Источник

Беседа на Евангелие тридцать второй недели по Пятидесятнице

О Закхее (О неосуждении других)

Сегодня читалось из Евангелия о мытаре Закхее (Лк. 19:1–10. Зач 94).

...

"Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом... и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на cиe место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

...

В Евангелие говорится, что однажды, когда Иисус Христос был в г. Иерихоне, то некто Закхей, начальник мытарей, искал видеть Его. Но так как был он очень мал ростом и за народом не мог видеть, то, забежав вперед, влез на дерево смоковницу, мимо которой Иисусу Христу должно было проходить, и оттуда смотрел на Него.

Кто такие были мытари, начальников которых был Закхей? И что за дерево смоковница, на которую взлез Закхей, чтобы увидать Иисуса Христа?

Слово «мытарь» означает сборщика податей. Оно происходит от славянского слова «мыто», т. е. пошлина, подать. Мытарями назывались у Иудеев откупщики, которым Римляне отдавали сбор общественных податей за взнос известной суммы. Дерево «смоковница», на которую взлез Закхей, чтобы увидать Иисуса Христа – это дерево, с которого собирают плоды смоквы, или так называемые у нас «винные» ягоды.

Далее в Евангелие говорится, что когда Иисус Христос, увидев Закхея на дереве, обещал взойти к нему в дом и затем действительно взошел, то все, видя это, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став перед Господом, сказал: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус же при этом сказал Закхею: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Как понимать народный ропот на Иисуса Христа, когда Он пришел в дом Закхея? Что выражается словами Закхея о раздаче имения и об удовлетворении обиженных и затем словами Иисус Христа Закхею: «ныне пришло спасение» и пр. ?

Народу было неприятно, что Иисус Христос, великий и святой, зашел в дом мытаря. Мытари у Евреев были люди презираемые, считавшиеся явными грешниками, потому что при сборе податей мытари делали народу обиды и притеснения, за неуплату подати брали и продавали хозяйственные вещи Еврея и потому, что все они были богаты, а богатство давало им возможность предаваться порокам: гордости, скупости и пр. Потому-то народ и возроптал на Иисуса, когда Он зашел в дом Закхея, и говорил при сем, что Он зашел к грешному человеку. Слова Закхея Иисусу Христу, когда он удостоился посещения Христова: «Господи! половину имения своего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» – это слова истинного раскаяния Закхея. Он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имения, но он хочет загладить этот грех добрым делом. Закон еврейский (Чис. 5:6, 7) требовал, чтобы уличенный вор возвратил украденное с добавкою пятой части стоимости украденного. А Закхей обещает несравненно больше. Еще Закхей в своих словах не только сознает свои грехи, но и обещается загладить их добром. Слова же Иисус Христа раскаявшемуся Закхею: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» значат следующее: т. е. ныне душе Закхея и всему семейству его пришло спасение – отпущение грехов и наследие вечного блаженства, так как он оказался другим человеком, не таким, каким считал его народ. Он явил такие добрые качества: веру и святость, какими отличался Авраам, почему Господь и назвал его сыном Авраама. Этими словами, равно как и следующими: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего» Господь обличает роптавших на Него за посещение Закхея. «Закхей вовсе не таков, – как бы так говорил Господь народу, – каким его считали. Притом же Я пришел на землю взыскать и спасти не праведников – их нечего взыскивать и спасать, но погибающих грешников».

Что особенно поучительного в этом евангельском чтении?

Особенный урок для нас, братие, в нем – это не осуждать человека согрешающего, потому что как грешит он – мы видим, но как кается во грехах – мы этого можем не видеть. Так было, например, с Закхеем. Весьма многие видели его грехи, но кто видел в нем такую готовность к раскаянию, какую показал он? Ее мог заметить только один Христос, почему и взошел Он в дом Закхея. Так и мы видим грехи тех и других из своих ближних, но видим ли их душу, их чувства? Видим ли мы, как они, быть может, скорбят, плачут о своих грехах, платят за них тем или другим добром? Да если бы эти люди и не каялись в настоящее время, то можем ли мы думать, что они не раскаются впоследствии? Например, кто мог думать о благоразумном разбойнике, что он, уже вися на кресте, так раскается, что войдет в рай вместе со Христом?

Даже если бы и не так, все-таки кто же ставит нас судьями других? «Ты кто такой, осуждающий другого? – спрашивает апостол Павел осуждающего. – Не перед одним ли своим Господом он стоит, или падает?» (Рим. 14:4). Нет нам дела до ближнего, если мы не поставлены законом или как родители наблюдать за детьми, или как начальники – за подчиненными, наставники – за учениками, пастыри – за пасомыми. Следовательно, кто осуждаете ближнего, тот как бы берет на себя право, принадлежащее одному Богу. Кроме того, осуждающий другого и, еще пожалуй, при этом насмехающийся над ним обнаруживает в себе относительно его чувство не любви, которая заповедана Богом, а чувство злое, очень преступное. Наконец, осуждать других – есть дело крайне несправедливое со стороны осуждающих. Правда, осуждающие, может быть, и не имеют за собою тех пороков, которые видят за осуждаемыми, но за ними есть другие, быть может, еще большие. Потому Господь и говорит в Евангелие осуждающему: «что ты смотришь на спицу (т. е. на небольшой недостаток, грех) в глазе брата своего, а сам бревна (т.е. большего недостатка, греха) не чувствуешь в своем глазе?.. Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть спицу из глаза брата твоего» (Мф. 7:3, 5).

Что бы еще разительнее видеть, как велик грех осуждения и как, наоборот, высока добродетель неосуждения других, выслушайте, братие, следующие рассказы из жития Святых.

Умирал некто из братий одного монастыря, повествуется в Прологе. Это был такой монах, который всю жизнь свою провел в лености и небрежении относительно своей души, между тем умирал радостно, как праведник. Братия, заметив его радость, спросили, почему он так радостно отходит в загробную жизнь. «Правда, я жил нехорошо, – отвечал умиравший монах. – Но со времени вступления своего в монастырь я не осудил никого, не сделал зла никому. И вот, когда я захворал, то Ангелы принесли ко мне рукописание всех моих грехов и при голосе Господа с Неба: «Ты не осуждал, и Я не осуждаю тебя» уничтожили его в моих глазах. И мне теперь не страшно, а радостно идти к Господу» (Прол. 22 марта).

В жизнеописании св. пр. Елисея повествуется следующее. Он имел весьма мало волос на голове. И вот, когда однажды он проходил городом Вефил, то шалуны-мальчики смеялись над ним, говоря: «Иди, иди, плешивый!» Елисей сначала останавливал их, потом сказал, что Бог может наказать их за насмешки. Мальчики все продолжали насмехаться, и тотчас выбежали из леса две медведицы и растерзали их.

А мы-то, братие, мы-то, к стыду и осуждению своему должны сказать, как обыкновенно любим судить и рядить о других и смеяться над недостатками других и сами по себе, и особенно в разговорах друг с другом! И как распространен этот грех между нами! Иные из нас и не считают его за грех! От него несвободны и хорошие между нами люди. В обществе большую часть разговоров наших составляют пересуды других и насмешки над ними. Без этих пересудов и насмешек мы по б. ч., как без пищи, бываем и молчаливы и скучны в обществе.

Грех, как вы, братие, слышите, большой грех – осуждение ближнего! Будемте, всячески стараться удерживаться от сего греха. Недаром же есть следующая молитва: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего». Будемте чаще молиться сею молитвою и поступать по оной.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle