Источник

Беседы на Евангелие перед Рождеством Христовом

Родословие Иисуса Христа (О родстве христиан с Иисусом Христом)

Какое Евангелие читалось сегодня?

Сегодня как в воскресный день, ближайший к празднику Рождества Христова, читалось из Евангелия родословие Иисуса Христа, описанное евангелистом Матфеем, где по родам исчисляются родственные предки Господа по плоти от Авраама, отца верующих, до Иосифа, которому обручена была Богоматерь, и затем краткое сказание о самом рождестве Христовом (Мф. 1:1–25. Зач 1).

...

«Pодословие Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Aвию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иoсию; Иoсия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. По переселению же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Мариии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их. А все cие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог. (Ис. 7:14). Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

...

Настоящее Евангелие для объяснения требует решения нескольких вопросов.

Первый вопрос. Почему родословие начато с Авраама?

Начато с Авраама как отца верующих людей и первого патриарха еврейского народа, от которого произошел Христос Спаситель. Известны из Свящ. Истории добрые качества сего патриарха. По своей вере в Бога, по любви к Нему и послушанию он оставил свою родину и перешел в чужую, далекую землю для сохранения своей истинной веры в Бога, однажды готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. Бог не раз являлся Аврааму и беседовал с ним как со Своим любимым сыном.

Второй вопрос. В Евангелие говорится, что всех родов от Авраама до Давида было 14, от Давида до Вавилонского плена – 14 и от плена до Христа – 14. Неужели столько, не больше, было всех родов?

Несомненно, родов было больше, но евангелист Матфей опустил некоторые как излишние и опустил для облегчения внимания и памяти.

Далее в Евангелие говорится, что когда Иосиф заметил что св. Дева Мария по обручению, прежде нежели сочетались они, сделалась беременною, то по своей праведности, не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Как понимать это обстоятельство?

У Евреев был закон от Моисея – обрученную, нарушившую верность до времени брака, побивать камнями перед воротами города, т. е. подвергать позорной и мучительной смерти. Или же позволялось мужу отпускать ее от себя, дав ей разводное письмо, т. е. опозорить ее. Но Иосиф, по своей доброте, не хотел подвергать обрученную ему св. Деву Марию ни тому, ни другому, а хотел тайно, без огласки, отпустить Ее от себя.

В конце Евангелия говорится, что после явления Ангела Иосифу для объяснения беременности пресв. Богородицы от Св. Духа, Иосиф принял Марию и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца Иисуса.

Не следует ли из этих слов, что после рождения Иисус Христа св. Дева Мария сделалась действительною женою Иосифа? К тому же еще в Евангелие не редко упоминаются братья и сестры Иисуса Христа (Мк. 6:3).

Св. Дева Мария, дав обет пребывать девою, не могла изменить этого обета, почему и называется Приcнодевою. Если же в Евангелие говорится о братьях и сестрах Иисуса Христа, так это были дети Иосифа от умершей его жены.

Что особенно поучительного для нас, братие, в сегодняшнем Евангелие?

В нынешнем Евангелие перечислялись родственники по плоти Господа Иисуса Христа ветхозаветного времени. Кто же Его родственники настоящих, новозаветных, времен? Все мы, братие – христиане.

Было однажды во время земной жизни Иисyca Христа следующее. Когда Он учил народ, то пресвятая Богородица с названными братьями Его пришли к Нему, но никак они не могли подойти к Иисусу Христу по причине множества окружавшего Его народа. Тогда дали знать Иисусу Христу. «Мать и братья Твои, – сказали Ему, – стоят... желая видеть Тебя». Иисус сказал тем в ответ: «Кто Мать и братья Мои?.. Это слушающие и исполняющие Мое Божественное слово" (Лк. 8:19–21; Мф. 12:49). «Все доброе, которое делали или не делали вы в жизни – делали или не делали именно Моим меньшим братьям, т. е. низшим и нуждавшимся из людей», – Господь Иисус Христос скажет на Страшном Суде Своем праведникам и грешникам (Мф. 25:34–45).

Припомните, братие, и свои отречения от сатаны и обещания сочетаться, т. е. соединиться, Христу, сродниться с Ним, когда мы крестились. А что означает самое название наше «христианами»? Не то ли, что мы – Его? «Елици во Христа креститеся, во Христа облекотеся»,– поется и при нашем христианском крещении. Так, братие, мы, христиане – родственники Иисуса Христа в новозаветном времени.

Но что же, братие, одно наше родство со Христом, может ли оно спасти наши души? Жившие во времена Иисуса Христа фарисеи думали, что они получат спасение потому, что происходили от Авраама – отца верующего в то время еврейского народа. Но что же говорил им Иоанн, Креститель Христов? Не хвалитесь тем, что вы имеете отцом Авраама. Это ничего не значит. Бог может из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3:9). Правда, родство между нами на земле, земное, телесное родство, много значит, оно много помогает нам в жизни. Но родство, хотя бы и со Христом Спасителем, само по себе ничего не значит в духовно спасительной жизни. Так что же тут нужно при родстве? Господь Иисус Христос указал это, когда спросил: «Кто суть Мать Моя и братья Мои?» И ответил: «Те, которые слушают слово Божье и исполняют его». «Принесите плоды, достойные покаяния» (Мф. 3:8), – говорил Иоанн Креститель фарисеям, хвалившимся своим родством со св. Авраамом, т. е. ведите себя по закону, по которому вел себя Авраам – кайтесь во грехах своих и старайтесь исправляться.

Отсюда понятно, братие, что должно делать нам христианам, родственным Христу, чтобы родство это было для нас спасительно, а не подвергало бы нас великой ответственности и строгому наказанию. Хвалившиеся своим родством с Авраамом фарисеи не вели себя так, как учил их Иисус Христос, они даже не узнали и распяли Христа Спасителя. За то и были жестоко наказаны еще здесь, на земле, при разрушении Иеpyсалима, погубили свои души и в будущей жизни.

Убоимся, братие христиане, наказания и мы! А мы, нельзя не сознаться, нельзя не сказать, любим больше только называться христианами, а не жить по-христиански. Так, что трудно найти, чтобы кто так легко нарушал свой религиозный закон, как мы – православные христиане. Видишь, как неверующие во Христа магометане (Турки и Татары), Евреи и язычники, как они строго хранят свой закон. А мы? Мы по большой части представляем совсем противное... Мы всюду и во всем скоро, легко, не стесняясь, не стыдясь людей, не боясь Бога, нарушаем свой святой православно-христианский закон и обычаи.

«Горе вам, фарисеям! Горе вам, фарисеям!» – не раз говорил фарисеям Иисус Христос (Мф. 23:13–29). «Горе нам, худым христианам! Горе вам, христианам-изменникам Христу!»: постоянно, с тех пор как написано Евангелие Христово после Вознесения Его на Небо слышится худым христианам из сего Евангелия.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle