Источник

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского

Возлюбленные братие! Ныне мы совершаем годичное торжество в воспоминание того дня, когда Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа, Которого обещал прежде ученикам Своим и о Коем сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7). В четыредесятый по воскресении Своем день, который за десять пред сим дней мы праздновали, Господь вознесся на небо, и, исполняя Свое обещание, послал в настоящий день Святого Духа, Которого и исполнились первоначально сто двадцать душ, собранных вместе и с верой ожидавших Обетованного. И бысть, – пишется, – внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну,... и явишася им разделени язы́цы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати всеми (иными) языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:2–4).

Итак, во–первых, рассмотрим кратко, почему Господь сказал, обещая Святого Духа: «не может Он прийти, если Я не отъиду». Почему это, когда Дух Святой, будучи не отлучен от Сына Божия, мог прийти и в присутствии Его? Заметим, что Господь являл ученикам, как немощным еще, образ раба, в коем Слово плоть бысть и вселися в ны; а плоть Господа могли видеть и плотские люди, между тем как образ Божий, в котором не восхищением непщева быти равен Богу, могли созерцать только духовные. Посему-то (Господь) и сказал: «не может Он приити, если Я не отъиду», то есть: доколе ваше плотское чувство будет созерцать Мою плоть, дотоле ваш духовный взор не восприимет Божества Моего. Ибо дарованием Святого Духа Он обещал ввести их во всякую истину, но, как сказано: верою очищь сердца их (Деян. 15:9): блажени бо чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Итак, Господь удалился телесным образом от плотских очей их, чтобы Духом Святым открыть сердцам их Божество Свое.

За сим рассмотрим, почему в то время было такое знамение присутствия Святого Духа, что получившие сего Духа говорили всеми языками? Ибо ныне, когда подается Святой Дух, получившие Его не говорят всеми языками; Дух Святой не являет Себя таким очевидным чудом, как в то время. Уразумеем здесь, возлюбленные братие, что это есть тот Святой Дух, Которым любовь Божия изливается в сердца наши. И так как любовь имела собрать Церковь Божию во всей вселенной (что возможно было и одному человеку тогда, когда он, получив Святого Духа, говорил всеми языками), то собранное Святым Духом единство Церкви и говорит всеми языками. Посему, если кто спросит кого-либо из нас: «ты получил Святого Духа, почему же не говоришь всеми языками?» Отвечать должно: «я говорю всеми языками, потому что состою в Церкви, в том теле Христовом, которое говорит всеми языками». И подлинно, что другое знаменовал тогда Бог, как не то, что, имея Святого Духа, Церковь Его будет говорить всеми языками? Так исполнилось то, что обетовал Господь, когда сказал: ниже вливают вина нова в мехи ветхи:... но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется (Мф. 9:17). Справедливо (в известном отношении), слыша говорящих всеми языками, некоторые говорили: вином исполнени суть (Деян. 2:13). Апостолы, действительно, стали мехами новыми, как обновленные благодатию святости, исполнились новым вином, то есть, благодатию Святого Духа, воскипели даром глаголания на всех языках, и этим очевиднейшим чудом предъизобразили вселенскую Церковь, имевшую быть во всех народах. Посему правильно мы признаем еретиков не имеющими Святого Духа, так как они отделяют себя от тела, которому дано вещать во всех народах всеми языками.

Итак, возлюбленные, празднуйте сей день, как члены единого тела Христова. Не тщетно вы празднуете тогда, когда сами входите в состав того единства Церкви, которое есть предмет вашего празднования, – когда вы держитесь той Церкви, которую Господь, исполняя Святым Духом, признает Своей во всем мире, где она возрастает, – которой и Сам познается, как Жених невестой. Вам–то, находящиеся во всех народах, вам, Церковь Христова, члены Христовы, Тело Христово, Невеста Христова, говорит Апостол: терпяще друг другу любовию (Еф. 4:2, 3). Заметьте, как, заповедуя нам терпеть друг друга, (Апостол) внушает любовь, а упоминая о единении духа, указывает на союз мира. Таков – дом Божий, созданный из живых камней, в котором благоволит обитать Великий Домовладыка и Отец; да не оскорбляем взора Отца видом разрушения и разделения! Аминь118.

* * *

118

Append. Sermo 183; Воскресн. Чтен. XVII (1853–54 г.), стр. 69–70.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle