Беседа на Евангелие четвертой недели по Пятидесятнице
Исцеление слуги сотника (Вера и смирение – лучшие средства к приобретению милостей Божиих)
Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?
Об исцелении слуги сотникова Иисусом Христом (Мф. 8:5–13. Зач. 25).
...
«Когда... вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав cиe, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствие Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
...
Кто этот был римский сотник, который просил Иисус Христа исцелить больного его слугу, и почему он считал себя недостойным принять к себе в доме Иисуса Христа, когда Иисус Христос хотел придти к нему для исцеления его слуги?
"Римский сотник» – это римский военачальник, имевший под своею властью сто воинов. Известно, что во времена Иисуса Христа Иудеи были под властью Римлян и в земле их стояло по обычаю римское войско.
Сотник считал себя недостойным, чтобы Господь вошел в дом его по глубокому своему смирению и потому, что он был не Иудей, а язычник. Сотник хотя был язычник, но понимал суетность идолов, был расположен к иудейской вере и к вере во Христа.
В Евангелии говорится, что когда сотник обнаружил свою великую веру в Иисуса Христа, тогда Иисус Христос сказал следующие слова: «Говорю... вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будешь плач и скрежет зубов». Кто такие многие, которые придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном? Что значит это возлежание многих в Царстве Небесном с еврейскими патриархами? И кто такие сыны царства, которые будут извержены во тьму кромешную? Что это за тьма?
"Многие» – это язычники, имевшие уверовать в Иисуса Христа. Обитание в Царствие Божием Христос уподобляет возлежанию на пиру за трапезою. Известно, древние восточные народы за трапезою обыкновенно не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на подушки. Так и доселе делают восточные народы, например, Турки, Персияне. Еврейские патриархи «Авраам, Исаак и Иаков» представляются первыми наследниками Царства Божия за свою веру в обещанного Спасителя. «Сыны царства» – это Иудеи, которым дана была вера в грядущего Спасителя и обещано наследие Царства Небесного за веру сию. За неверие во Христа Спасителя, пришедшего на землю, они будут изгнаны из Церкви верующих на земле и из Церкви блаженствующих на Небесах. «Тьма кромешная», куда они будут ввержены за неверие – это ад с мучениями в нём. У Иудеев виновных чем-либо гостей обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря («пир»), и заставляли оставаться снаружи («вне»), в темноте и на холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, что, конечно, для первых было крайне неприятно, так что представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта-то «тьма кромешная», или внешняя, т. е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубов лишившихся веселия на пиру и представляется здесь образом мук грешников в аду.
Что особенно поучительного можно вывести из сегодняшнего евангельского чтения?
То, что смирение и вера – лучшие средства для получения милости Божией. Пример этого в сотнике. Вера во Иисуса Христа и смирение сотника сделали то, что любимый слуга его спасен от ужасной болезни, быть может, и от самой смерти.
Усвоим себе, братие, эти свойства сотника: веру и смирение для получения милостей Божиих. Bсе мы живем милостями Божиими, все мы ждем от Бога их, все получаем их. Нужны нам милости Божии для нашей земной жизни, но особенно нужны для будущей вечной жизни. Нуждаемся ли мы, например, в здоровье, в силах, которые у нас слабы – обратимся к Богу с верою и смирением, верно, получим и здоровье и силы. Нуждаемся ли мы в средствах к жизни в месте за неимением его или в месте, более обеспечивающем нас, особенно с семейством; нужно ли нам устроить кого-нибудь из своих детей – обратимся опять к Господу с верою и смирением. И, несомненно, Он поможет нам. Сомневаемся ли мы в своем вечном спасении по своим слабостям и грехам – не будем ослабевать в своей вере во Христа Спасителя, а будем смиренно каяться пред Ним. И Он, скажем не ложно, не погубит, а спасет нас.
Нечего и говорить о силе веры. Ею, как Сам Иисус Христос сказал в Евангелии, можно и горы переставлять с места на место (Mф. 17:20), т. е. достигать по видимому невозможного. И смирение весьма великая спасительная сила, тогда как гордость и самомнение весьма пагубны. Например, когда однажды Святая Дева Мария читала предсказание пророка о рождении Спасителя от Девы, то считала себя недостойною быть Матерью Спасителя, а высказала, что Она была бы очень счастлива, если бы пришлось ей быть хотя последнею служанкою Богородицы. Но что же? Архангел явился Ей и сказал, что Она-то и будет Матерью Спасителя. Напротив, высший из Ангелов считал себя достойным быть наравне с Самим Богом и был свергнут с Неба и стал злым и несчастным духом – диаволом.
Посему, когда мы, братие, желаем получить какую-либо милость Божию, то никак не будемте думать, что мы её непременно заслуживаем, что мы её вполне достойны. Это не смирение, а гордость. В таком случае никогда не получим мы этой милости Божией, хотя бы при этом и велика была наша вера.