Источник

§ 167. Св. Иоанн Златоустый. Жизнь его до принятия пресвитерского сана.

Современник св. Епифания, св. Иоанн Златоустый, так велик по своей необыкновенной деятельности, что много надобно труда, чтобы обозреть жизнь и труды сего вселенского учителя931.

Родившись около 347 г. в Антиохии, он еще в детстве лишился своего отца, предводителя Сирийских войск932; мать, 20 летняя вдова933, благочестивая и умная, обратила всю любовь свою на воспитание сына. Она питала и раскрывала юную душу словом Божиим; потом Иоанн ходил слушать знаменитого тогда профессора красноречия Ливания934, не преставая быть под надзором любви матерней. Успехи любимого сына в красноречии были таковы, что изумляли Ливания и опытный софист предназначил ученику громкую будущность в свете935. В тоже время Иоанн учился философии у Андрагафия936. По окончании публичного образования, он начал ходить в судебное место и принял звание адвоката937. Такое звание могло молодого, богатого, образованного, человека вовлечь в связи опасные для доброго сердца; Иоанн из угождения другим ходил в театр и участвовал в забавах света938. Благодать Божия скоро открыла ему опасность положения его: он решился немедленно прекратить все связи с миром и мир отстал от него939. Пастырь Антиохийский, св. Meлетий, узнал и полюбил Иоанна как сына; он принял на себя докончить христианские наставления для Иоанна, и крестил его; Иоанн проводил все это время в молитве домашней и общественной, в чтении Свящ. Писания, в испытании своего сердца. Спустя три года после Крещения, поставлен он (370 г.) в должность чтеца940. В начале 372 г., блаженный Мелетий послан был в заточение Валентом941; для православной паствы антиохийской оставались учителями священники Флавиан и Диодор, занимавшиеся в подвижнической школе (ασκητήριον) образованием юношей. Диодор с просвещением обширным, с ревностью к Евангельской истине пламенною, каждый день переходил из одного дома в другой, чтобы утешать и укреплять осиротелых чад Православия, и жил с самоотвержением942. Иоанн, и прежде слушавший Диодора, теперь обратился к нему одному, вместе с товарищами школы ливаниевой Феодором, Максимом и Василием, слушать наставления его в изъяснении Свящ. Писания; друзья школы положили вступить в отшельническую жизнь; Иоанн исполнил желание, лишь только скончалась любимая мать, но Феодор, спустя несколько времени, расположился вступить в брак: это сильно огорчило Златоуста, и он писал к нему сильные увещания, которые возвратили Феодора к прежнему расположению943. Златоуста и Василия, положено было возвести на кафедры епископские. Златоуст тайно от друга своего скрылся в пустыню, а Василий рукоположен был и горько жаловался на разлучившегося с ним друга944. Златоуст написал в утешение его превосходное сочинение о священстве945. 4 года провел он у нагорных пустынников, под руководством старца и два другие года один в дикой пещере946; очищая сердце свое подвигами самоотвержения, он опытом дознал превосходство уединенной жизни: но мир и тогда, как ныне, порицал и даже гнал пустынников, оскорбляясь тем, что пустынники отнимали у него слуг его и воспитывали людей лучших пред Богом и пред людьми. Златоуст написал три книги против вооружающихся на ищущих монашества947, и вслед затем другое сочинение, полное одушевления: Сравнение инока с царем948. С восторгом отзывался Златоуст и в последствии о пустынниках, населявших окрестные горы антиохийские949. Жесткие подвиги, каким подвергал себя Златоуст – особенно в пещере, расстроили здоровье его, и он для поправления здоровья возвратился в Антиохию950. Св. Мелетий тогда же (в нач. 381 г.), посвятил его в диакона. Слух о телесной и душевной болезни юного друга пустыни Стагирия поразил его скорбию; – тогда как сам он был еще не совсем здоров, он поспешил подать врачевство болящей душе Стагирия, сочинение о провидении951; в тоже время писал он пространное сочинение о девстве и утешение вдов952, защищение веры против Юлиана953, и две книги о сокрушении.

Все эти сочинения нисаны, пока он был диаконом; а в звании диакона пробыл он пять лет954.

* * *

931

Жизнь св. Златоуста живо, но во многом не удовлетворительно, описана в Хр. Чт. 1824. ч. 4. удовлетворительнее: D. heil. Johanaes Chrisostomus und Kirche besonders Orient. in dessen Zeit von Neander. 1. Band. 1821. 2 Band. 1822. Berlin; но не в том отношении, в каком здесь нужно.

932

Magister militum Orientis: Златоуст в начале кн. о священстве. См. Созомена Н. Е. 8, 2.

933

Когда Ливаний спросил Иоанна о матери и узнал, что сорокалетняя мать его с двадцати лет вдова: то воскликнул: «какие чудные женщины у христиан». Златоуст ad viduam T. 1. 340 сл. Hom. adver. Anomeos. Т. 1. р. 541. Благочестивая Анфуса осталась до гроба вдовою. Сократ. Н. 6. 3. Георгий Алекс. (в жизни Злат.) несправедливо говорит, что родители крестились уже после сына: Златоуст ясно говорит, что он рожден и воспитан в Церкви (De Sacerd. § 3 cont. Anomeos 1, 544).

934

Созомен Η. E. f; 2. Феодорит Η. E. 3, 23.

935

Письмо Ливания к Иоанну у св. Исидора Пелусиота. кн. 2. письмо 42.

936

Сократ 6, 3.

937

Письмо Ливания у св. Исидора кн. 2. письмо 42. Сократ 6, 3. Созомен 8, 2.

938

Златоуст о священ.

939

Сократ и Созомен там же, Палладий в разговоре о жизни Златоуста § 5 ар. Montfauc. t. 43.

940

Палладий там же § 5. Сократ там же. Иоанн Дамаскин: «Быв почти 30 лет возведен на степень чтеца». Похв. слово св. Иоанну Златоусту. Сократ и Георгий Алек. (у Фотия сод. 96) пишут, что в чтеца поставил Златоуста «Зенон епископ, пришедший из Иерусалима»; Зенон прибыл в Антиохию вероятно по случаю бедствий Мелетия (пр. 11.).

941

Василия Великого Ер. 82. et 68. Феодор. 4, 22–25.

942

Сократ и Созомен там же. Феодорит 4, 22–25. Так описывает учителя своего Диодора и сам Златоуст в похвальном слове, которое говорил он ему в его присутствии, будучи священником. Т. 3. орр. р. 745. 750. См. в общем обозрении Зам. 11.

943

Созомен говорит об увещании Феодору: «он превзошел в оном тех, которые имели подобный дар силы и убеждения». Леонтий (de Sectis Т. 6. Bibliot. Patr. ed. Colen. p. 476) и Исидор Севильский (de script. Eccl. с. 6.) говорят о двух увещаниях Златоуста Феодору. Орр. Chrisostomi Т. 1. Феодор впоследствии был епископом Мопсюстским, а Максим – Селевкии Исаврийской. Георгий у Фотия cod. 99.

944

Василий епископ Рафаны Сирской подписался под актами на Вселенском Соборе 384 года. Labbaci. Т. 2. Concil. р. 965.

945

Златоуст в кн. о свящ. Палладий р. 41. перевод кн. о свящ. в Хр. Чт. 1830–32. 7. 902–1024.

946

Палладий р. 41. «Лавсаик» ч. 14. 7. 902–1024. В пустыне он продолжал заниматься Свящ. Писанием, под руководством Диодора, (Сок. 5, 3. Созом. 8, 2.); а философии т.е. христианской созерцательной жизни обучался у Картерия.

947

Ар. Mont. 7. Т. S. вторая книга: «к неверующему отцу»; третья «к верному отцу». Первая же книга писана собственно по случаю указа Валентова против иноков, издан. в 375 г. Hieronymi Chronic. Orosii Histor. 17, 33.

948

T. 1. p. 116.

949

См. Бес. на Мф. 72 и 67. Бес. 14. на посл. к Тим. сл. в Хр. Чт. 1821. Жизнь Златоуста стр. 131–136.

950

Палладий там же.

951

Op. T. 1. p. 154–227. Сократ (Η. E. 611.) говорит, что это сочинение писано диаконом. Сам Златоуст пишет: «надлежало бы мне теперь быть при тебе и принять участие в скорбях твоих... но худое здоровье и головная боль принудили меня остаться в доме οικοι μενειν» Это показывает, что сочинение писано тогда, как возвратясь больной из пустыни он жил в доме.

952

В утешении вдове он упоминает о погибели Валента 378 г. об изнурительной войне Феодосия 379–381 г. о набегах варваров-Готфов 381 г. на сочинение о девстве указывает в 19 Бес. на 1-е посл. к Кор.

953

В слове или исследовании о М. Вавиле Т. 2. р. 560. В тоже время в 382 г. писано обозрение Свящ. Писания. Т. 2. р. 573.

954

Два сочинения о сокрушении писаны для Димитрия и Стелехия. Ed. Mont. 7. Т. 1. В последнем, говоря о тех, которые допускали недостойных к Крещению и Евхаристии, он выражает и свое участие в служении таинствам: «мы», говорит; а сего не сказал бы о себе как о чтеце; об участии диакона в тайнах он сам говорит в 82 Бес. на Еванг. Матфея. В сочинении же о сокрушении § 6. р. 132. «когда и я недавно решился, оставя город, идти в скинии иноков: то много испытал». След. недавно он жил с иноками. –Марцеллин (in Chronico ad an 398) пишет о нем: «в Антиохии в продолжении 5-ти лет диакон издал многие и священные книги». В звании диакона ни одного не говорил поучения, как сам говорит. Т. 1. р. 427.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle