Источник

§ 123. Оптат Милевийский.

На другом берегу Средиземного моря, напротив Италии, в Нумидии кипели споры исступленных донатистов. Оптат Милевийский епископ в Нумидии, прославился борьбой своею с донатистами, хотя по другим обстоятельствам жизни, остается он вовсе неизвестным. Известно только, что он получил образование в школе языческой271. В 370 г. в ответ на сочинение донатиста Пармениана, блж. Оптат написал сочинение: Против донатистов272. Потом при папе Сириции (в 385 г.), вновь пересмотрел свое сочинение – и прибавил 7-ю книгу273.

Блж. Августин поставлял имя Оптата наравне с Киприаном, Иларием и Амвросием274; по его отзыву Оптат «достопочтенной памяти милевийской епископ кафолического союза»275; а Фульгенций называл его святым276. Оптат сам показывает содержание 6 книг своих. «Мне, говорит он, представляется нужным, сперва показать общество, лица, имена предателей и раскольников, чтобы известны были подлинные виновники того, что говорится о них. Потом, мне надобно говорить о том, какова или где единая действительная Церковь, так как кроме единой нет другой. В-третьих, показано будет, что мы не вызывали войска и к нам не относится то, что говорят строители единства. В-четвертых, кто тот грешник, чью жертву отвергает Бог, или чьего елея надобно бегать? В-пятых, о Крещении. Шестая книга – о неразумных предрассудках и заблуждениях ваших». Что касается до седьмой книги, то она заключает в себе три прибавления, к трем книгам сочинения.

Сочинение блж. Оптата, с уважением читали Августин, Иероним, Фульгенций и все знавшие латинский язык. В нем подробно раскрыто понятие об истинной Церкви Христовой, и как отделяющиеся от Церкви напрасно мечтают о спасении. Блж. учитель говорит о порче природы нашей и не причастии к греху одного Спасителя нашего277; об искупительной силе смерти Христовой278; о таинствах Крещения279, Миропомазания280, Причащения281. Русским раскольникам можно указать здесь на то, как донатисты считали за скверну иметь общение в пище и молитвах с православными, бегали храмов их, и как Св. Церковь называла донатистов за то людьми безумными и церковною язвою, хотя донатисты отделялись от Церкви не то, что за буквы, а за жизнь.

* * *

271

Августин de doctor. Christ. lib. 2. § 40. 61.

272

Иероним (de scriptor. § 120) говорит, что сочинение писано при имп. Валериане и Валенте (364–375). В самом сочинении (I. 1. с. 3) сказано: «почти за 60 лет и более пронеслась буря по всей Африке, когда иные были мучениками, другие исповедниками». Это буря Диоклетиана 304–305 г. Еретик Фотин называется (lib. 4. с. 5) еретиком «настоящего времени»; а он умер, по Иеронимовой хронике, в 376 г.

273

Во второй книге, по нынешнему ее виду: Damaso (successit) Siricius, qui noster est socius. Сирикий был папою с 384 г.

274

De doctr. Christ. 2. 40. § 61. De unitate eccl. c. 19. § 50.

275

Cont. Parmen. lib. 1. c. 17. § 5.

276

Lib. 2. ad Monimum: Sanctus Milevitanus episcopus in sexto adversus Parminianum libro. В Западной Церкви память св. Оптата 4 июня. Martyrologium romanum ad 4 d. junii: Milevi in Numidia sancti Optati episcopi, doctrina et sanctitate conspicui.

277

Lib. 1. с. 3.

278

Lib. 3. с. 11.

279

Lib. 5. с. 3. 4.

280

«Видели, как некоторые донатисты выбросам в окно сосуд со святым елеем, с тем, чтобы разбить его; но нечестие их не достигло своей цели: сосуд упал на камень, но, охраняемый ангелом Божиим, не разбился» (lib. 2. § 28).

281

«Что может быть святотатственнее того, как разрушать алтари Божии – те, на которых возносятся и обеты народа, и тело Христово? Что такое алтарь, как не престол тела и крови Христовой?» (lib. 6. § 1). «Вы даже сокрушали чаши, в которых кровь Христова» (lib. 5. § 2).


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle