Источник

Беседа на Евангелие пятнадцатой недели по Пятидесятнице

Учение о любви к Богу и ближнему (Любим ли мы Бога и ближних)

Какое Евангелие было сегодня?

В сегодняшнем Евангелие Иисус Христос разрешает вопрос законника о том, какая наибольшая заповедь в законе, и Сам дает фарисеям вопрос о том, чьим сыном должен быть Mecсия, и всем этим благовествует о своем Божестве, о своей Божественной премудрости (Мф. 22:35–46. Зач 92).

...

«Некоторый законник, искушая Иисус Христа, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались Фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его».

...

В начале Евангелия говорится, что некоторый законник, искушая Иисуса Христа, спросил: «какая наибольшая заповедь в законе?»

Что за вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе», который однажды предложил Иисусу Христу Иудейский законник? Кто был этот законник? И почему законник предложил Иисусу Христу такой вопрос?

"Законник» – это человек, искусный в еврейском законе, церковном и гражданском, толкователь сего закона. Законники еврейские иначе назывались учеными и книжниками, и еще фарисеями, так как многие из них были фарисейской секты (о фарисеях мы вам, братие, говорили уже).

Иудейские ученые различали в законе бо́льшие и ме́ньшие заповеди и вопрос, какая из заповедей наибольшая, был у них спорным, т. е. ими не было окончательно решено это: одни – заповедь об обрезании, другие – о жертвах считали самою большею. Предложен же был Иисусу Христу этот вопрос не одним известным законником, а чрез него всеми Иудейскими учеными, и предложен с целью «искусить Его», т. е. поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего не согласного с законом Моисеевым, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Затруднительные и спорные вопросы нередко предлагали Иисусу Христу Иудейские ученые с целью искушения Его.

На вопрос законника: "Какая самая большая заповедь в законе?» Иисус Христос ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Что значит любить Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением? И почему заповедь о любви к Богу считается первою и наибольшею? Кто называется нашим ближним? И что значит любить ближнего, как самого себя? И еще что значит, что на заповедях о любви к Богу и ближнему утверждается весь закон и пророки?

"Любить Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением» значит любить Его больше всего и любить всецело: «всем сердцем» – чтобы сердце не любило ничего земного больше Бога, «всею душею» – всем существом своим, со всеми и его стремлениями и делами, «всем разумением» – любить разумом своим. «Заповедь о любви к Богу «есть первая и наибольшая заповедь», потому что Бог есть существо, высшее всех существ. От Него мы получили и получаем все: и жизнь, и силы, и все необходимое для жизни. Он наш Господь, Творец, Промыслитель и Спаситель.

"Нашим ближним» называется всякий человек. Все мы между собою как бы сродники и братья, потому что все сотворены от единого Бога и имеем одинаковую человеческую природу; христиане же между собою еще ближе, потому что все исповедуют веру во Христа, все крещены единым св. крещением, все питаются единым Телом и Кровью Христовою и все призываются к единой вечной жизни на Небе. «Любить ближнего как самого себя» значит – чего себе не желаешь от других, того не должен желать и делать другим (Лк. 6:31), как и объясняет это Сам же Иисус Хриcтос в другом месте. Например, мы не желаем, чтобы нас обижали – не должны и сами обижать других; мы желаем, чтобы помогали нам в наших нуждах – должны и сами помогать другим. На заповедях о любви к Богу и ближнему «утверждается весь закон и пророки» – это значит, что все, что есть в законе Моисеевом, и все, что предписывали и чему учили пророки, все это – любовь к Богу и ближнему. Так, например, потому 10 заповедей закона Божия и были написаны на 2-х скрижалях, или досках, что во всех их только две заповеди: о любви к Богу – в первых четырех и о любви к ближнему – в последних шести.

Слыша о двух заповедях: о любви к Богу и о любви к ближнему, быть может, кто подумает: «Отчего же не дано Богом еще заповеди о любви к самому себе?»

Потому что и без заповеди, как говорит Апостол, и как мы сами знаем, «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

После того, как решил вопрос законников, какая самая большая заповедь, Иисус Христос в свою очередь дал Иудейским ученым вопрос о своем происхождение: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» Для чего же предложен был этот вопрос Иисусом Христом?

Иисус Христос с своей стороны дал вопрос фарисеям о происхождении Своем для того, во-первых, чтобы показать, как они сами не сведущи в Писании, и тем смирить их гордость, и, во-вторых, чтобы исправить их ложные понятия о Нем, так как они думали, что Mecсия будет не Богочеловеком, а только простым потомком Давида.

Какое особенное поучение можно нам, братие, вывести из сегодняшнего Евангелия?

Заповедь о том, какова должна быть наша любовь к Богу и ближним: к Богу – выше всего, к ближнему – как к самому себе.

Вот, братие, какие наши главные обязанности – любовь к Богу и любовь к ближнему. И вот как мы должны исполнять сии свои обязанности: любить Бога выше и больше всего на свете, любить ближнего, как самого себя.

Обратимся теперь, братие, к себе и спросим: «Как мы исполняем эти две главные свои обязанности? Любим ли мы Бога выше и больше всего? Любим ли мы ближнего своего, как самих себя?» Со стыдом и грустью должны сказать: «Нет».

Если бы мы любили Бога выше и больше всего, то не столько грехов было бы у нас. Обыкновенно, кого мы любим, тому стараемся угождать, тому стараемся не делать оскорблений, тому желаем быть послушными. А человек, который легко и безбоязненно нарушает данный ему от Бога закон, разве любит Бога? Разве боится оскорбить Его? Разве старается быть послушным Ему и угождать Ему?

Равным образом, если бы мы любили своего ближнего, как самого себя, то разве было бы между нами столько ненависти, зависти, притеснений, обид, насмешек, пересудов, ссор, брани, драки и т. п.? Обыкновенно, любящий ближнего, как самого себя, никогда не пожелает и не сделает ему того, чего не желает себе самому от других. А кто из нас желает, чтобы, например, нас ненавидели, или притесняли и обижали, или судили, или бранили другие? Чтобы над нами смеялись или нам не доброжелательствовали и пр.?

Итак, братие, если мы желаем, чтобы жизнь и дела наши были угодны Богу и спасительны для наших душ, то будемте истинно любить: Бога – больше всего и ближнего своего – как самих себя. А для этого при всяком деле, которое хотим делать, будемте спрашивать себя, согласно ли оно с такою нашею любовью к Богу и ближнему, и, если согласно, то его делать, а несогласно – не делать.


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle