§ 124. Мелетий Антиохийский. Подвиг жизни его.
В истории Русского раскола ничье имя не повторяется так часто, как имя св. Мелетия Антиохийского.
Уроженец Мелитины армянской, Мелетий ок. 357 г. избран в Севастийского епископа. Беспокойный дух севастийцев, заставил кроткого пастыря, оставить кафедру и удалиться для уединенной жизни в Сирскую Берию282. Между тем, Антиохийская Церковь после св. Евстафия, (§ 97), то видела у себя пастырями ариан, то оставалась совсем без пастыря283. В 361 г. сирые антиохияне единодушно, как православные, так и ариане, положили призвать к себе Мелетия в пастыря: Св. Евсевий Самосатский, тогда уполномоченный блюститель Православия на Востоке, оправил письменное желание антиохийцев к двору; но и при дворе арианском утвердили избрание Мелетия. На встречу новому Пастырю вышли все жители Антиохии, даже иудеи и язычники. В тоже время открылся случай видеть, кто таков был Мелетий. Император Констанций предложил Собору епископов, чтобы известные из них по просвещению публично объяснили смысл слов: Господь созда (ἐκτησε ἐκτησατα) Мя начало путей своих. Один епископ (Георгий Лаодикийский) предложил толкование арианское; другой (Акакий Кесарийский) полу- арианское. Объяснение Мелетия ясно обличало ариан. Православные торжествовали, ариане опечалились и поспешили поправить свое дело. Мелетий послан в заточение. В Антиохию прислан Евзой, которого св. Александр (§ 93) отлучил, как заклятого арианина. Православные не хотели иметь дела с еретиком. Верные Мелетию собирались в храм, так называвшийся древний. Другие по ревности к чистой вере, но по ревности нерассудительной, не хотели называться паствою и того, кто избран был с согласия ариан, и собирались в другой храм, называясь учениками Евстафия284. Началось печальное разделение. Мудрый Запад освятил и утвердил разделение: уполномоченный его епископ Люцифер посвятил евстафианам епископа Павлина. Между тем Аполлинарий собрал еще особое общество285. По смерти Констанция, Мелетий возвратился к своей пастве, чтобы видеть сумасбродство Юлиана в Антиохии, и во второй раз быть посланным в заточение286. Возвращенный благочестивым Иовинианом блж. Пастырь, писал в 363 г. Изложение веры, и тогда многие из ариан обратились к Православию287. Валент возобновил гонение Юлиана в Антиохии и в 372 г. Мелетия опять определи послать в заточение. Паства Мелетиева столько оскорбилась участью Пастыря, что народ бросал каменья в Префекта: но Пастырь закрывал голову Префекта своею одеждою288. По смерти Валента, Мелетий (в конце 378 г.) возвратился в Антиохию и осудил на Соборе Фотина в Аполлинария289. Постоянная заботливость Василия Великого о прекращении Антиохийского раскола290, при кротости Мелетия, также достигла своей цели: Павлин примирился с Мелетием, с тем, чтобы по смерти одного другой остался епископом всей Церкви291. В 381 г. с Мелетий председательствовал на Вселенском Соборе: но Пастырь рассудительный и кроткий, во время Собора скончался мирно292. Св. Григорий Нисский, пред лицом Собора, почтил память св. Мелетия похвальным Словом, а св. Златоуст тоже сделал, по вступлении своем в сан Священства293.
* * *
Иероним, Chronicon. Феодорит, Н. Е. 2. 31. 5. 31. Сократ говорить: μετενεχθη ἐις Βερροιαν, но не говорит, чтобы Мелетий управлял Беррийскою Церковью.
См. Созомена 3. 20.
Феодорит Н. Е. 2. 31. Сократ А. 26. Епифаний Haeres. 73. § 29.
Феодорит 3. 4. 5. 2. Созомен 5. 11. 12. Сократ 3. 8. 9.
Феодорит 3. 4 13. Григорий Нисский в слове о св. Мелетии.
Vetus synodicon ар. Fabricium Bibl, graec. 12. 383. Сократ 3. 25. Созомен 6. 4.
Феодорит 4. 4. 22. 25. Philothea c. 2. 8. Златоустый в слове о св. Мелетии. Василий Великий Ер. 187.
Vetus synodicon ap. Fabr. 12. 388.
Письма св. Василия 66–69. Сл. ниже о св. Василии.
Сократ 3. 5. Созомен 7. 3. Епифаний Hor. 77. Феодорит 5. 3.
Замечательны слова его одному пустыннику, носившему вериги: «железо не нужно, если довольно и намерения, чтобы возложить духовные оковы на тело». Феодорит Philothea с. 28.
Память св. Мелетия 12 февраля.