Против страсти к нарядам
Между людьми укоренилось много таких обычаев, которые вначале были не только не предосудительны, но даже необходимы, но потом от прихоти человеческой сделались вредными для его души и тела и, вообще, всего благосостояния. К числу таких обычаев относится повсюду более и более распространяющийся обычай украшать свое тело изысканными и роскошными одеждами. Конечно, нельзя человеку пренебречь благоприличием и пристойностью в одежде; кого Господь благословил довольством жизни, тот не должен ходить в одежде разодранной и рубищ ной: этим он показал бы или свою беспечность и леность, или же презренную скупость и страсть любостяжания.
Св. ап. Павел советует христианам, чтобы все в них было благообразно и по чину. Это относится ко всему их внешнему поведению, как в собраниях церковных, так и в житейском быту. Следовательно, не должны быть отвергаемы христианами благообразие и благопристойность одежды.
Но когда человек в украшении себя одеждою переходит за предел нужды или благоприличия, то тогда уже является опасность излишним попечением об одежде повредить душе своей, охладеть в ревности об её украшении и, таким образом, изменит своему существенному долгу в исполнении закона Божия. Посему-то святые отцы строго обличают роскошь и изысканность в одеяниях.
Так, в житии пр. Памвы, память которого совершается 18 июля, содержится вразумительный урок, как должно смотреть на излишние телесные украшения. Пр. Памва был один из знаменитых подвижников, спасавшихся в Нитрийской пустыне, в Египте. Молитвою и уединенным богомыслием он приобрел такую опытность и мудрую прозорливость, что был бесхитростным, но верным истолкователем закона Божия. Отовсюду стекались слушать его мудрые советы, и даже великие святители желали наслаждаться его мудрою беседой. Так, однажды Афанасий Великий, архиепископ александрийский, просил пр. Памву прийти в Александрию для духовной беседы. Во время этого посещения, идя по городским улицам вместе с сопровождавшими его братьями, преподобный Памва встретил женщину, украшенную роскошными и изысканными одеждами. Взглянув на нее и провидев в ней под роскошными одеждами душевную нечистоту, старец горько заплакал. Братья спросили его, о чем он плачет. «По двум причинам я плачу, – отвечал человек Божий: – я плачу о погибели души сей великолепно нарядившейся женщины и, вместе с тем, я плачу о том, что я, грешный, не имею такого попечения о душе своей, какое она имеет о теле своем. Эта женщина наряжается для того, чтобы понравиться людям, а я ничем не хочу украсить души моей, чтобы угодить Богу».
Поистине достойна великого сожаления и оплакивания бесполезная и суетная забота человека о телесном украшении своем без попечения о внутренней своей красоте. Что значит тело наше в сравнении с бессмертным, богоподобным существом души нашей? Тело есть временная храмина души, которая в определенное время должна разрушиться, и все украшения её останутся ненужными. Напротив, душа имеет вечное назначение и только украшенная брачным одеянием, т. е. добрыми делами, она может получить доступ в небесный чертог и присутствовать на вечере Христовой в царствии небесном. Без добрых дел душа наша, если предстанет пред лицом Божьим, то предстанет как бы без всякой одежды, обнаженною и исполненною стыда, потому и изгнана будет вон из небесного царства.
Таким образом, лучше позаботиться о вечном своем счастье и спасении, нежели о временном, скоропреходящем удовольствии, лучше стараться угождать красотою добродетели Богу, нежели думать об угождении людям внешними украшениями суетными.
Положим, можно исполнить и то и другое: и тело и душу украшать свойственным им образом. Хорошо, если бы это было так, но, на самом деле, большею частью бывает иначе. Обыкновенно у нас обнова за обновой, наряд за нарядом и непрерывный ряд новых выдумок в украшениях; роскошь развивается в обществе даже среди людей бедных; а о новых успехах и доброй нравственности, об умножении в обществе любви, честности, воздержания, благотворительности мало слышно.
И неудивительно, если излишнее попечение о теле не оставляет человеку времени позаботиться о душе своей. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», говорит Спаситель. – Кто думает только о земном, тому трудно возвышаться духом до высшего духовного совершенства. Как часто бывает, что из-за страсти к нарядам оставляются самые нужные духовные обязанности! Одни, например, не хотят идти в храм потому, что нет обновы в платье, и в самый храм в новых одеяниях являются как бы на показ; другие, вместо молитвы в церкви, рассматривают, кто как одет, и, по приходе домой, судят о виденных нарядах, а не хотят вспомнить, какое было евангельское и апостольское чтение, какое поучение... Нередко жалеют помочь бедному несколькими копейками, а на модные одежды бросают большие деньги, истощая свои средства, необходимые для насущного прожития. Что же сказать о тех случаях, когда украшают свое тело с целью прельщения в сети греховные, когда с этою целью выдумывают одежды, не столько прикрывающие, сколько обнажающие и возбуждающие чувственность? Поистине, нельзя не проливать слез, подобно пр. Памве, видя такое явное нарушение чистоты нравов. Остерегайтесь вступать на скользкий и опасный путь потворства своим страстям и прихотям, которые незаметно приводят к погибели. Так и пристрастие к нарядам, вначале, по-видимому, не предосудительное, может причинить вред душевному спасению человека.
Жены христианские! «Да будет украшением вашим, – скажем словами ап. Петра, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»
(1Петр. 3, 3–4) («Воскр. Чт.»).