Беседа на Евангелие четвертой недели поста
Исцеление бесноватого глухонемого (Польза поста и молитвы)
Какое Евангелие настоящей, четвертой, недели поста?
Об исцелении Иисусом Христом бесноватого, при каком случае Иисус Христос открывает, что самое сильное средство отражать от себя дьявола с его искушениями и кознями на погибель души – есть пост и молитва. В конце же Евангелия Иисус Христос предсказывает о своей смерти и Воскресении, так как уже приближаются недели Страстная и Светлая, в каковые обыкновенно воспоминаются эти обстоятельства жизни Христовой (Мк. 9:17–31. Зач. 40).
...
Некоторый человек подошел к Иисусу, кланяясь Ему, и говорил: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает... на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».
...
Так как настоящее Евангелие об исцелении бесноватого уже читалось в 10-ю неделю по Пятидесятнице, тогда мы и объясняли оное Евангелие, поэтому теперь объяснять его не будем, а только выведем из него поучительное для себя. Что же такое особенно поучительное в Евангелие об исцелении Иисусом Христом бесноватого.
«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста», – сказал Иисус Христос, когда исцелил бесноватого. Эти слова заключают в себе сущность поучительности настоящего Евангелия.
«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Вот самая очевидная польза поста и молитвы для нас, братие! А еще некоторые из нас сомневаются в пользе поста и потому не хотят поститься и не постятся, ленятся молиться и дома и особенно в храме за службами по праздникам. Не от того ли у нас так много и грехов-то, не от того ли и нравственность-то у нас становится все хуже и хуже, что мало сохраняется среди нас пост и ослабляется молитва, а чрез это, конечно, не удаляется, а ещё приближается к нам соблазнитель – злой дух и легко увлекает нас к тем и другим грехам?
Что ни говорили бы в свое оправдание противники поста, ничем, кроме только очевидной телесной немощи, болезни, не могут они оправдать себя. Господь хотя в Евангелие прямо не заповедал поста, на что указывают неправославные, отвергающие посты, как не заповедал и многого и другого, но тем не менее не только не запретил его, а еще показал его пользу, как, например, в сегодняшнем евангельском чтении, и Своими примером узаконил его. Св. апостолы и все Святые не считали ненужным поста, а находили его очень полезными, и сами постились много, и нам всем предписали поститься. Все, что говорится противниками поста, говорится как выдуманное нашей плотью, которой очень не нравится пост и которая очень любит отсутствие его. И говорится как внушаемое злым духом, который очень боится поста, потому что, как мы видели сегодня в Евангелие, пост удаляет его от человека, не дает ему располагать человеком, как хотелось бы ему – соблазнителю.
Не будемте, братие, потворствовать своей греховной плоти и не будемте слушаться губителя наших душ – дьявола. Не будемте нарушать поста, а будемте хранить его по возможности строго.
Равным образом, что ни говорили бы в свое оправдание редко посещающие храмы и дома мало молящиеся, также ничем, кроме только телесной болезни, они не могут оправдать себя. Господь Иисус Христос Сам много молился всюду и часто посещал храм и синагоги, св. апостолы и все Святые любили постоянно молиться в храмах и дома, заповедали и всем нам молиться часто, составили нам много разных молитв для чтения, когда мы молимся. Леность ходить в храм св. отцы считают великим грехом и назначают за этот грех большое наказание. Если кто три воскресенья не побывает в храме за службами, того повелевают они отлучать от Церкви, т. е. исключать из общества верующих (Церк. прав.) Все, что говорится людьми мало молящимися, нужно тоже сказать, что мы говорили, относительно поста – говорится как выдуманное нашею нравственною испорченностью, которая очень не любит молиться, а любит больше веселиться или проводить время ни в чем и тогда, когда следовало бы молиться. И говорится так же, как внушаемое злым духом, которому не нравится наша молитва, потому что, как видно из сегодняшнего Евангелия, молитва подобно посту удаляет его от нас и не дает ему распоряжаться нами, как хочется ему – губителю душ наших.
Не будемте, братие, и тут слушаться своей испорченной природы и не будемте слушаться губителя своих душ – дьявола! Будемте принуждать себя к молитве, будемте молиться и тогда, когда не хочется молиться и когда, по-видимому, по какому-нибудь недосугу, по усталости, нам и можно бы не молиться.