церкви, к удивлению всех, предписал: «Оставить Афанасия в покое»160.

Семидесятилетней старец был теперь для всех епископов отцом, – все они смотрели на его волю, как дети. Получив от Дамаса, Римского епископа, определения Собора (368 г.) о низложении некоторых арианские епископов, Афанасий и сам созвал (в 369 г.) Собор, и от лица его послал два послания: одно к африканским епископам, другое к Дамасу. В первом он отличал унижавших Никейский Собор, в последнем требовал, чтобы низложен был арианин Авксентий Медиоланский. Дамас на Соборе в 370 г. исполнил требование Афанасия и в своем послании повторил послания Афанасия к африканским епископам161. Последним подвигом Афанасия был подвиг против учения Аполлинариева, которое опровергал он в двух, книгах против Аполлинария. В 373 г. «пастырь верный и мужественный», жизнь коего была образцом для епископов, а учение законом Православия162, почил от тяжких трудов своих163.

* * *

149

Epist. Encyclitica р. 110–118. Apolog. contr. Arian. р. 203, 205, 125, 142. Histor. Аriаn. p. 38–70. Сократ Η. E. 2, 2–7. Созомен Η. E. 3, 4–7.

150

Афанасий Apolog. contr. Arian. р. 140–110. Apolog. ad. Constant. р. 4. Histor. Arian. p. 18, 22. Сократ Η. E. 3, 7, 11. Феодорит Η. E. 2, 8.

151

T. 1. p. 186.

152

T. 1. p. 208, писано до возобновления гонений против Св. Афанасия при Констанции р. 209. Тогда же писано об учении Дионисия (Т 4. 243), у которого ариане думали найти защиту своим толкам.

153

Афанасий Hist. Аriаn. § 24–40–8. de fuga sua. § 24. И др. соч. сего времени. Феодорит Н. Е. 2. 12–4–16. Сократ 4–33. Созомен 3–7–4–5. Сульпиций Север Н. Е. 2. 43. Аммон в письме к Феофилу Алекс. § 21.

154

После сего Собора писано письмо к Антиохийцам.

155

Назианзин в слове о Афанасии, р. 164.

156

Epist Juliani 6. fol. 376. Ер. 51. См. Сократа Н. Е. 3. 11. Феодорита Н. Е. 3. 5.

157

Сократ Н. Е. 3. 14. Созомен Н. Е. 5. 12.

158

Athanasii Op. Т. 2. 779. 984. Т. 1. Р. 2. р. 622 s.

159

Op. Т. 1. Р. 2. р. 696–711. 773 s. Последнее сохранилось только в древнем латинском переводе.

160

Сократ Η. E. 4. 13. Созомен Η. E. 6. 12.

161

Феодорит Н. Е. 2. 22. Op. Athan. Т. 1. Р. 2. р. 712 s.

162

Слова историка Созомена Н. Е. 2. 17.

163

Память св. Афанасия празднуется 2 мая и еще 18 января. Св. Афанасий скончался 2 мая 373 г., как это доказали Монфокон (Vita S. Athanasii, p. 89) и Маффей (Observazione litterarie T. 3. p. 81) против Барония.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle