§ 112. Жизнь св. Афанасия Александрийского. а) при Константине Великом.
Ни один из пастырей Церкви IV века не имел столько влияния на события IV века, сколько имел св. Афанасий архиепископ Александрийский, твердый и пламенный защитник Православия против арианства.
Александрия, место рождения Афанасия, представляла Афанасию много средств для образования ума, и он пробрел сведения разнообразные137; особенно же посвящал он труды дня и ночи на изучение всего относящегося к св. вере, и книги Свящ. Писания, по выражению св. Григория, знал он так хорошо, как другой едва ли может узнать одну из них138. Но, с образованием ума, соединялось у него образование сердца. Он любил подвижников пустыни и отыскивал случаи знакомиться с ними; так он не раз посещал св. Антония; так и его самого за строгую жизнь считали в числе подвижников139.
Еще в молодых летах Афанасий уже стал известным архипастырю Александру и был поставлен им (в 319 г.) в диакона. Св. Александр так приблизил к себе Афанасия, что последний был как бы домашним его секретарем в письменных сношениях по делам церковным140. Вероятно, Афанасия сделали известным особенно сочинения его: против язычников и о воплощении Бога Слова. Это были первые сочинения его и писаны рано; в них нет и намека на арианские смуты, а живое изложение их говорит о юности души даровитой141. Когда открылось нечестие Ария, Афанасий принимал живое участие в борьбе Святителя с Арием и тем возбудил против себя ариан. Так было еще до Вселенского Собора142; а на Никейском Соборе первенствующий диакон александрийский победоносно опровергал Ария, к утешению Отцов Собора143. Св. Александр назначил Афанасия в преемника себе на кафедре и общий голос паствы склонил собравшихся епископов исполнить над Афанасием волю почившего Святителя, против воли Афанасия. Это было в 326 г.144. С этого времени целые 48 лет были для архиепископа Афанасия временем тяжкой борьбы с арианами. ариане происками при дворе успели достигнуть того, что в 331 г. Арий, а в след за ним все единомышленные с ним епископы, возвращены были из ссылки. Скоро дело дошло до того, что стали низвергать епископов православных с их кафедр; а от Афанасия потребовали, чтобы Арий принят был в общение с Церковью. Афанасий решительно отказал. Евсевий Никомедийский, покровитель Ария, обратился с жалобою к императору, будто Афанасий вопреки Собору не принимает в общение мелетиан. Император оскорбился на Афанасия: но Святитель успокоил императора, объяснив, кого не принимает он в общение: «Еретики, говорил он, вооружающиеся противу Христа, не имеют ничего общего с истинными чадами Церкви Христовой»145. Ариане увидели тогда, кто таков Афанасий и, – что пока Афанасий – пастырь Александрийской Церкви, – они будут оставаться еретиками в общем мнении. Они восстали против Афанасия с мерами достойными их. Они соединились с раскольниками – мелетианами и мелетиане, по их внушению, стали представлять от себя императору обвинения на Афанасия, то в жестоком обращении с клиром и в обременении несправедливою податью, то в связях с возмутителем империи Филуменом. Афанасий (в 332 г.) лично объяснил императору дело, и Константин отпустил его в Александрию, как друга Божия146. Но клеветники стали после того еще наглее. Они донесли императору, что в одном месте Афанасий дозволил сделать поругание над Св. сосудами, в другом по его приказанию отсечена рука у епископа Арсения, и Арсений умер; Афанасию велено явиться на Собор в Кесарию. Но один доносчик, терзаемый совестью, сам явился с раскаянием к Афанасию, объявив и то, кто заставил его клеветать. Следы мнимого мертвеца Арсения отысканы были в Египте; дознано и то, что он скрылся в Тире, где вскоре и открыт епископом Тирским, лично знавшим его. Афанасий описал все это императору; мелетианам послан грозный указ, как возмутителям покоя империи, и они вступили было в общение с Афанасием147. Но евсевиане успели довести дело до-того, что и мелетиане вновь представили свои клеветы на Афанасия, и император вновь назначил Собор в Тире. Судьями на Соборе (в 335 г.) явились Евсевий и подобные ему. Теперь опять представлена была отсеченная рука Арсения; Афанасий представил на Собор живого Арсения и с обеими руками. Опять явился и тот пресвитер, который прежде сам клялся в клевете своей. Не приняв и такого оправдания Афанасиева, Евсевий и сообщники его тайно назначили, для исследования дела на месте, явных врагов Афанасия. Напрасно Афанасий и Египетские епископы объявляли, что личные враги Афанасия не имеют права быть судьями его; напрасно просили, чтобы дело представлено было личному усмотрению императора. Афанасий вынужден был тайно оставить Тир, чтобы явиться к императору. Собор, не взирая на несогласие нескольких епископов, объявил его лишенным сана и положил изгнать из Александрии. Узнав от Афанасия о происходившем в Тире, император не только согласился рассмотреть дело его, но объявил сильное неудовольствие на судей его, и потребовал их к себе. Не смея повторять прежних клевет своих, враги Афанасия представили новую клевету на него, будто воспрещал он подвоз хлеба к столице из Александрии. Император, видя сильное раздражение против Афанасия, послал Афанасия в Галлию, но отказал в настойчивом желании ариан заместить кем-либо место Афанасия в Александрии. Защитники Ария, пользуясь обстоятельствами, хотели ввести Ария в общение с Церковью в столице. Он уже шел в храм с толпою, как на площади Константиновой расселась утроба дерзнувшего отвергнуть Божество сына Божия. По свидетельству Констанса, Константин только с тем удалил Афанасия в Галлию, чтобы защитить от врагов, грозивших жизни его, и если не возвратил его в Александрию до смерти своей, то только потому, что не успел148.
* * *
Опытом служит напр. самое первое сочинение его – против Эллинов. Биограф его говорит, что он изучал круг наук (ἐγκύκλια) т.е. в смысле александр. ученых. Сульпиций Север называл его правоведцем.
Григорий Наз. в пох. слове Афанасию 2, 480. Сочинения Афанасия показывают, что он прилежно читал сочинения предшествовавших ему учителей. См. напр. соч. про Эллинов.
Apol. cont. Arianos. 1, 129. Жизнь Антония.
Созомен 2, 47. Кирилл Алекс. Ер. ad monachos T. 2, p. 1.
И блж. Иероним (De vir. illustr. 87) ставит эти сочинения прежде всех других сочинений Афанасия.
«Когда Александр, по своей оравой вере во Христа, не согласился принять Ария в общение: тогда единомышленники Ария прогневались на Афанасия, бывшего в то время диаконом; поскольку разведывая узнали, что он по большой части живет при еп. Александре и уважаем им.» Афанасий in Apol. cont. Аriаn. р. 128. Афанасий подписался под Соборным определением 321 г. против Ария. Gelasii cyziceni hist. conc. nicoeni lib. 2. c. 3.
Григорий Наз. в Сл. Афан. Созомен 2, 17. Сократ 1, 8. Феодорит: νεος μεν ων κατ. ηλικιαν, του χωρου δε διακονων ηγουμενος. Η. E. 1, 26. Собор Алекс. 340 у Афанасия Apol. cont. Аriаn. p. 128. Кто-то, пользуясь общею известностью, что Афанасий обличал ариан на Никейском Соборе, написал «разговор Афанасия с Арием на Соборе Никейском» (Op. Т. 3, 203), но это бедное сочинение не достойно ума Афанасия великого.
Созомен 2, 17. Феодорит 1, 26. Афанасий Apol. Cont. Аriаn. 1, 129.
Афанасий Apolog. contr. Arian. § 39. p. 178. Феодорит Η. E. 1, 20, 33. Сократ Η. E. 1, 25, 26, 14. Созомен 1, 27, 2, 16.
Афанасий Apolog. contr. Arian. § 60–62. Феодорит Н. E. 1, 27. Сократ H. E. 1, 27. Созомен Η. E. 2, 21, 22.
Афанасий Apolog. contr. Arian. p. 179. Сократ H. E. 1, 27, 29. Созомен H. E. 2, 25.
Афанасий Apolog. contr. Arian. р. 126, 132, 187–207.Histor. Arian, ad. mon. p. 374–375. De monte Arii § 1–3. Соrр. H. Е; 1, 29, 33, 37. Созом. Η. E. 2, 25–31.