Источник

§ 111. Пахомий Великий.

Как Антоний Великий был основателем собственно отшельнической-иноческой жизни, так Пахомий Великий был отцом общежитий иноческих, которыми населил он берега Нила в верхнем Египте. Сын фиваидских язычников, на 18 году, во время войны Константина с Максимином (в 312) взят он был в военную службу; опыт любви, оказанной ему и его товарищам христианами, глубоко тронул душу его; война кончилась, и он крестился; в купели же Крещения он ощутил в себе новую жизнь и обратился вслед за тем к строгому аскету Палемону для изучения христианского подвижничества; с Палемоном провел он 10 лет119. В 325 г. во время молитвы в Тавенне он услышал голос: «Поселись здесь и выстрой монастырь; к тебе соберется много иноков». Вместе с тем явился пред ним Ангел с медною доскою, на которой начертаны были правила иноческого общежития. Пахомий повиновался званию Божию и скоро стеклись к Пахомию ревнители духовной жизни. Пример Пахомия освящал те правила, которые он назначил для их жизни, и число живших с ним возросло до 1300; между тем по его правилам жили и в других обителях120. «Муж человеколюбивейший и весьма любезный Богу, так что мог предвидеть будущее и часто беседовал с святыми Ангелами»121, Великий авва скончался во время моровой язвы, в 348 году122.

«Пахомий муж с Апостольскою благодатью как в учении, так и в творении знамений, написал Правило, которое получил от Ангела»: так говорят древние известия123. Св. Пахомий писал свое правило на египетском языке. Блаженный Иероним в 404 г. перевел его на латинский язык по верному греческому списку124 в).

Правило или Устав св. Пахомия – первый устав иноческого общежития. Сделаем краткий обзор содержанию его.

1) Когда является желающий вступить в монастырь: то настоятель поручает его опытному старцу испытать расположения его. В продолжение 10-ти и более дней, он за монастырем должен повергаться пред братиями и терпеть поношение. От него не принимается ни денег, ни чего-либо другого для монастыря, чтобы иначе в последствии не гордился и не нарушал покоя братии своими требованиями. Ему дается монастырская одежда, а мирская берется под сохранение. Если замечено будет в нем неповиновение или ропот: то ему возвращают его платье и высылают в мир125.

2) Принятый в монастырь не прежде года допускается в общество братии. Сперва знакомят его с уставом обители. Потом назначается читать 12 псалмов и два чтения из Апостола; если не знает он грамоты, то в первый, шестой и девятый час ходит к старцу слушать правило. Новоначальный занимается служением странным и братии. Если он безропотно и смиренно служит: принимается в общество126.

3) Братия три раза собираются на общую молитву: днем, вечером и ночью. Если голос трубы призывает в церковное собрание, каждый немедленно выходит из своей келии, так что занимающийся письмом бросает писать на том месте, где застанет призыв, не смея кончать даже начатой буквы127. Три раза в неделю – в среду, пяток и воскресение Начальник предлагает поучение128.

4) Трапеза для братии – в полдень, кроме среды и пятка в которые иноки постятся. Трапеза для всех общая; никто не имеет права есть что-либо вне трапезы, ни овощей, ни древесных плодов. Если кто найдет плоды под деревом во время работы: должен положить их при корне дерева. Во время трапезы братия сохраняют молчание, и сидят с опущенным кукулем на главе, чтобы глаз не соблазнился чем-либо. По выходе из трапезы, как и из храма, ни с кем не разговаривать129.

5) Если назначается общая работа: настоятель идет впереди и за ним братия в молчании130. Если надобно послать кого-либо из монастыря для дела, то не посылать одного, а с другим, для ночлега избирают они Православный монастырь131. Авва – главный начальник монастыря. Экономы заботятся о пище и одеянии братии, и сам настоятель не позволяет себе взять что-либо из вещей, хранимых экономом, без его дозволения. Недельный надзиратель после утренней молитвы испрашивает у Аввы приказания и объявляет их по домам. Начальник дома осматривает, все ли сделано, как должно, учит неопытных и каждую неделю дает Авве отчет в том, что сделано в его доме132.

7) Для успокоения больных и престарелых назначается особый дом. О них пекутся особые старцы, кроме которых никто не должен входить в больничный дом. Пища больных особая, сообразная немощи их133.

8) Дети, кроме чтения, обучаются рукоделиям, но прежде всего страху Божию и молитве. Пища им в трапезе. Наказания– соразмерные силам и детскому характеру134. Таково содержание Устава св. Пахомия!

В переводе того же блж. Иеронима дошли до нас: Увещание св. Пахомия, дышащее кротостью любви, и письма к разделявшим с ним управление иноками:135 3 к Авве Сиру, 2 к Корнелию, 2 во все монастыри, 1 к братиям, стригущим овец и 3 предсказания, написанные таинственными знаками136.

В письме в монастыри, приглашая всех «ко дню прощения в Августе месяце», пишет: «Близко время для того, чтобы по-прежнему, древнему обычаю, собрались вы свято праздновать день окончания всех дел (remissio omnium rerum). Надобно, чтобы каждый, по евангельской заповеди, простил братиям своим долги, оскорбления, неправды; если была какая-либо ссора, пусть прогнана будет от святого сонма». Не здесь ли начало Успенского поста?

* * *

119

Жизнь св. Пахомия, описанная учеником его, изд. іn Actis SS. Iunie T. 3. у Muna Pastrolog. 409. lat. T. 73, на коптском языке (Мемфитского и Сагидского диалектов) сведение о Св. Пахомии у Зоеги: Catalogus codicum copt. Mass., qui affieruantur in Museo Borgiano, Romae 4810 г. здесь сод. memph. 45–46. Cod. Sahrd. 477. copt. et lat. p. 75–85. Sahrd. p. 374.

120

Палладий в «Лавсаике» 38 г., епис. Аммун в письме к Феофилу § 5, 6. Созомен 3, 14.

121

Созомен 3, 14.

122

Vita s. Pachomii. Память его в Греч. Церкви мая 15.

123

Слова Геннадия (De vir. illustr. § 7). Тоже пишут Ираклид (Рай гл. 1, g.), Палладий «Лавсаик» гл. 38. Созомен Н. Е. 3, 14.

124

Так говорит сам Иероним в предисловии к переводу. Латинский перевод правила поместил в своем собрании Правил Венедикт Анианский, Авва 8 века. Ныне извест. греч. текст (перев. в Хр. Чт. 1827 г.) надобно признать сокращенным изложением Правила Пахомиева. Палладий говорит, что, по правилу, братия за трапезою сидели с покровенным лицом. В нынешнем греческом правиле ни слова нет о том, а есть у Иеронима. Regula s. Pachomii inter op. Hieronymi, Patr. T. 23. Греческий краткий текст in Patr. gr. T. 40. p. 947–952, то и другое у Галланда in 4 T. Biblioth. Patr.

125

Reg. 49.

126

Reg. 139–140.

127

Reg. 9, 10, 121.

128

Reg. 115, 138, 21.

129

Reg. 112, 115, 138.

130

Reg. 94.

131

Reg. 54, 56.

132

Reg. 25, 27, 31, 35, 39–41. Иероним в объяснение сих правил замечает, что в каждом монастыре Пахомия было до 30 и 40 домов; в каждом доме жило до 40 человек братии. Иноки в домах помещались по роду рукоделия, которым занимались в одною жили те, которые плели циновки; в другом – ткали сукна; в третьем плотники и т. д. Praef, ad. Reg. 2, 6.

133

Reg. 42, 43, 47, 52, 53.

134

Reg. 172, 173.

135

Patr. Curs, compl. T. XXIII. p. 77–88. Увещание перевед. в Христ. чтен. 1827 г.

136

Все эти письма были известны Геннадию (de exl. scrip. § 7), и Тритению (lib. de eccles. script.).


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle