Источник

Слово на день Св. Пятидесятницы (О пришествии Святого Духа и даре языков). Блаженного Августина

Настоящим торжеством мы прославляем пришествие Святого Духа, Которого Господь послал с неба на землю, по Своему обетованию. Пoелику сие обетование Он так изрек: аще не иду Аз, Утешители не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7): то после того, как Господь пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо, – оставалось исполниться обтованию. Ожидая исполнения сего обетования, ученики Его – числом, сказано, яко сто и двадесят (Деян. 1:16), т. е., десятикратно увеличившимся против числа Апостолов (ибо в Апостолы Господь избрал двенадцать, а послал Духа ста двадцати), – пребывали в одном доме, бяху молящеся; и – потому уже, что так ожидали, – они самою верою, самою молитвою, самым духовным ожиданием сотворили себя новыми мехами, способными вмещать в себя новое, небесное вино. И вот оно излилось! Ибо Господь Иисус Христос – этот многоплодная гроздь винограда был уже истоптан, и – прославлен. Не у бо бе Дух Святой, – читаем мы в Евангелии, – яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7:39).

Вы уже слышали, каким великим чудом ознаменовано было это событие. Всем присутствовавшим там был знаком один язык. Нисходит Дух Святой, и, исполненные Им, они начали говорить разными языками всех народов, дотоле для них непонятными и незнакомыми. Учителем их был Тот, Кто пришел к ним с неба; Он вселился в них, и преисполнил их. В то время не для одних только ста двадцати человек, находившихся в одной горнице, но и для каждого, кто принимал Духа Святого, знамением сего служило то, что внезапно, исполнившись Духа, говорил разными языками. Спустя немного времени, по свидетельству Писания, веровали и язычники, крестились, принимали Духа Святого, – и говорили разными языками (Деян. 10:44–48). Тогда ужасахуся вси и недоумевахуся..., инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2:12, 13; 10:45), – насмехались, и однако же отчасти говорили правду: ибо новые мехи наполнены были новым вином (Мф. 9:17), Вам же известно из Евангельского повествования, что никтоже вливает вина нова в мехи ветхи: плотской человек не приемлет, яже Духа Божия (1Кор. 2:14). Плоть есть ветхое, а благодать – новое; и чем более человек обновляется благодатью, тем способнее бывает умудряться в истине; и вот, когда излилась благодать Духа Святого, излились расноязычные глаголы!

Но, братие, ужели ныне не даруется Дух Святой? Кто думает так, тот не достоин общения со Святым Духом. Он даруется и ныне. Почему же ныне никто не говорит на всех языках, как говорили в то время исполнившиеся Духа Святого? От чего это? – От того, что, прообразуемое сим даром языков, пришло ныне в исполнение. Хотя Господь и отвечал ученикам Своим, вопрошавшим о времени устроения царства Его: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти, но тогда же снова Он обещал то, что ныне исполнил: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иepycaлиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли (Деян. 1:7, 8). Вскоре потом Церковь, заключавшаяся тогда в одном доме, приняла Святого Духа; Церковь сия состояла из малого числа членов, а по языкам она уже и тогда была всемирная. Это служило прообразом будущего состояния Церкви. В самом деле, на что указывалось тем, что первенствующая Церковь – малочисленная говорила всемирными языками? Не на то ли, что нынешняя Церковь – многочисленная, от востока солнца до запада распространившаяся, говорит языками всех народов? Так, ныне исполняется то, что тогда было обетовано. Мы это слышим и видим. Слыши дщи и виждь, – речено было самой Царице (Пс. 44:11); слыши дщи и виждь: слыши обетование, виждь исполнение. Верен тебе Бог твой; верен тебе Жених твой; верен тебе Искупитель твой, стяжавший тебя Своей кровью; верен тебе Тот, Кто сотворил тебя из безобразной – невестой прекрасной, из нечистой – девою чистою. Ты сама о себе получила обетование в чадах немногих, а исполнение его – в бесчисленных.

Итак, никто не говори: «если я получил Духа Святого, то почему не говорю разными языками?» – Послушайте еще о сем, братие мои, желающие иметь общение Святого Духа. Дух наш, Которым мы живем, называется душею. Так, дух наш, которым живет каждый человек, есть душа каждого; и смотрите, что творит душа в теле. Она оживляет все члены его: очами видит, ушами слышит, ноздрями обоняет, языком говорит, руками делает, ногами ходит. Она присуща всем членам, и все оживляет; она разливает по всем членам одну жизнь, а дело совершает чрез каждый член особенное. Не слышит глаз, не смотрит ухо, не видит язык, не говорит ни ухо, ни глаз; но все они живут: живет ухо, живет язык; занятия у них различны, а жизнь у всех общая. Так и Церковь Божия – чрез одних святых совершает чудеса, чрез других изрекает истину; в одних святых хранит девство, в других блюдет супружеское целомудрие; в одних творит то, в других – другое. Каждый член Церкви имеет свойственную себе деятельность, и все равно живут. Но что душа – в отношении к телу человеческому, тоже Дух Святой – в отношении в Церкви, которая есть тело Христово: Дух Святой так же действует во всей Церкви, как душа действует во всех членах одного тела. Но смотрите, чего должно вам опасаться; смотрите, что должно вам наблюдать; смотрите, чего должно страшиться. Случается, что от живого тела какой-нибудь член, рука, например, перст, или нога отсекается, остается ли душа в члене отсеченном? Доколе он – в теле, дотоле живет; а будучи отделен от тела, лишается жизни. Так и человек дотоле остается христианином правоверным, доколе живет в теле Христовом – в Церкви; а будучи отлучен от нее, он духовно умирает; отлученного оставляет Дух Божий. Итак, если желаете жить о Дусе Святе: держитесь любви, возлюбите истину, ревнуйте о единении, – да так достигните блаженной вечности. Аминь117.

* * *

117

В собрании. Слов 267–е. См. Воскресн. Чтен. IX (1845¬–46 г,), стр. 57–59; сравн. Воскресн. Чтен. XII (1848–49 г.), стр. 70–71.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle