Источник

Беседа на Евангелие двадцать пятой недели по Пятидесятнице

Притча о благодетеле-самарянине (Должно любить других не одним чувством, но и делом)

Какое Евангелие читалось сегодня?

Притча о благодетельном Самарянине, изреченная Иисусом Христом вследствие двух вопросов, предложенных Ему Иудейским законником: 1) Что делать чтобы наследовать жизнь вечную? И за сим, когда указано было Иисусом Христом законнику, что для этого нужно исполнять предписанные в законе заповеди о любви к Богу и ближнему: 2) Кто мой ближний? Притчею этою Господь научает, что мы должны считать ближними своими и оказывать помощь не одним только своим единоверцам и единоплеменникам, но и всякому человеку, какой бы веры и какого бы рода ни был он (Лк. 10:25–37. Зач. 53).

...

«Один законник подошел ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На cиe сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез... в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из сих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

...

В начале Евангелия говорится, что один законник подошел к Иисусу Христу и, искушая Его, спросил, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Иисус Христос в ответе самого же законника на вопрос: «что написано в законе? как читаешь?» указал, что для этого должно любить Бога больше всего и ближнего, как самого себя. Это место Евангелия очень сходно с началом Евангелия 12-й и 15-й недель по Пятидесятнице – Евангелия о богатом юноше, спрашивавшем Иисуса Христа также о том, что сделать ему доброго, чтобы наследовать жизнь вечную, и о законнике, спрашивавшем, какая наибольшая заповедь в законе. Когда мы объясняли эти Евангелия, то объяснили, что «законник» – это человек, искусный в еврейских законах, и что «искушение», с целью которого предложен был вопрос Иисусу Христу законником – это желание поставить Иисуса Христа в затруднительное положение или довести Его до того, не скажет ли Он чего несогласного с Моисеевым законом. Объяснили и то, что значит любить Бога больше всего и ближнего, как самого себя. Объясним теперь самую притчу.

Притча высказана Иисусом Христом, когда законник, получив от Него ответ на свой вопрос, что ему делать, чтобы спастись, желая оправдать себя, спросил: «а кто мой ближний?»

Что этот за вопрос: «кто мой ближний?» И что значит, что законник предложил этот вопрос с целью своего оправдания?

«Желая оправдать себя», т. е. желая поправить себя после того, как спросил о том, что хорошо знал сам как законник. Вопрос же: «кто мой ближний?» у законников Иудейских был спорный, подобно вопросу о том, какая наибольшая заповедь в законе (припомните объяснен. Еванг. 15 нед. ). И в решении этого вопроса много заблуждались они. Так, иные из них называли ближними только своих единоплеменников и единоверцев – Иудеев, а не всякого человека, какого рода и какой веры он ни был бы.

В притче говорится, что некоторый человек из Евреев попался в дороге разбойникам, которые ограбили и избили его до полусмерти. Проходя дорогою, где лежал несчастный, и видя его тут, священник и левит не обратили на него внимания. И только проходивший этою же дорогою самарянин сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, и затем на своем осле перевез его в гостиницу и дал денег два динария, чтобы не оставляли тут ухода за больным.

Кто такие были недобрые священник и левит и добрый самарянин? Откуда у Самарянина взялись во время пути масло и вино? И для чего Самарянин возливал их на раны несчастного Еврея? И что за монета была динарий?

"Левит» – это был служитель в еврейском храме, низщий священник вроде наших христианских диаконов и причетников. «Самарянин» – это, если вы, братие, помните наши объяснения, был один из тех переселенцев из Вавилона в Еврейскую Самарию на место взятых в плен Евреев, переселенцев – язычников, которые приняли еврейскую веру и при этом не оставляли своих языческих обычаев, и которые по причине такой смешанной своей религии были во вражде с Евреями. «Масло и вино» мог иметь самарянин для своего дорожного обихода. Он употребляет их для врачевания как средства, которые были у него под руками, и как средства действительные: так как вино очищает нагноение ран, а масло смягчает боли и помогает ранам заживать. Что за монета «динарий» – это тоже известно из прежних наших объяснений. Монета в 20 коп.

Сказав притчу законнику, Иисус Христос спросил его: «Кто из сих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник отвечал: «оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Почему же благодеяние, оказанное Самарянином избитому разбойниками, служит примером любви ко всякому человеку, а не к одним только единоверцам и единоплеменникам?

Это вот по какой причине. Между Самарянами и Евреями, как известно, была взаимная вражда, они считали друг друга врагами. Избитый разбойниками был Еврей. И Самарянин не отвернулся от него, как от своего врага, а, забыв вражду, оказал ему надлежащую помощь. В нем видел Самарянин несчастного человека, имеющего нужду в помощи.

Какое особенно поучение нам можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

Урок любить всякого человека: и единоверца, и иноверца, и единоплеменника, и иноплеменника, так как все мы между собою братья, имеем одного Творца и Отца Бога, имеем одну природу, одинаковые и нужды, одинаковые и чувства. И любить не одним чувством расположения к нему, чувством сострадания в нужде его подобно священнику и левиту в притче, которые, видя избитого, быть может, и чувствовали сострадание к нему, но и только – а не «делом и истиною» (1Ин. 3:18), подобно благодетельному Самарянину.

Ценятся Господом и одни чувства любви и сострадания к ближним, но у кого и когда? У того, кто не может, и тогда, когда нельзя оказать действительной помощи нуждающемуся и страдающему – помощи делом. Например, как можем мы помочь человеку, лишившемуся дорогих сердцу его существ – родителей, супруга или супруги, детей? Чем будет помогать нуждающемуся бедняку, человек бедный, сам нищий? Разве только добрым советом и горячею молитвою?

А вообще – то, что бедному и нуждающемуся в одном нашем сочувствии, когда ему нужно дело помощи, т. е. что ему в том, когда мы и горячо сочувствуем, ему говоря: «Ах, как жалко, как жалко!», а на деле не помогаем ему? «Если брат и сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» – говорит св. Апостол (Иак. 2:15, 16). Дарить чувством, обыкновенно, легко. Нет, с чувством непременно до́лжно соединять и дело, посильную свою материальную помощь. Это, конечно, нелегко не только для людей посредственного, но и богатого состояния. Но зато это-то именно и полезно и спасительно, как для самого нуждающегося, потому что выводит его из нужды, облегчает его тяжелое положение, так и для помогающих, потому что они награждаются приятным чувством, что, вот, сделали другому добро, помогли ему в нужде, облегчили его тяжелую участь, кроме того видят они признательность, чувства благодарности от получивших помощь и, наконец, имеют несомненную надежду небесной награды за гробом.

Скажет ли кто, что между бедными и нуждающимися, особенно между нищими, видишь много обманщиков, а это, конечно, отбивает охоту и помогать. Это совершенно верно. Но, если мы поможем недостойному обманщику, то отвечать перед Богом не станем за то, что были обмануты им – он ответит за свой обман. Но ответим мы за то – если истинно нуждающегося примем почему-нибудь за обманщика и не поможем ему.

Да знают обманщики нищие, что они грешат прямо против 4-х заповедей: против третьей тем, что всуе употребляют имя Божье, когда фальшиво выпрашивают себе милостыню именем Христовым; против 4-й – когда ленятся трудиться, имея силы к тому; против 8й – тем, что обманно пользуются помощью, как бы воруют чужую собственность, и против 9-й – тем, что лгут. Строго придется им отвечать пред Судьею Господом за свои обманы!


Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений / Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с.

Комментарии для сайта Cackle