Поучительные черты из жизни библейских женщин
Остановим свое внимание на женах трех великих еврейских патриархов – Авраама, Исаака и Иакова.
Выдающимися чертами означенных женщин были следующие: во-первых, отличительные и добрые черты Сарры усматриваются в её кротости и покорности своему мужу, которого она называла своим господином, каковые добродетели жены Авраамовой св. апостол Петр поставляет на вид и христианским женщинам, когда убеждает их так же повиноваться своим мужьям и располагать их к себе чистым и богобоязненным житием украшать себя не внешним плетением волос, не золотыми уборами или нарядностью в одежде, но скромностью, кротостью и молчаливостью, что составляет украшение нетленное, драгоценное пред Богом. «Так некогда и святые жены, – говорит апостол, – уповающие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха».
Далее, украшением Ревекки еще в девицах служили доброта сердца, приветливость и благовоспитанность, что можно видеть из истории женитьбы Исаака. «Вот я стою у источника воды (близ г. Харрана), – молился раб Авраамов Богу, – куда дочери жителей города выходят черпать воду; пусть та девица, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет мне: «Пей, я и верблюдам твоим дам пить», – пусть эта девица будет назначенная Тобою рабу Твоему Исааку». Молился же так потому, что та девица, которая исполнила бы по его желанию, высказанному в этой молитве, обнаружила бы в себе те вышеозначенные нравственные качества, которые составляют истинную, неувядаемую красоту женщины, и муж её выходил бы из ряда сынов человеческих, как получивший благодать от Господа...
И вот еще не перестал он говорить в уме своем, как сошла к источнику и почерпнула воды Ревекка – девица прекрасная видом. На просьбу раба Авраамова – дать ему напиться – Ревекка тотчас наклонила ему свой кувшин и сказала: – Пей, господин мой, я стану черпать и верблюдам твоим, пока не напьются все. И напоила его верблюдов, так что человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании. Когда же он спросил у Ревекки: «Чья ты дочь, и есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» – то сердце его наполнилось совершенною радостью, ибо он услышал от Ревекки следующий знаменательный ответ:
– Я – дочь Вафуила, сына Нахора (брата Авраама); у нас много соломы и корма, и есть место для ночлега. И, преклонив колени, раб Авраамов возблагодарил Господа, видя, что Сам Бог указал ему достойную невесту для Исаака из родственного ему благочестивого семейства...
Впоследствии, как известно, Ревекка оказалась достойною супругой, через которую утвердилось благословение Божие на потомстве Исаака.
Что же касается, наконец, жен Иакова – Лии и Рахили, то выдающеюся добродетелью означенных женщин должно признать их миролюбие, по которому они не допускали между собою каких-либо ссор или несогласия и этим самым поддерживали счастье и довольство в семействе Иакова. Между тем, эти две родные сестры имели повод к нарушению семейного мира, будучи женами одного человека. Так, Лия, как имевшая слабое зрение, не совсем любима была мужем, ибо Иаков больше любил Рахиль, красивую станом и лицом. Но что же? Лия переносила таковое положение с кротостью и терпением и не питала зависти к своей младшей сестре; из библейского рассказа не видно также, чтобы и Рахиль, в свою очередь, внешнее свое превосходство в глазах мужа употребляла во вред Лии, превозносилась над нею; напротив, – бывала иногда даже уступчива по отношению к старшей сестре. Посему и сказано в Библии, что «Лия и Рахиль устроили дом Израилев».
И каким прекрасным уроком в этом отношении они служат вообще тем женщинам, которые не умеют жить мирно в одном семействе! Например, как часто нынче можно видеть, что жены живущих вместе родных братьев, взаимными ссорами и завистью, вносят в семейство разлад, который лишает таковое семейство благословения Божия, разрушает его благополучие и ведет вообще к различным прискорбным явлениям обыденной жизни... Зато Лия и Рахиль обе были достойно возвеличены Богом в судьбе их благословенного потомства: один из сыновей Лии – Иуда – сделался родоначальником иудейских царей и вождей и, наконец, Самого Спасителя; а Иосиф, сын Рахили, послужил орудием Промысла Божия к сохранению и умножению избранного народа израильского. «Се тако благословится человек, бойся Господа».
Таковы те немногие нравственные черты, которые священным писанием отмечаются в жизни Сарры, Ревекки и Лии с Рахилью, – этих бог избранных родоначальниц священного народа. Но и по указанным немногим, но сильным чертам, можно с уверенностью заключить, что Авраам, Исаак и Иаков в своей семейной жизни были счастливейшими из мужей, ибо слово Божие говорит: «Счастлив муж доброй жены, и число дней его сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа, и лета его наполните миром. Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая. Добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа».
(«Пастырск. Собеседннк» за 1897 г.).