Источник

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 58

Будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк 6:36).

Празднуя день тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича, мы, слушатели, не уменьшим радости настоящего торжества, если пред общим молением о здравии и долгоденствии Царя нашего, посвятим несколько минут на размышления об одной из заповедей Христовых, – не уменьшим, если размышлением пробудим в нашем сердце такие чувствования к нашему ближнему, какими полна к народу душа Монарха нашего.

Заповедь, о коей надобно теперь размыслить, есть заповедь о милосердии. Будите милосерди.

Но почему сия, а не другая какая, заповедь предлагается вашему вниманию? Потому что исполнение оной, если когда, то особенно ныне, при всеобщей скудости в существенной для жизни пищи, ныне, когда очень многие из наших ближних нуждаются в насущном хлебе, есть одно из необходимых средств к уменьшению числа нуждающихся.

Поистине, если тезоименитый ныне Благочестивейший Государь милосердствует о нас непрестанно, подавая нам в наших нуждах благопотребную помощь; и если Правительство печется о нас неусыпно, изыскивая все способы и средства к отвращению угрожающего бедствия: то не должны ли и мы сами пещись друг об друге, высшие о низших, сильные о немощных, богатые о бедных? – Не должны ли быть милосердыми, сострадательными? – Не должны ли? – Но приступим к размышлению. Будите милосерди.

Первое побуждение к милосердию в обществе человеческом есть милосердие Божие к человеку. Не будем доказывать, что Господь милосерд к нам, грешным. Это так верно, как дважды два составляют четыре; так ясно, как солнце в безоблачный день, так понятно, как любовь отца и матери к своим детям. Кто внутренно не слеп, тот, без сомнения, видит опыты милосердия Божия – везде, особенно в необычайных случаях жизни. Так, если больной выздоравливает, тогда как врачи совершенно отчаялись в его жизни, что это, как не милосердие Божие? Если ловец, оторванный бурею от морских берегов и брошенный в ярящиеся волны, спасается – выплывает: что это, как не милосердие Божие? Если путешественник проходит сквозь стаю хищных и лютых зверей безвредно: что это, как не милосердие Божие? Много, очень много примеров, в коих милосердие Божие самым очевидным образом открывает себя человеку. Смотрите внимательно на все необычайные события в жизни, и замечайте направление их и ход: верно найдете, что вси путие Господни милость и истина (Пс. 24:10), и воскликните с Пророком: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8).

Второе побуждение к милосердию есть то, что мы соединены друг с другом взаимными нуждами. Один силен, но беден, другой богат, но бессилен; один счастлив, но расстроен в здоровье, другой несчастлив, но здоров. Посему то Ап. Павел и заповедует: друг друга тяготы носите (Гал. 6:2). Богатый обязан помочь сильному во время скудости, а сильный богатому в его бессилии. Подлинно, если раздаятель благ земных есть Господь: то, подавая оные одним, а другим отказывая, Он имеет ту спасительную цель, чтобы богатым дать случай оказывать бедным милость и человеколюбие, дать случай подражать Его благости.

С другой стороны, если мы сами весьма многими выгодами пользуемся от ближних и обязаны спокойствием и безопасностию всему обществу: то не грешно ли отказывать в помощи тем, кои с нами суть сочлены в том же обществе? Не грешно ли презирать тех, кои суть братия наши во Христе Иисусе? Кто бы они ни были, когда жаждут, надобно напитать их; когда раздеты, одеть, когда в скорби и печали, утешить, и когда в притеснении, защитить. Знаем ли мы, что случится с нами завтра? Может быть, принуждены будем сами прибегать к другим, просить у них милостыни, искать их покровительства и защиты. Счастие подобно колесу вертится туда и сюда; его не удержишь в руке. Ныне оно при тебе, а завтра перешло к другому. Ныне богат, завтра нищ; ныне веселишься, завтра плачешь. Итак, когда благоденствуешь, запасай, запасай любовь к себе в ближних. Якоже хощете, говорит Иисус Христос, да творят вам человецы и вы творите им такожде (Мф. 7:12), то есть, если хочешь, чтобы во время твоей нужды делали тебе вспоможение, помогай нуждам других и ты, а если от сего отказываешься, откажутся протянуть руку помощи и при твоем несчастии. Еюже мерою мериши, возмерится и тебе (Мк. 4:24).

В первые времена церкви Христовой между христианами не было бедных, как повествует Евангелист Лука: не бяше бо нищ ни един в них (Деян. 4:34). От чего же в наши времена столь много бедных? От того, что не любим своих ближних так, как любим самих себя; от того, что блага земные, которыми первые христиане спешили служить ближним, мы жадно прячем каждый для себя одного; от того, что умножились нужды и прихоти: наше самолюбие заграждает ближнему путь к славе и чести, наше корыстолюбие отказывает ему в деньгах, наше сластолюбие лишает его даже законных удовольствий в жизни. Боже мой! Как не сделаться бедным и нищим! Как не бродить по миру и не просить милостыни несчастным, для которых жалко нам и доброго слова, как не теряться и не погибать бедной нашей братии от нашего жестокосердия!

Если когда, то наипаче ныне, когда у многих нет хлеба, надобно нам, братия, надобно уменьшить ненужные нужды и прекратить прихоти и роскошь. Чем менее нужд, тем менее расходов, тем более остатков. Не требуют от нас того, что нам самим нужно; отдадим излишнее. Не спрашивают советов и наставлений, как утолить голод; поделимся хлебом. Бедный из ласковых речей и дружеских советов не сошьет себе платья и не сварит пищи. Одна вещественная помощь милосердия – одна она облегчает вещественное страдание. Да подражаем, братия, той ветхозаветной вдовице, которая, имев горсть муки в водоносе и несколько елея в сосуде, угостила ими Пророка Божия, или другой, упоминаемой в Евангелии, которая, положив в сокровищницу две лепты, превзошла всех, потому-что положила туда все свое имущество.

Наконец, третие побуждение к милосердию есть награда от Господа. Будет, говорит Он, мзда ваша многа, по точной мере того, сколько окажем благодеяний своим собратиям. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Мф. 5:7).

Милостыня не есть дар, но даяние взаймы. В сем случае милуяй дает, нищий берет, а Бог делается поручителем. Скажем более: Он сам принимает на себя долг нищего. Когда придет нищий, говорит Господь, тогда Я предстою пред тобою, Я прошу милостыню, что сделаешь ему, сделаешь Мне: Аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо и дасте Ми ясти, возжадахся, и напоисте Мя, странен бех и введосте Мя, наг, и одеясте Мя, болен, и посетисте Мя, в темнице бех и приидосте ко Мне (Мф. 25:34–36) – вот дела милосердия! вот и награда за дела – царствие небесное!

Будем, братия, милосерды к меньшим из братий Христовых; станем снабжать их тем, в чем у нас избыток, и исправлять их недостатки нашим обилием; понесем тяготы друг друга, и тако исполним закон Христов (Гал. 6:2). Аминь.

* * *

58

Произнесено 6 декабря, 1832 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle