Очисти своё сердце
Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину (Пс. 36, 3). Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему (1Петр. 3, 11). Так Господь заповедал людям – и в Ветхом Завете, и в Новом – через Своих избранников.
Заповедь ясна. И когда её повторяешь, то, прежде всего, вспоминается рассказ одного русского путешественника (в «Нижегородских Епархиальных Ведомостях»). Остановившись ночевать в одной бедной деревеньке, путешественник предпочёл остаться в повозке, в которой ехал, так как избы были маленькие и потому душные. В наступившей ночной тишине он услышал скрип калитки и увидел как из неё вышла женщина, которая поспешно подошла к дому напротив повозки, что-то положила на завалинку и, громко постучав в окно, быстро ушла. На стук спокойно вышел мальчик и взял оставленное.
Через несколько минут подошёл ещё кто-то – и картина повторилась. И ещё, и ещё... Утром путешественник поинтересовался увиденным. Ямщик ему объяснил, что в доме, к которому подходили люди и что-то клали, живёт старушка вдова с внуками-сиротами, да ещё захворала. Вот ей и помогали, делали добро. «Это у нас обычай такой, – пояснил возница, – сиротам, больным и беднякам стараются делать тайную милостыню... Завтра ведь праздник Смоленской Божией Матери: вот и вспомнили добрые люди старушку»289.
А вот что пишет об отношениях друг к другу наших дедов Александр Нечволодов в своих «Сказаниях о Русской Земле» – книге, рекомендованной всем гражданам России Святейшим Синодом Русской Православной Церкви, Училищным Советом при Святейшем Синоде, Министром Народного Просвещения, рядом различных ведомств, в том числе и командующими Военных округов.
«Между предками нашими, – сообщает А. Нечволодов, – установилась необыкновенная простота отношений друг к другу: князья, бояре, дружинники, простые крестьяне – все говорят друг с другом вежливо, но просто, как с родными; старшие по летам называются дедушками и батюшками, равные – братьями, а младшие детками, ребятами и племянниками... Этого ни в одной другой стране нет и никогда не бывало»290.
Так было на Святой Руси. Верим, что так и будет. Но пока, озираясь вокруг, да и заглядывая в свои собственные души, видим много нехорошего. Вот наступает очередной рабочий день. Встреча с людьми начинается в пути. И что же? Часто ли мы видим, как молодые люди уступают места пожилым, инвалидам, детям, женщинам? А часто ли просят извинения друг у друга, толкнув кого-то, ударив или оскорбив, обидев?
В поездах пригородного сообщения можно иногда наблюдать такую картину: заходишь в вагон – сидят в купе по одному человеку, но оказывается уже заняты все шесть мест. Кем? Товарищами, которые подсядут на ближайших станциях. И начинается картёжная игра, сопровождаемая выкриками, бранью. А может быть и более «интересное»: будете всю дорогу слушать громкое хрипенье транзистора или на полную мощность магнитофонную рок-музыку. Но много ли найдётся в транспорте, да и на работе, предупредительных, внимательных, милосердных людей... Примеров равнодушия, безучастия в другом немало...
Бывает и иное: встречаешь человека, перед которым готов склонить голову, так как поначалу видишь в нём смелого обличителя лжи и бескомпромиссного защитника правды, но при ближайшем рассмотрении замечаешь в нём честолюбие, упрямство, субъективизм, сопровождаемый уверенностью в своей непогрешимости. Или вот ещё: в последнее время широко стало применяться интервьюирование. Вопросы ставятся, как правило, интересные и нужные. Но ответы нередко дышат горделивым стремлением возвыситься над теми, или показать себя совершеннее тех, до которых самому интервьюируемому и не дотянуться. Конечно, здесь надо отличать бахвальство, сведение счётов от мужественного выступления.
Но, может быть, это всё мелочи? Есть и посерьёзнее. Например, открываем последние номера за прошлый – 1989 год двух журналов «Наш современник» (№ 11) и «Новый мир» (№№ 8–11). Читаем в них: в первом «Письма Василию Белову», рассказывающие о коллективизации и раскулачивании, во втором Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», описывающего превращение «Сибири каторжной, кандальной» в «Сибирь советскую, социалистическую» (слова Сталина)... Волосы подымаются на голове и леденеет сердце от тех страданий и ужасов, которые перенесли ни в чём не виновные люди – и верующие, и неверующие. Хотелось бы думать, что это сон, хотя и кошмарный. Но ведь о кошмарах говорят сами исповедники, мученики! В их словах, по свидетельству писателя Валентина Распутина, «глубинная правда»291. А горестный путь белорусского крестьянина, оторванного от земли, выразительно представил писатель Василь Быков292. «Сколько он (разорённый крестьянин. – К.С.) ни думал о том – как и с чего началось, – выразительного ответа найти не мог»293.
Чем можно объяснить эти аномалии жизни, эти жестокости, эту бесчувственность, бесчеловечность? Слабой верой в Вездесущего Бога или полным отрицанием бытия Божия, той самой резолюцией, которая была принята комсомольцами одной деревни: «...Всем снять образа»294 и – как результат этого – духовной опустошённостью, нравственным падением, рабством греху – грязью сердца. Несомненно – в мире внешнем – не церковном – есть немало возможностей, правильное (без наступательного атеизма) использование которых даст добрые плоды. Это воспитание в детских садах, в школах, институте и проч. Но плоды эти могут лишь ослабить, временно утолить духовный голод, а не напитать человека вечной пищей. Это может быть лишь пропедевтикой, а не совершенным ведением. Необходимо нечто большее: полное преображение человека, всецелое обновление его – чистота сердца.
Последнее же достигается лишь, по слову Катихизиса Святой Православной Русской Церкви, «постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, отвергая от сердца своего всякое незаконное желание и помышление, и всякое пристрастие к земным предметам, и непрестанно соблюдая в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью»295.
Значит, нужна вера в Бога, живая вера, согреваемая христианской любовью, неразрывно связанной с жизнью Церкви и в Церкви. Именно она является надёжнейшей силой, способной устремить взор человека на внутреннее устроение, на очищение его сердца. Вера несёт с собой совесть, искренность, братство, милосердие – всё то доброе, чистое, что соединяется с человеком как образом Божиим. Истинно верующий имеет страх Божий – не страх раба, а любящего сына, который всегда помнит, что Бог-Отец видит всю его жизнь, знает не только о всех его поступках, но и о всём самом сокровенном – о мыслях, желаниях, и потому в своём поведении не допустит чего-либо такого, что оскорбляло бы бесконечную любовь Божию. В богословии это называется «хождением перед Богом».
Священное Писание (слово Божие) и святоотеческая мысль (слово святой Церкви) настойчиво призывают к очищению, к духовному обновлению как условию для нормальной жизни земной и для созерцания Бога в жизни вечной.
Мерзость пред Господом помышления злых, слова же непорочных угодны Ему (Притч. 15, 26), – учит древний праведник. Ибо, – как бы продолжает эту богодухновенную мысль новозаветный святой великий апостол Пётр, – кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (1Петр. 3,10–12). Апостолу Петру вторит другой первоверховный апостол – Павел: не произноси гнилых слов, удаляй раздражение, ярость, гнев, крик, злобу, отвергни ложь, «не кради», очисти «себя от всякой скверны плоти и духа», отложи «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», не давай «места диаволу», не оскорбляй Святого Духа Божия. Святой апостол одновременно учит не только тому, что не должно, а и тому, что надо делать. Это: говорить истину «ближнему своему», держать на устах «только доброе слово для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим», трудиться, делать «своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся», «обновиться духом ума», совершать «святыню в страхе Божием», «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Будьте, – заключает святой Апостол, – друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простит вас (Еф. 4, 22–32; 2Кор. 7, 1).
Важно наполнить своё сердце добром, чтобы оно стало сокровищницей святого, честного, правдивого, чистого. А от избытка его во всех поступках человека, в его отношениях к другим, к природе, к животным, во всём его земном служении будут лучиться свет и тепло. Сам Господь наш Иисус Христос говорил: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое (Лк. 6, 45). В человеческом сердце проходит как бы линия, которая отделяет свет от тьмы. И счастлив тот человек, у которого эта линия сдвинута светом или же совсем вытеснена им из сердца. «Само сердце – малый сосуд, – размышляет великий подвижник святой отец Церкви IV века Макарий Египетский, – но там есть змеи, львы, ядовитые звери, там вместилище порока, там пропасти, но там также и Бог, Ангелы, Апостолы, свет, сокровище благодати»296. А чтобы в сердце постоян но был Бог, надо как можно чаще и насколько возможно достойнее причащаться Тела и Крови Христа Спасителя – Святых Таин, которые, по слову святого Мужа апостольского Игнатия Богоносца († 107 г.), есть врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Ииусе Христе (Еф. гл. 20).
Если для нормальной жизни необходимо духовное очищение, нравственное обновление общества, и если основой к этому служит вера в Бога, то и в строительстве нашего общего земного дома она должна занять не последнее место. Отнять веру – значит оторвать часть основания. А какая же будет прочность дома на ущербном основании?! Вера нужна: она непреходяща, служит и временному, и вечному.
Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8).
* * *
Духовные посевы. М., 1901. С. 294–295.
Часть 1. С. 258.
«Новый мир», 1990. № 1. С. 67.
См. «Облава» «Новый мир», 1990, № 1.
Там же. С. 124.
В. Быков. Цит. соч. С. 130.
Катихизис. М., 1894. С. 79.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиев Лавра. 1904. С. 280.