Источник

Беседа на Евангелие Недели о Фоме

Явление Иисуса Хр. ап. Фоме (О вере и неверии)

Какое Евангелие сегодняшнего дня?

В Евангелие сегодняшнего дня читалось о явлениях Иисуса Христа по воскресении апостолам без Фомы, в день Воскресения по вечеру, и с Фомою, в осьмой день по Воскресении (Ин. 20:19–31. Зач. 65).

«В... первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав сие, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в дом ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

...

В Евангелии говорится, что Иисус Христос явился апостолам без Фомы в первый день недели. Какой это был день?

Это день, в который Иисус Христос воскрес. У евреев был счет дней недели от субботы. «Первый, второй, третий... день после субботы», – говорилось у них. У нас теперь идет счет от воскресенья, или, по-церковному, от «недели». Воскресенье на церковном языке называется «неделею», т. е. таким днем, в который запрещается «делать» – работать. Понедельник у нас – это первый день после «недели», или воскресенья, вторник – второй и т. д.

Иисус Христос явился апостолам в доме, двери которого были заперты из опасения от Иудеев. Каковое же было это опасение? И каким образом Иисус Христос прошел сквозь затворенные двери?

Иудеи, ненавидя Иисуса Христа, конечно, ненавидели и учеников Его и старались погубить их. Поэтому было чего опасаться апостолам от Иудеев. Иисус Христос прошел сквозь затворенные двери, потому что тело Его по воскресении изменилось, стало тонкое, легкое, способное проникать и сквозь затворенные двери. Таковые тела будут и у нас после всеобщего воскресения.

Для чего Иисус Христос показывал ученикам Своим руки, ноги и ребра Свои, когда явился им в первый раз по Воскресении Своем? И что значат слова Его ученикам: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... npимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»?

Иисус Христос показал ученикам Своим руки, ноги и ребра, когда явился им для того, чтобы уверить, что это действительно Он, Распятый и Воскресший, а не призрак, как показалось было апостолам. «Мир вам», т. е. спокойствие в смущенном положении апостолов от страха иудейского и от явления вдруг среди них Господа. «Как послал меня Отец» для Спасения людей учением и страданиями, »так посылаю и Я вас» учить людей истинной вере и устроить их спасение. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», т. е. примите силу Святого Духа, которую тут же Он и дал им чрез дуновение, отпускать и вязать грехи («вязать грехи», т. е. не отпускать до времени раскаяния и исправления грешников).

Отчего Фомы не было вместе с апостолами, когда Иисус Христос явился им в первый раз? И как понимать слова Иисуса Христа Фоме, которые Он говорит ему, когда в другой раз явился апостолами с Фомою: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»?

Нужно думать, что Самим Господом было устроено так, что Фомы не было при первом явлении, и именно для того, чтобы чрез выраженное впоследствии при втором явлении Фомою неверие более уверить в Воскресении Христовом. Слова же Иисуса Христа Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие, но уверовавшие» значат, что та вера, которая основывается на искреннем доверии к свидетельству истины, получит большую награду, чем та, которая основывается на видении и исследовании предмета.

Что значат последние слова нынешнего Евангелия: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книги сей. Сиe же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»?

То, что хотя в Евангелии описаны не все учение и дела Христовы, однако ж, в нем содержится все нужное для того, чтобы научить людей вере во Христа Спасителя и достижению блаженной жизни.

Что особенно поучительного, для нас, братие, можно бы извлечь из нынешнего Евангелия о Фоме?

То, что сказал Иисус Христос при явлении апостолу Фоме, именно – что в деле веры требуется больше доверия, чем видения и исследования, так как предметы веры, каковы Бог и мир духовный, невидимы и непостижимы. Если мы захотим все касающееся веры понять и объяснить, то отвергнем и самую веру. Это подтверждается опытами. Например, как мы поймем и объясним троичность лиц единого Бога? Нельзя умолчать, что в наше, братие, настоящее время всё, и даже тайны самой веры, многие хотят понять, исследовать и как бы видеть и потому невидимое и непонимаемое в вере отвергают. Оттого-то в наше время так много и неверующих! И не в одних высших классах, но и в средних и даже низших! А с неверием ужасно много всего худого: и самоубийств, и yбийств, и мошенничества, и безнравственности, и разврата.

Понятное дело, верующему горько видеть погибающего своего брата неверующего, но как убедить его верить? Трудно!

В заключение настоящей беседы укажем один особенный и очень удобный способ убеждения верить. Были два друга: верующий и неверующий. Верующий как ни старался, никак не мог склонить к вере неверующего. Наконец, однажды верующий сказал своему другу неверующему следующее: «Подумай и скажи мне: будет ли для тебя какая особенная потеря здесь на земле, если ты станешь веровать во все, во что веруют верующие люди, хотя бы даже и не существовало ничего того, во что обыкновенно веруют»? – «Конечно нет! И неверующие должны жить более правильно и честно, подобно как требуется от верующего"- отвечал неверующий. – «Теперь скажи, – спросил еще верующий неверующего,– а будет ли для тебя потеря там, если ты не станешь веровать, но между тем там есть все: и рай, и ад, во что веруем мы верующие?» – «О! Тогда мне неверующему будет очень худо – я принужден буду мучиться в аду», – отвечал он. И что же? Сделался после того верующим, подобно своему другу (Воскр. Чт.).

Нехудо и нам, братие, пользоваться этим способом в своих беседах с неверующими!


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle