Период пятый. О вступлении евреев в Палестину
По исполнении дней плача о Моисее сын Нуна от колена Ефремова, переименованный некогда из Авсиа Иисусом371, в предзнаменование того, что он спасет народ свой от врагов его, сделавшись из служителя или, лучше, сотрудника Моисеева полным его преемником, подкреплен от Бога в служении своем беседою – наставлением об упражнении в законе и обещанием помощи небесной; и в тоже время получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую. Посему предварительно послал он туда двух соглядатаев. Они прибыли в Иерихон и вошли к Рааве, блуднице, и содержательнице гостиницы372. Царь иерихонский, узнав о сем, послал их искать, но Раав скрыла их. После, открыв им в каком страхе находятся ее соотечественники от славы народа еврейского, и сколько сама она уверена о Божьем к нему благоволении373, взяла с них клятву пощадить семейство ее во время взятия Иерихона374, и отпустила их из окна своего дома, который находился над стеною города. Чтобы уклониться от преследования, они скрывались три дня в горах, и потом возвратились в свои ополчения с радостным известием.
По трехдневном приготовлении к путешествию и по избрании сорока тысяч вспомогательного войска из тех колен, которые уже владели землею, Иисус повелел всем прочим снять стан, а когда приблизились к Иордану, назначил всеобщее очищение в ожидании чуда. В следующий день – он был десятый первого месяца – жрецы с ковчегом завета открыли переход через реку, которая имела в сие время самую высокую воду. Омочив ноги, они остановились, остановилась и верхняя часть реки, а находящаяся пред ними протекла вниз, народ переправился посуху375. Прежде, нежели ковчег оставил дно Иордана, двенадцать избранных от всех колен мужей вынесли из него двенадцать камней для сооружения памятника в следующем стане, а другие двенадцать поставлены на том самом месте, где стояли ноги жрецов376. Сей чудесный переход приобрел новому вождю доверие народа, и умножил робость врагов его.
Первые дела благочестия в Палестине
Как скоро между Иорданом и Иерихоном поставлен был еврейский стан, Бог восхотел искусить и освятить народ Свой для достойного вступления в священное наследие Своих обетований. На полях врагов, которые, ожидая нападения, без сомнения, и сами готовы были к войне, Он повелел совершить болезненный обряд обрезания. Ему должен был подвергнуться почти весь мужской пол, ибо в предыдущих путешествиях оно совсем оставлено было, вероятно, по причине многократных и нечаянных перемен местопребывания. Беспрекословным исполнением повеленного евреи доказали свою веру, и Господь сказал Иисусу, что теперь – то свергает Он с них египетское поношение. По силе сих слов дано имя месту: Галгалы.
Вскоре за сим восстановлена Пасха в определенное законом время, ибо и она долго не была совершаема как по необрезанию, так по недостатку других принадлежностей. В сей праздник весь род вкусил от плодов земли обетованной; и с сего времени манна более не являлась, чем, конечно, положен последний предел непрерывным чудесам странствования.
Завоевание земли обетованной Иисусом
К завоеванию обетованной земли Иисус ободрен был от Бога особенным откровением близ Иерихона, который был заключен в ожидании осады, он нечаянно увидел пред собой мужа с мечем в руке, который на вопрос о его состоянии, наименовал себя вождем сил Иеговы. Услышав сие, земной вождь, упав на землю, испрашивал его повелений, и получил приказание снять обувь. Тогда Господь открыл ему способ, каким он должен взять город. По сему наставлению Иисус повелел нести ковчег завета вокруг Иерихона; семь жрецов должны были трубить пред ним трубами, а войско предшествовать и последовать в молчании. Такое обхождение повторяемо было шесть дней. В седьмой день оно совершено семь раз; и в последний из них, при соединении со звуком труб всенародных восклицаний, стены города пали. По взятии его, Иисус никому не позволил пользоваться добычею; но повелел до конца истребить его мечем и огнем, а металлы внести в сокровище скинии. Иосиф справедливо замечает, что он принес через сие Богу начаток своих завоеваний377. Чтобы отлучение дара было совершеннее, а чудо завоевания примечательнее для потомства, он произнес еще клятву бесчадия на того, кто дерзнет восставить Иерихон. Однако, из среды потребления, Раав со своим родством, но сделанному с соглядатаями договору, не только сохранена в безопасности, но и удостоилась после быть введена в племя обетования через супружество с Салмоном.
Не столь легко было завоевание Гая. Узнав через соглядатаев о малолюдстве города сего, Иисус отправил против него не более трех тысяч воинов, но его отряд возвратился побежденным. Весь народ пришел от сего в страх, а Иисус и старейшины, растерзав ризы, пали на землю пред скиниею378. Бог открыл Иисусу, что причиной сего несчастия есть нарушение Завета святотатством, сделанным во время взятия Иерихона, но, чтобы дать народу время обратиться от страха врагов к страху преступления, не наименовал виновного. В следующий день некоторым родом всенародного жребия указан Ахар, который тотчас признался в похищении одежды, серебра и золотого сосуда379. Он изведен из ополчения со своим семейством и стяжаниями, побит камнями, сожжен и над остатками его наметан каменный холм380. По утолении таким образом гнева Божьего, Иисус обошел Гай со всем своим войском, взял его хитростью; двенадцать тысяч жителей предал мечу, царя их повесил; имение отдал победителям, а жилища истребил огнем.
Тогда близкая опасность пробудила большую часть хананейских народов от робкого недоумения, они начали соединяться между собою против евреев. Но жители Гаваона и трех соседних городов нашли другой надежнейший путь к своей безопасности. Они отправили в Галгалы послов, которые, сказавшись пришельцами из отдаленной страны, и в доказательство долговременного пути показав еврейским старейшинам сухой хлеб и ветхие на себе одежды, просили у них союза с своим народом, и сии поспешили заключить его, не вопросив Бога. Обман через три дня открылся, и еврейский народ возроптал на неосторожность своих старейшин, однако данная ими клятва спасла жизнь гаваонитян381, а в наказание за коварство свое определены они в рабские должности. В следующие времена они считались при скинии и храме после левитов, под именем нитенеев, то есть данных.
Адониседек, царь Иерусалимский, услышав, что Гаваон предался евреям, осадил его с четырьмя союзниками. Иисус по просьбе осажденных отправился к ним на помощь. Шед целую ночь, он напал на неприятеля неожиданно, разбил его, преследовал, пленил пять царей, и, повелев своим воинским начальникам наступить им на выи, повесил их. Сия брань знаменита тем, что в ней более погибло хананеев от каменного града, нежели от оружия евреев; что сии не потеряли ни одного человека; и что Иисус, дабы иметь время довершить поражение, велел остановиться солнцу и луне. Несправедливо думают некоторые, что их стояние означает здесь только скорость победы, а не продолжение дня: то было истинное чудо, которое долженствовало засвидетельствовать героическую веру еврейского вождя, подкрепить веру его народа, и поведать прочим языкам славу Бога Израиля.
Продолжая столь счастливую победу, Иисус одним и тем же походом382 приобрел южную половину обетованной земли от Гаваона до Кадис – Варни, и возвратился в Галгалы.
В северной части земли ханаанской владычествовал Иавин, царь Асорский. Он созвал против евреев всех подвластных себе царей с обеих сторон Иордана, и соединился с ними при озере Mappон или Самохонитском. Но Иисус, обнадеженный Божьей помощью, предупредил их нападение, сжег Асор и множество других городов, оставив только крепкие; а из добычи умертвил коней и сжег колесницы, поскольку Богу не угодно было, чтобы Его народ на что – нибудь, кроме Него надеялся.
В сих и других войнах в продолжение шести лет по переходе через реку Иордан, истребил Иисус тридцать одного царя, и очистил землю для евреев, исключая некоторые города, которые снова заняты были прежними жителями, и некоторые пограничные, особенно приморские страны, которые совсем не были завоеваны. Так исполнялись обетования Божьи на Израиле и проклятие Ноя на Ханаане: наказывались грехи язычников, и царство веры занимало самое удобное для своего распространения положение на земном шаре.
Разделение земли Ханаанской
Наступил первый субботний год383, когда Бог повелел приступить к разделению земли ханаанской девяти с половиною коленам израилевым по жребию384.
Раздел начался в Галгалах, и прежде прочих получили свое наследие потомки Иуды и Иосифа, или по следствию жребия, или по уважению преимущественного благословения их предков и заслуг Иисуса и Халева. Сей последний, утверждаясь на обещании Моисея385, просил себе Хеврон, в котором за сорок пять лет был соглядатаем; и получил его с тем, чтоб истребить еще гнездившихся там енакимов386.
После сего народное собрание вместе со скиниею перенесено в колено Ефремово в Силом. Здесь Иисус, упрекнув остальные семь колен тем, что они медлят истребить останки хананеев, принудил их дать по три человека из каждого для описания земли, и роздал им жребии. Особенным делом промысла в сих жребиях было то, что посредством их точно исполнились предсказания Иакова о местопребывании каждого колена.
В заключение раздела по общему согласию, дан самому Иисусу город Фамнаф – Сараи, и назначено известное число городов колену Левиину. Достойно примечания, что жребий священников пал в коленах Иудином, Вениаминовом и Симеоновом, ближайших к месту, которое после избрал Бог для служения Себе.
Возвращение заиорданского войска
Поскольку вспомогательное войско, пришедшее из – за Иордана, теперь уже было не нужно, то Иисус, возблагодарив его, наставив и благословив, отпустил в свое наследие. Оно перешло Иордан с великим богатством и на берегу его воздвигло великий алтарь, дабы он был памятником единства народа и веры. Сей памятник едва не произвел междоусобной войны, потому что племена, поселившиеся на правом берегу реки, почли было его идолопоклонническим, но они успокоились и обрадовались, узнав истинное намерение соорудивших его через посольства Финиеса и десяти старейшин.
Попечение Иисуса о распространении благочестия
Иисус не менее был деятелен в распространении благочестия, как и в расширении владений еврейского народа. Среди самых браней он нашел время совершить предписанные Моисеем обряды на горах Гаразин и Гевал. Праздник кущей в субботний год совершен был им с таким великолепием, что его вспоминали еще после пленения Вавилонского387. Приближаясь к смерти, он двукратно созывал народ388, чтобы напомнить ему благодеяния389 и законы Божьи; предложил ему выбор между Богом и идолами, а возбудив через сие ревность к истинной вере, возобновил завет, и оставил сие возобновление в книге и в каменном памятнике, который поставил пред скиниею.
Смерть Иисуса
Он скончался ста десяти лет и погребен в городе, им созданном.
Состояние евреев около времени смерти Иисусовой
Плодами подвигов Иисуса евреи продолжали пользоваться как во время покоя старости его, так и после кончины его дотоле, пока живы были старейшины, бывшие свидетелями его и Моисеевых чудес. Примером и приобретенным от народа уважением, они поддерживали служение истинному Богу, и на сем основании созидали общественное благосостояние. Посему, когда колена занимали свои удельные земли, некоторые из них с успехом вели частные войны против остававшихся или возрождавшихся хананейских народов. По предварительному о сем вопрошении Бога, должен был показать прочим образец Иуда. Взяв себе в помощь Симеона, вероятно под предводительством Халева, овладел он Везеком и царю его Адонивезеку отсек персты рук и ног, потому что сей прежде такую же оказал жестокость семидесяти царям. Потом завоеваны Иерусалим и Хеврон, а Давир взят Гофониилом, по вызову Халева. Перещед в удел Симеонов, оба колена истребили Сефеф, и овладели, хотя на краткое время, несколькими городами филистимскими. Потомки Иосифа заняли Вефиль, будучи в него введены одним из его жителей390.
Важная погрешность в занятии уделов
Между тем, когда войны должны были продолжаться, а упование на Бога, вместе с подпорами оного, сподвижниками Иисуса мало – помалу оскудевало, все колена, вопреки повелению Божию и собственным выгодам вместо того, чтобы совсем истреблять хананеев, довольствовались иметь их данниками и союзниками. Даже крепость города Иерусалима оставалась в руках иевусеев. Бог обличил сию погрешность чрез Своего посланника, который явился всему народу близ Галгал и угрожал искушениями и бедствиями от хананеев. При сем предсказании народ плакал и принес жертву. Обстоятельства сего происшествия не довольно известны391, но из последствий видно, что слезы, пролитые на так названном месте плачущих, не произрастили плодов покаяния.
Взгляд на времена судей
Несколько следующих веков представляют долгий ряд преступлений, которыми евреи привлекали на себя общественные бедствия, и бедствий, по прошествии которых они поспешали опять к преступлениям. Началом зол было сообщение с язычниками, особенно посредством браков. За ним следовали: отступление от Бога, оставление Богом, порча нравов, ослабление связей общественных, многократное безначалие, взаимная зависть и распри между различными коленами, и шестикратное или семикратное порабощение от различных народов. Бог восставлял между тем одного после другого Судей, которые спасали Израиль оружием, правосудием и примером веры. Их было двенадцать, если не включать в сие число Илию, который после всех соединял в себе власть судии со званием первосвященника.
Происшествия во время безначалия после Иисуса
Во время безначалия, бывшего по смерти Иисуса и современных ему старейшин, дом Михи в колене Ефрема показал пример самого вредного суеверия, потому что он ввел идолопоклонство под видом служения истинному Богу392. Мать Михи, на деньги, украденные у неё сим сыном, но возвращенные по страху клятвы, сделала терафим и ефуд (истукан и литой кумир), а Миха сперва поставил жреца из детей своих, потом нанял в сию должность одного скитавшегося левита.
Случилось, что соглядатаи от колена Данова, которое утесняемо было в своем жребии аммореями, посланные искать земли для поселения, проходя мимо дома Михи, узнали о мнимом его богослужении и вопросили жреца об успехе своего путешествия. Проходя потом теми же местами с шестьюстами войнами и их семействами для завоевания Лаиса, они открыли своим спутникам о находящемся в доме Михи. Идолы были похищены, а жрец допустил себя уговорить. Когда сия часть колена Дана поселилась в Лаисе, который и переименован Даном, сие идолослужение сделалось публичным и продолжалось через все времена Судей393.
Другое происшествие того же времени показывает до какой крайности доходило тогда развращение нравов. Один левит, идучи со своею наложницею из Вифлеема, места ее рождения, в свой дом, находившийся в колене Ефрема, остановился ночевать в Гаваоне и введен в дом некоторым старцем, происходившим также от колена Ефрема. Приметив сие толпа беззаконников, искавших скотского удовольствия, принудила сего пришельца для спасения себя дать им на поругание жену, а по прошествии ночи он нашел ее мертвую у дверей дома. Взяв труп, он рассек его на двенадцать частей и разослал по всем коленам израилевым, возбуждая их отомстить беззаконному городу. Народ собрался в числе 400.000 в Массифафе394, на границах уделов Иудина и Вениаминова, в котором находился Гаваон, и, выслушав левита, единогласно положил наказать сей город оружием, а колено Вениаминово, вместо того, чтобы выдать виновных по требованию, приготовилось защищать оный. Обе стороны прогневали Бога: одна преступлением и обороной, а другая любомщением и гордостью, с каковыми решилась наказать преступление, положась на собственные силы и, не вопросив Бога. Посему при открытии войны, одиннадцать колен, хотя уже и вопрошали Бога, и не получили запрещения вести ее, несмотря на то в два дни потеряли сорок тысяч войска. Но в третий день, когда они очистили грех свой постом и жертвоприношениями перед скинией, взяли Гаваон, побили 25.000 вениаминян и все города их прошли с огнем и мечем. В пылу негодования они клялись не отдавать в сие колено своих дочерей, но, сжалившись, сами доставили ему 400 девиц из Иависа Галаадского, коего жителей побили за неучастие в сей войне, и сверх сего дозволили похищать своих дочерей во время праздника в Селоме, думая таким образом освободиться от строгости клятвы.
1. Судия Гофониил
Когда распространившимся идолопоклонством и языческими нравами евреи внутренне унизили себя пред язычниками, Бог наказал их внешним унижением, предав их в руки Хусарсафема царя Месопотамского. Восьмилетние порабощение научило их обратиться к истинному Богу, и тогда Дух Божий воздвиг им спасителя и судию Гофониила, зятя Халева. Он возвратил им свободу, победив Хусарсафема.
2. Аод
По смерти Гофониила, когда евреи обратились к прежним заблуждениям, Еглом – царь Моавский, победил их с помощью аммонитян и амаликитян и владычествовал над ними восемнадцать лет. Наконец Бог, чтобы показать им Свою и, единственно, Свою помощь, подвигнул к избавлению их от колена Вениаминова Аода, который не владел правою рукою. Сей, будучи отправлен к Еглому с дарами, по исполнении дел посольства отпустил свою свиту и просил у царя позволения говорить с ним без свидетелей. Но когда царь взял его в уединенную горницу и приблизился к нему, думая услышать слово Божие, Аод, вонзил в его чрево нож, который был у него скрыт под одеждою, и, вышед, запер за собою дверь, а через сие имел время скрыться, прежде, нежели двор узнал об убийстве. Созвав потом трубою своих соотечественников в колене Ефремовом, и заняв с ними переходы Иордана, он напал на войско моавитян, находившееся по сю сторону реки, истребил их до десяти тысяч, и таким образом, свергнул иго их.
3. Самгар
После Аода восстал Самгар395. Он избавил евреев не столько от порабощения, как от разбоев филистимлян, избив их шестьсот ралом (плугом) воловым.
4. Девора с Вараком
Новые преступления евреев были причиною того, что их поработил Иавин, царствовавший в Асоре, бессомнения, один из преемников того же имени царя, побежденного Иисусом. Кроме сильного войска он имел девятьсот железных колесниц. Двадцать лет евреи носили его тяжкое иго. В сие время пророчествовала, и посредством сего Божественного дара судила Израиль Девора, жившая в колене Ефремовом. Когда приспело время избавления, она призвала к себе Варана от колена Неффалимова; и повелевала ему именем Божьим, собрать в сем и Завулоновом колене десять тысяч воинов и напасть на Сисару, военачальника Иавинова, которого со всем войском обещала предать в его руки. Варак соглашался на сие предприятие, но с условием, если сама пророчица будет ему сопутствовать. Девора приняла его предложение, но в наказание за слабость веры которую он обнаружил, тотчас объявила ему, что честь победы будет принадлежать женщине. В самом деле, когда Варак разбил и преследовал Сисару, Иаиль жена Хевера, одного из потомков Иофора, поселившихся между евреями во времена Иисуса Навина, по причине союза бывшего между её домом и царем Асорским, приняла побежденного военачальника в свою кущу; но, когда он от утомления заснул, пронзила ему висок кущным колом и молотом. Сия победа кончилась погибелью самого царя асорского. Девора и Варак прославили ее благодарственною Богу песней.
5. Гедеон
По прошествии нескольких лет покоя, семь лет угнетали евреев мадианиты и амаликиты в соединении с некоторыми другими аравийскими народами. Ведя кочевую жизнь, они ежегодным нашествием истребляли земледелие и скотоводство и принуждали евреев укрываться в горах и пещерах. Когда сии возопили к Богу о помощи, Он послал Пророка обличить их в измене и неблагодарности. Должно думать, что сия проповедь произвела в них искреннее раскаяние, поскольку вскоре после сего Бог воззвал к избавлению их Гедеона из потомков Манассии396.
Призвание Гедеона
Ангел Господень явился Гедеону, когда он в тайном месте397 молотил пшеницу, готовясь бежать от неприятеля. «Господь с тобою, сильный крепостию» – говорит Ангел. «Увы!» – ответствовал Гедеон, «если бы Господь был с нами, нас не постигли бы сии несчастья». После сих слов Господь открыл ему, что он должен спасти Израиль, обнадежил его Своею помощью, дозволил ему, по его желанию, немедленно принести жертву; воспламенил ее прикосновением жезла, который имел в руке Своей, и удалился. В сию минуту Гедеон изъявил страх, узнав, что он видел Ангела Господня, но Господь, удаляясь, возвещал ему мир. В память сего явления Гедеон посвятил алтарь Богу мира398.
Подвиги Гедеона
В следующую ночь Бог повелел Гедеону, прежде, нежели сразится с неприятелями, сразить идолопоклонство. С помощью десяти рабов, он разорил алтарь Ваалов, находившийся близ дома отца его, посек принадлежавшую к нему дубраву, соорудил новый алтарь истинному Богу и принес в жертву два тельца, вероятно, за дом отца своего и за народ еврейский, Поутру жители Ефрафы приступили к Иоасу, отцу Гедеонову, требуя сына его на смерть за сделанную Ваалу обиду. Но Иоас ответствовал, что если Ваал бог, то может мстить сам за себя, и по силе сих слов именовал Гедеона, в честь его деяния, Иероваалом.
Когда неприятель показался на сей стороне Иордана, Гедеон, возбужденный Духом Божьим, через трубу и послов созвал войско из колена Манассиина, Асирова, Завулонова и Неффалимова. Для большего же подкрепления и веры своей и своих сотрудников, два раза испросил у Бога знамение руна, которое по его желанию в одну ночь получило изобильную росу, между тем как земля была суха, но в другую осталось сухим, когда земля имела росу.
В войске Гедеоновом находилось более 30.000 человек, но Бог не хотел даровать победу столь великому числу народа, чтобы ее не приписали человеческой силе. Сперва Он повелел отпустить из сего войска боязливых, и оно уменьшилось двумя третями. Потом оставшихся приказал вести к воде и отделить тех, которые будут пить горстью, от тех, которые припадут для сего на колена. Последние должны были возвратиться в лагерь, а первые, в числе только трех сот остановились с Гедеоном близ ополчения неприятельского в уделе Иссахара.
Ночью Бог открыл Гедеону, что наступило время победы, и для уверения повелел ему войти в стан врагов с одним рабом. Там услышал Гедеон разговор двух воинов о сновидении, которое предвещало ему победу. Возвратясь к своим сподвижникам, он разделил их на три части, с повелением обойти неприятельский лагерь, вдруг открыть светильники, которые они должны были нести в сосудах, вострубить трубами, и воскликнуть: «Меч Иеговы и Гедеона!». Когда сие было исполнено, неприятели пришли в такое смятение, что поражали друг друга, и потом обратились в бегство. Ближайшие колена Израилевы устремились за ними. Сам Гедеон преследовал их за Иордан, и новым нечаянным нападением истребил остальной полк их. Он взял в плен и убил двух царей мадиамских Зевея и Салмана; а Ефремляне принесли ему головы двух других князей, Орива и Зива. Число всего неприятельского войска, истребленного в сей войне, простиралось до 135.000 человек.
Между тем, как Гедеон подвизался за евреев, он должен был еще сражаться с ними самими. Колено Ефремово по честолюбию препиралось с ним за то, что он не пригласил его к началу войны. Он победил его своей кротостью, унизив пред ним себя и отдав ему честь истребления двух князей мадиамских. Напротив он оказал великую строгость к жителям Сокхофа и Фануила, которые изменнически отказали утомленному войску его в пище потому только, что еще боялись царей мадиамских, которых он преследовал. Возвращаясь с победою, он показал им сих царей пленных, и, так как сказал прежде, высек волчцами и тернием старейшин сокхофских, избил жителей Фануила и раскопал столп его.
Остальная жизнь Гедеона
Евреи в награду за свое избавление предлагали Гедеону престол, но получили ответ: «Господь да владеет вами». Он довольствовался дарами, которые дали ему из добычи, но только имел неосторожность сделать из них ефуд (идола), чем подал случай к идолопоклонству. Впрочем, он утешался во всю жизнь свою миром, который приобрел своим соотечественникам, и умер в старости, оставив семьдесят сынов.
Падение дома Гедеонова
Благословение Божие не продлилось над домом Гедеона по его смерти, может быть за то, что он, особенно будучи обязан истреблять идолопоклонство, сам проложил ему путь. Не довольно того, что его дети забыты народом, они почти все пали от братской руки. Авимелех, сын его наложницы, жившей в Сихеме решась, во что бы то ни стало, искать престола, который предлагали отцу его, внушил через своих родственников сихемлянам, что им надобно выбрать одно из двух: или допустить владеть собою семидесяти сынам Гедеона, или лучше предаться одному, и такому, который происходил из их города. Обольщенные граждане дали ему из храма Ваалверифа вспомогательные деньги для его предприятия. Наняв войско из праздных людей, он отправился в Ефрафу и на одном камне избил мечем своих братьев, кроме младшего именем Иоафама, который скрылся.
Сихемляне собрались на том месте399, где некогда Иисус возобновил Завет Божий, и самозванца поставили царем. Но Иоафам, узнав о сем, явился на близлежащей горе Гаразин и притчею о деревах, которые тщетно просили быть над собою царем маслину, смоковницу и виноградную лозу, а, наконец, избрали терние, изобразил народу его неблагодарность к отцу своему и дерзость Авимелеха400. Он заключил речь свою предсказанием погибели сихемлянам от Авимелеха, и Авимелеху от сихемлян и поспешно удалился. Предсказание исполнилось через три года. Сихемляне возненавидели Авимелеха и во время отсутствия его сделали против него заговор. Был извещен о сем от Зевула, который был от него поставлен князем Сихема, он сразился с возмутителями, разорил город, и посеял в нем соль. Он сжег также укрепления храма Ваалверифа, вместе с людьми в них заключившимися. Но когда хотел тоже сделать с башнею города Тевеса, одна женщина ранила его в темя жерновым камнем. Стыдясь умереть от женщины, он просил оруженосца своего заколоть себя, и таким образом принял казнь теми двумя вещами, которые послужили его преступлению в Ефрафе.
6. Фола
По смерти Авимелеха был судиею Израиля Фола, происходивший от колена Иссахарова, но живший в Ефремовом.
7. Иаир
За ним следовал Иаир401. Он имел тридцать сынов, которые владели стольким же числом городов в земле Галаадской.
8. Иеффай
По мере спокойствия сих двух правлений, идолопоклонство снова распространилось по Священной земле и привлекло на нее новые бедствия. С одной стороны филистимляне, а с другой аммониты утесняли ее, и опустошали восемнадцать лет. Страждущие воззвали к Богу и признали перед Ним свой грех, но Он, не известно через какого посредника, сказал им, что поскольку они оставили Его после многократной помощи, то теперь пусть просят её у своих новых божеств. Народ, тронутый сим упреком, ниспроверг идолов, обратился к истинному богослужению, и время избавления приблизилось. Жители уделов, лежавших за Иорданом, услышав о приближении войска аммонитского, собрались в Массифе Галаадской и положили, чтобы тот был князем всех их, кто отважится вести их против неприятеля. Но как никто не вызывался на сие, то старейшины их отправились в землю Тов и пригласили в сию должность Иеффая. Он был побочный сын одного из жителей Массифы, который был выгнан из отеческого дома законными наследниками, и, собрав к себе людей, подобно ему, не имевших пристанища, жил с ними, вероятно, набегами на неприятельские земли. Он пришел в Массифу, и народ торжественно поставил его себе главою. Не приступая к военным действиям, двукратным посольством старался он представить царю аммонитскому несправедливость его нападения402; но его представления при всей справедливости своей не были уважены. Тогда, возбужденный Духом Божьим, Иеффай сразился с аммонитянами, победил их, вошел в их пределы и взял двадцать городов.
Обет Иеффаев
Идучи на сию брань, Иеффай дал обет, чтобы, если она кончится благополучно, принести Богу то, что по возвращении его выйдет ему на встречу из его дома. Когда он пришел в Массифу с победою, его встретила с торжественным ликом единородная дочь его. Победитель смутился и растерзал ризы. Но она, узнав причину его внезапной печали, сказала, что охотно подвергается исполнению обещания его, будучи довольна его счастьем и свободою отечества, и только испросила у него себе два месяца для оплакивания своего девства. Многие древние толкователи священных книг утверждают, что она принесена во всесожжение, но некоторые новейшие думают, что она осталась только в девстве, и посвящена скинии для некоторого служения сообразного с её полом.
Междоусобие и наказание Ефремлян
Участь дочери Иеффая была некоторым предвещанием другой не менее жалостной жертвы, которую он принужден был вскоре принести своей победе над аммонитянами. Ефремляне, завидуя его славе или добыче, перешли в великом числе Иордан, и угрожали сжечь его дом и его самого под тем предлогом, что он не звал их на прошедшую войну. Иеффай представлял им, что он имел необходимость воевать, что он просил их помощи, но не получил её, что он приобрел победу собственной опасностью и благоволением Божьим; и что они не должны нападать на единоплеменных, не осмелясь противостать иноплеменным; но, мятежники не успокаивались, и со своей стороны называли галаадских жителей беглецами, уклонившимися от истинного потомства Иосифова. Дошло до сражения, Иеффай разбил и рассеял их. Не довольствуясь сим, жители галаадские, раздраженные сделанной им укоризной, заняли переходы Иордана; и, когда побежденные порознь и под именем других племен хотели возвратиться в свой удел, узнавали их по некоторому отличию их выговора, и убивали403. Так погибло 42.000 человек: неумеренное действие мщения человеческого, но вместе праведное наказание Божье на дерзновенных возмутителей покоя общественного.
После мирной кончины Иеффая, мирно также управляли евреями.
9. Есевон
Есевон, родом из Вифлеема, имевший тридцать сынов и столько же дочерей.
10. Елон
Елон, происходивший от колена Завулонова, и
11 Авдон
Авдон, Ефремлянин, с которым разделяли его власть и изобилие сорок сынов и тридцать внуков.
12. Самсон
Беззакония опять подвергли евреев угнетению от филистимлян, которое продолжалось сорок лет. Сим давним врагам отомстил, наконец, Самсон, и был судьей защищаемого им отечества; только он не приобрел ему совершенного мира.
Жизнь Самсона
Отечество Самсона был город Сараа в уделе Дановом, соседствующим с филистимлянами. Бог приготовлял в нем Своему народу избавителя еще прежде, нежели он произошел на свет. Ангел Божий явился его матери, которая была неплодна, и сказал ей, что она родит сына, который будет Назорей Бoгу и спаситель Израиля, и что для сего сама она, подобно Назореям, должна воздержаться от вина и сикера и всего нечистого. По молитве Маноя, мужа её, который не был при сем первом видении, Ангел явился в другой раз, подтвердил свои наставления, и когда Маной, почитая его за Пророка, хотел угостить его, потребовал всесожжения. Маной вопрошал его, между тем, о его имени и получил ответ, что оно есть: Чудный. Ангел узнан был, когда он вместе с пламенем жертвы возносился на небо. Маной ужаснулся, но его жена успокоила его благоволением Божьим, которое оказалось в приятии жертвы. Наставления Ангела соблюдены, и предсказание совершилось. Сын Маноя возрос, и показал вскоре знаки присутствующего в нем Духа и силы Божьей.
Некогда Самсон пришел в Фимнафу, и, увидев, одну филистимлянку, пожелал иметь ее своею супругой. Тщетно родители убеждали его презреть дщерь необрезанных. Они принуждены были, наконец, идти с ним в Фимнафу для предложения о сем браке невесте и её родственникам.
На пути молодой лев напал на Самсона. Дух Божий сошел на него, и он растерзал зверя руками. Проходя в другой раз тем же путем для празднования своего брака, он зашел посмотреть на брошенный им труп и нашел в устах его пчел и мед. Сие происшествие подало ему случай тридцати друзьям, которых филистимляне но обычаю, и может быть, по некоторому опасению его, дали ему на браке, предложить следующую загадку: от ядущого ядомое изыде, и от крепкого изыде сладкое. Он обещал им тридцать полных одежд, если отгадают ее в семь дней пира, а они столько же соглашались дать ему, если не отгадают. Хитрая жена извлекла у него тайну и предала ее своим единоплеменникам.
Тогда открылось, что Провидение допустило в Самсоне слабость, дабы возбудить его к наказанию врагов еврейского народа. Он пошел в Аскалон убил тридцать филистимлян и их одеждами заплатил свой долг вероломным друзьям своим.
В гневе Самсон оставил на несколько времени свою жену. Но когда пришел к отцу её, чтобы примириться с нею, она уже отдана была за другого. Её отец предлагал ему её сестру, но он, несмотря на красоту сей, отвергнул его предложение. В сие время он сам почувствовал, что Бог призывает его к отмщению за свой народ, и, потому объявил себя врагом не тестя своего или его родственников, но филистимлян. Поймав триста лисиц, и связав их по две хвостами, он пустил их с огнем в поля филистимлян, и таким образом выжег их жатву и сады. Филистимляне, может быть, думали ему сделать удовлетворение, истребив дом, который был причиною огорчения его, но Самсон и тем, которые мстили за него, отмстил великим поражением.
После сего филистимляне вступили в удел Иуды с оружием. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали 3.000 человек к Самсону, который скрывался в сие время в пещере, дабы его связать и выдать неприятелям. Он сам был на сие согласен. Когда же привели его к войску филистимскому, и оно, увидев его воскликнуло от радости, тогда, объятый Духом Божьим, он разорвал свои узы и тысячу воинов избил попавшеюся ему ослиной челюстью.
По совершении сего подвига Самсон почувствовал смертельную жажду. Он воззвал к Богу, и тотчас открылся пред ним источник, который после назывался Источником призывающего.
Таким образом, показав себя вместе подвижником брани и подвижником веры, Самсон доказал впоследствии времени своим примером, что великие люди могут иметь и великие слабости. Победитель столь многих мужей побежден был от жен.
Однажды пришед в Газу, он проводил ночь в бесчестном доме. Жители города, узнав о сем, поставили у ворот его тайную стражу, дабы с наступлением утра взять и убить врага своего. Однако Самсон не только избавился от сей опасности, но и посмеялся ей. В полночь он вышел из города, неся на плечах ворота вместе с вереями, и оставил их на близлежащей горе.
Страсть, которую он потом чувствовал к Далиде, совсем ослепила его. Филистимские князи подкупили сию женщину, чтобы узнать тайну необычайной силы его. Три раза он ее обманывал, и три раза она открывала обман его, наконец, он сказал ей, что источник его крепости есть обет Назорея, и что отъятие посвященных Богу власов, лишит его чудесной помощи Божьей. В самом деле, когда он спящий был острижен, благодать отступила от него. Он взят филистимлянами, и по тайному правосудию небесному, прежде всего, лишен очей, которые были причиной его падения, потом в темнице, в оковах, приставлен к жерновам.
Весьма вероятно, что в сем состоянии Самсон очистил прежние заблуждения свои раскаянием. Его силы росли вместе с его волосами. В праздник Дагона филистимляне призвали его в свое собрание, дабы насладиться зрелищем униженного врага, и похвалить бога, которому они приписывали свою победу. Находясь в сем собрании, Самсон, осязав столпы здания, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и потряс оные с такой силой, что все здание обрушилось, и он более умертвил врагов смертью своею, нежели в своей жизни. Родственники взяли его тело и погребли во гробе отца его.
Правление Илия
По смерти Самсона власть Судии соединена была со званием Первосвященника в лице Илия, потомка Ифамарова. Неизвестно, каким образом получил он и то и другое, только сие не было похищение404. Отличительным свойством его правления, по – видимому, была кротость, но во время его старости она превратилась в слабость, которая сопровождалась падением его дома и разрушением благосостояния церковного и гражданского.
Два сына Илия Офни и Финеес, на которых он возложил служение скинии, нарушали чин жертв, которые они делали пищею своего корыстолюбия и роскоши, употребляли богослужение средством служить своему сладострастию, а через то приводили религию в презрение у народа. Илий, узнав о беспорядках своих детей, наказал их выговором, но с таким успехом, какого надлежало ждать от столь несоразмерного с их преступлениями наказания405.
Бог двукратно возвещал ему за сие гнев Свой чрез Своих посланников406. Старец предавал себя в Его волю, но не думал исправить своей погрешности.
Орудием гнева Божьего были филистимляне. Они напали на евреев и в первом сражении убили 4.000 человек. Старейшины еврейские, подобно худым врачам, хотели исцелить сию язву, не подумав о её причине. Они требовали, чтобы принесен был в ополчение ковчег Завета, как будто бы Бог должен был творить чудеса и являть Свою помощь не тогда, когда Он благоволит, но когда им угодно. Илий согласился на сие, не имея ни повеления, ни позволения Божия, и отпустил с ковчегом своих детей. Войско еврейское приняло его с радостным воплем, и неприятели устрашились, однако, вскоре, ободрясь, с жаром вступили в сражение. Евреи побеждены опять и потеряли 30.000 воинов, Офни и Финеес убиты. Ковчег Завета взят язычниками. Илий, выслушав вестника о сей брани, пал с седалища, на котором сидел у входа скинии, и убился до смерти. Жена Финеесова при той же вести умерла родами. Сии происшествия показали, что Бог отвергает само богослужение избранного народа, чтобы наказать его за оскудение внутреннего благочестия.
Летоисчисление
Времена Судей, взятые вместе с правлением Иисуса Навина и Илия, по мнению некоторых не имеют полного летоисчисления407. По обыкновенному счислению делаемому по примеру Иосифа, который времена порабощений и времена правления Судей, означенные в Св. Книгах, принимает как отдельные и последовательные, оные составляют около 477 лет408; но в сем числе опущено время безначалия, бывшего по смерти Иисуса, которое тот же писатель полагает в 18 лет409, и вероятно, нескольких других безначалий по смерти некоторых Судей. Но другие, приемля в строгом знаменовании то, что в третьей книге Царств410 создание храма Соломонова полагается в четыреста восьмидесятое лето исхода сынов израилевых из Египта, отделяют от сего числа 40 лет странствования в пустыне, столько же лет правления Самуила и Саула411, столько же Давида412 и три года Соломона, протекшие до заложения храма; и таким образом, определяют период Судей в 356 лет, которые согласно с книгой Судей, раздробить должно так, чтобы времена безначалия и порабощения совмещались с летоисчислением покоя и правления413. Кратчайшее летоисчисление сего периода подтверждается еще тем, что в родословии Давида, между ним и Наассоном, современником Моисея, остается только четыре человека414.
История Руфи
Между знаменитыми людьми сих времен, из коих некоторые, каковы особенно Иисус Навин и Самсон, представляли в себе образы Мессии415, заслуживает место Руфь416, коей приключения представляют как бы начало обращения церкви языческой к Богу. Она была моавитянка, вышедшая в замужество за еврея, пришедшего в ее землю по причине голода. По смерти её мужа, когда Ноеминь, её свекровь, возвращалась в отечественный свой город Вифлеем, Руфь поклялась ее не оставлять и иметь одно с нею отечество и одного с нею Бога. По прибытии в Вифлеем, своими добродетелями она сделалась известна Воозу, сроднику умершего ее мужа, и, по наставлению свекрови, просила его восставить себе семя. Он предложил сие другому ближайшему сроднику, но когда тот отрекся от своего права, то Руфь сделалась супругой Вооза и от него праматерью Давида.
Примечание о религии
Истинное учение веры сохраняло во времена Судей тот же образ, который оно получило при Моисее, и распространялось как посредством установленного чтения Закона, так и посредством наставления и примера мужей благочестивых. Сам Сын Божий, как Глава и хранитель Церкви, неоднократно познавался в явлениях избранным Своим, как то: Иисусу, Гедеону и родителям Самсона.
Законное Богослужение совершалось в сии времена при Скинии в Галгалах и в Силоме, однако, не совсем было с нею неразлучно. В некоторых чрезвычайных случаях жертвы приносились и на других местах и людьми, не посвященными в сие служение, как видно из примеров Гедеона и Маноя. Синагог не видно.
О семейственном состоянии
Семейственное состояние оставалось на прежних правах, но и подвержено было прежним недостаткам.
Пример многоженства представляется в Гедеоне. То же и о некоторых других судьях заключать можно из многочисленного их потомства.
О Гражданском правлении
В гражданском состоянии посредством Судей продолжалось Богоправление. Их власть, которая не была самодержавна, но и не всегда заключалась в одинаковых пределах и не имела известного и непрерывного преемства по необходимости предполагала другую неограниченную власть, и, очевидно, зависела от воззвания и благоволения Божьего. Нижние городовые правительства составлялись из старейшин, но существования великого Синедриона в сии времена нет никаких признаков417.
О просвещении евреев
О просвещении евреев во времена Судей мало известно достоверного. Имя Кириафсефер, или, по переводу седьмидесяти толковников, града письмен418, и некоторые подобные названия мест419 не могут быть неоспоримым доказательством того, что в сих местах находились училища. Впрочем, вероятно, что ученостью отличались потомки Иофора, известные под именем Канеев, ибо книга Паралипоменон их называет писарями420. Книга праведнаго, известная в сии времена, по мнению некоторых, заключала в себе собрание исторических песен, но нам осталось только имя ее в книге Иисуса Навина421.
Священная книга сего времени
Достовернейший памятник сих времен есть сама книга Иисуса Навина, содержащая историю веры и народа еврейского во время его правления. Писатель её, кроме некоторых дополнений422, точно есть Иисус Навин. Ибо предание не могло доставить другому позднейшему писателю столь многочисленных подробностей лиц и мест, каковые находятся в сей книге. При том описание раздела земель, в ней находящееся, необходимо долженствовало быть сделано самим Иисусом, дабы предупредить опасные споры о сем разделе, которому надлежало быть потомственным.
Идолопоклонство
Ложное богослужение во времена Судей представляется как в новой силе, так и в новом разнообразии. Во времена самого Иисуса евреи не все совершенио чисты были от идолопоклонства423; после они не только принимали от других народов, но иногда и сами выдумывали новое богослужение, что доказывают идолы Михи и освященный суеверием памятник победы Гедеоновой. Известнейшие божества соседственных с ними народов, которым и они отчасти покланялись, суть:
1. Ваал. Имя его означает господин и есть общее нескольким видам идолов. Его почитают в баснословии Юпитером424, в природе солнцем425, а в Истории Невродом или Хамом. В богослужении его употреблялись: пляска вкруг алтаря, бичевание, кроение ножами, коленопреклонение и лобзание идола426.
2. Астарта, божество Сидонское. Лукиан почитает ее Луною427.
3. Ваал – Бериф. Особенное божество, коего имя, по вероятнейшему изъяснению, значит господин союзов или клятв.
4. Дагон. По различному знаменованию сего имени, одни принимают его за бога плодов, а другие за бога рыб и морей. Последнее мнение подтверждается тем, что ему покланялись в странах приморских, также и тем, что идол его, но мнению некоторых428, имел половину тела человеческого и хвост рыбы.
В противоположность с подражанием евреев язычникам достопримечательное, хотя также искаженное, подражание содомскому богослужению находят некоторые в открывшемся в сии времена Делфийском храме и прорицалище, коего начало приписывают ханаанским переселенцам. Сей догадке благоприятствуют: здание храма, имевшее вид скинии, надпись над его входом ЕI близкое к еврейскому имени Бога Егье ли Иаг, неугасимый огонь429, окованный золотом треножник, составлявший главную принадлежность храма, подобно как очистилище в скинии; и, наконец, Пифийский праздник, совершавшийся сперва через семь дней, а после через семь лет, коего торжественная песнь начиналась и оканчивалась восклицанием: Еλελεύ ίή или Еλελεύ ίά, весьма подобозвучным еврейскому аллелуиа.
Современность языческих народов
Из истории языческих народов ко временам Судей относят Вила, Нина и Семирамиду в Ассирии, но молчание Священных книг о сей империи не позволяет верить ее славе.
Между египетскими царями сих времен прославляют Вузирида и Сезотриса.
У финикиан процветал Санхопиатон, которому мы обязаны древностями сего народа. По свидетельству Порфирия, он многое заимствовал от Иеромвала жреца Бога Иеви430. Очень вероятно, что то был Иероваал, то есть Гедеон, чтитель Иеговы.
Греция, в еврейском летоисчислении около времени Иисуса, от Кадма получила новую колонию и письмена, которые именами, начертанием и числом сходствовали с финикийскими и еврейскими. Не далеко отстоят Орфей, учитель его Лин и ученик Музей, которые учение натуры заключали в обрядах и таинствах. Самая большая часть славных греческих басен и суеверий также родилась около времен Судей. Брань Троянская соответствует времени Иеффая. Период сей заключается с одной стороны построением Лакедемона431, а с другой смертью Кодра.
История Евреев у язычников
Следы еврейской истории сих времен находятся у язычников в басне Геркулеса. Из трех или четырех героев, которых греки смешивают под сим именем, Геркулес Египетский, по мнению некоторых, есть Навин. Кроме сего, многие предания о Геркулесе весьма удобно прилагаются к Самсону. Из его же истории производят языческое обыкновение посвящать божествам волосы и римский обряд Вульпинарий.
Историческое свидетельство сюда принадлежащее дает Прокопий, когда, сказав о бегстве финикиан в Африку, упоминает о двух поставленных ими в Нумидии столпах, на которых они положили финикийскую надпись: мы бежим от лица Иисуса – разбойника, сына Навина432.
* * *
Числ. XIII, 17. Первое имя означает – спаси, а второе – спасет.
Первое доказывается обыкновенным значением имен ן׳נח и πόρνη, Евр. XI, 31; также и молчанием о ее муже, Иис. II, 18. Но у Халдейского толковника называется она παντοκευτρία; и у Иосифа дом ее καταγώγιον.
Сия – то вера возбраняет назвать поступок ее изменою против отечества.
Она условилась также о предохранительном знаке, по которому бы победители отличили ее дом. В подробностях сего договора более всего достойно примечания крайнее уважение израильтян к клятве.
Иосиф, который боится чудес, говорит, Древ. в кн. V, что вода только убыла, и что евреи перешли вброд. Но тщетно старается он подвести сие действие к натуре. Св. Писатель напротив замечает. Иис III, 15, что Иордан был в сие время в разливе. Ибо таяли снега Антиливана.
Не только первый, но и сей вторый памятник в мелкую воду видим был многие века, Eus. Loc, Alberi, in. Mat. III, 9.
Древн. книг. V, гл. 1.
Неужели столь страшна потеря 36 – ти человек? Так. Поскольку евреи надеялись не на свои силы, а на Бога, то всякая потеря равно была велика, ибо значила отсутствие Божией помощи.
Видя наказание целого народа за преступление одного человека, мы должны приметить здесь то, какой чистоты требует Бог от народа Им покровительствуемого.
Гроций думает, что дети Ахара были только зрителями его казни; но слова Иис. VII, 15, 21, 20, не допускают сего изъяснения. Они, вероятно, наказаны за то, что знали о грехе его, но его не открыли, поскольку нельзя было скрыть в куще похищенные вещи без сведения домашних.
Сомнительно, сообразен ли сей поступок с законом, который не позволяет завещавать завета с хананеями, Исход. XXXIV, 12 ни оставлять от них жива, Втор. XX, 16. Но в сем последнем вместе, Ст. 13, во всякой вообще войне повелевается делать мирные предложения с требованием покорности, в случае же упорства избивать мужеский пол, Ст. 13, а хананеев в особенности умерщвлять всех. В других местах, как то Исх. XXIII, 32, и ХХХIѴ40;, 12, 13, 34, 15, возбраняется завет не столько с народами хананейскими, сколько с их божествами. Из сего видно, что законы сии могли остаться без действия при следующих обстоятельствах: 1) если какое хананейское племя охотно покарялось евреям, и 2) если оно не было упорно в язычестве. Посемуто говорится о хананеах, что Бог ожесточил их сердца, да не дастся им милость, Иис. XI, 20. Но в Гаваонитянах мы примечаем оба означенные условия. Итак, если союз их не был совершенно тверд, то потому только, что его особенное условие – отдаленность их земли – оказалось несправедливым.
Иис, X, 2.
Время сие считается по летам жизни Халева, Иис. XIV, 10.
Раздел надлежало сделать не только по жребию, но и по числу народа. Числ. XXVI, 54, 55. Чтобы совместить и то и другое; надобно думать, что жребием назначалось только положение одного колена в отношении к другому, а не пространство земли.
О завоевании Халева повествуется Iис. XV, 13 и след. Суд, 1, 13 и след.
Первое собрание евреи полагают в Фамиафе, но другие в Силоме перед скинией. Второе по тексту Библейскому и по Иосифу было в Сихеме. Место сие избрано или потому, что здесь Авраам принес первую в земле обетованной жертву, или для того, чтобы в тоже время захоронить кости Иосифа. Иисус. ХХVI, 32, Iit. В сие собрание перенесена, конечно, была из Силома и скиния, ст. 1, 25.
Между благодеяниями Божиими упоминает Иисус о том, что два царя аморрейские изгнаны от лица евреев шершнями. Иисус. XXIV, 12. Некоторые разумеют через сие страх, посланный Богом. Нечто подобное имел в мыслях и сочинитель сравнительных мест в Славянской Библии. Но, вероятно, что то было действительное происшествие, опущенное в порядке истории, впрочем предсказанное Моисеем, Второз. VII, 20.
Из Суд. 1, 1, можно бы заключить, что сии войны случились после смерти Иисуса. Но поскольку о них упоминается частью в книге Иисуса Навина XV, 14, и след., то, конечно, начались они еще при его жизни. Сочинитель же книги Судей говорит о них для того, чтобы показать причину бедствий, постигших евреев во времена Судей, которые он должен был описывать. Почему начало сей книги можно понимать так: «По смерти Иисуса случились следующие события: еще прежде вопрошали евреи Бога, и проч. Описанного здесь завоевания Хеврона не должно смешивать с первым завоеванием Иисусовым, Иисус. XI, 21, но и не нужно отличать от завоевания Халева. Там же XV, 14: ибо Халеву приписывается оно не иначе, как вождю колена Иудина и войска его.
Место собраний Иосиф полагает близ Иерусалима, будучи обманут сходством имен, 2Цар. V, 23; семьдесят толковников затмевают; оригинальный текст показывает близ Галгал. Причина собрания совсем неизвестна. Посланник Божий был или Ангел или Пророк. Время происшествия иные назначают при Иисусе, иные после него. Последнее вероятнее, потому что Иисус или не попустил бы усилиться греху, или принял бы на себя должность обличения. Но что после сего упоминается об Иисусе. Суд. II, 7 и след., сего не должно почитать указанием времени. Писатель опять здесь обращается к прошедшему, дабы сокращенно показать состояние веры при сем вожде и после него.
Сие и следующее происшествие описаны в конце книги Судей, XVII – XXI. Но истинное время их познается из того, что колено Даново еще искало наследия, ХVIII, 1. что Финеес был ещё жив XX, 28, и продолжалось безначалие, XVII, 6. XXI, 25.
Он стал перед лицом Господним, Суд. XX, 2. Но поскольку скиния, как видно из сей самой истории, XX, 26. XXI, 2, находилась тогда в Силоме, то сии слова, конечно, изображают только благоговение народа. Впрочем, Массифаф был некоторым особенным местом молитвы, 1 Цар, VII, 6 – 11; Макк. III, 46.
Некоторые исключают его из числа судей, потому что Св. Писатель не означает ему времени, и после него упоминает о смерти Аода. Суд. IV, 1. Но причиною сего могли быть краткость его правления. Мы утверждаемся на том, что он, как и прочие, называется спасителем Израиля, III, 31, Иосиф дает ему менее года.
Он жил в Ефрафе, Суд. VI, 11. Но как город сего имени считается в уделе Вениаминовом, Ииc. XVIII, 23; то надобно заключать, что или Гедеон, по несчастным обстоятельствам, принужден был занять на время землю в чужом уделе, или было два города того же имени.
Суд. VI, 11. Не на гумне, как говорит перевод Семидесяти, но в точиле.
Суд, VI, 24.
Суд. IX, 6; См. Иис. XXIV, 1 26.
Суд. IX, 8 и сл.
Его не должно смешивать с другими, о которых упоминается Втор. III, 14. Вероятно, что он возвратил владения, приобретенные предком его и утраченные в несчастные времена, и назвал их по – прежнему городами Иаира.
Суд. XI, 12 и сл.
Их заставляли произносить слово шибболет, что значит колос; но они, по особенному их колена диалекту, говорили: сибболет.
Кажется, что до него первосвященство продолжалось по прямой линии в племени Елеазара, через Финееса, Авиуда, Вокхия и Озия. См. 1Цар. VI, 30, 31. Иос. Древ. книг. V, гл. 12. То, что оно теперь на время перешло к племени Ифамара, несмотря на Завет Божий с Фииеесом. Числ. XXV, 13, сие есть дело суда Божьего, от нас сокрытого, 1Цар. II, 30.
1Цар. II, 23. Здесь невнимание детей Илиевых приписывается, по видимому, безусловному определению Божию. Но частица יכ может быть переведена частицею что, или потому.
1 Царст. II, 27 и след. III, II и след.
Здесь прилагается таблица известных и неизвестных времен, которые приемлются в соображение для сего летосчисления.
Правление Иисуса | Иис. | XXIII | 1 |
Правление Старейшин безначалие. | Суд. | II | 10 |
Порабощение месопотамское 8 лет | Суд | III | 9 |
Мир Гофониила 40 | Суд | III | 11 |
Безначалие | |||
Рабство моавитское 18 | ст. | 14 | |
Мир Аода 80 | ст. | 30 | |
Самгар | |||
Рабство ханаанское 20 | Суд | IV | 3 |
Мир Варака и Деворы 40 | V | 32 | |
Безначалие | |||
Порабощение медианитское 7 | Суд | VI | 1 |
Мир Гедеонов 40 | VIII | 28 | |
Авимелех 3 | IX | 22 | |
Фола 23 | X | 2 | |
Иаир 22 | Еr | 3 | |
Безначалие | |||
Порабощение аммонитское 18 | ст. | 8 | |
Иеффай 6 | XII | 7 | |
Есевон 7 | XII | 9 | |
Елон 10 | ст. | 11 | |
Авдон 8 | ст. | 14 | |
Безначалие | |||
Порабощение филистимское 40 | XII | 1 | |
Самсон 16 | XVI | 31 | |
Илий 40 | 1Цар. | IV | 13 |
См. Древ. кн. V, и кн. 8, 11.
Там же кн. VI, гл, 6.
Там же гл. 1.
Деян. ХIII, 21.
Для сего числа лет мира относить должно к началу, а не к продолжению оного; например, сказанное о мире Гофониила, Суд. III, 11, означает, что земля получила мир через 40 лет от предыдущего мира, Иис. XIV, 15, или от смерти Иисуса. На возражение против сего краткого летосчисления, заимствуемого из Деян. XIII, 20, где по видимому, назначается временам Судей около 450 лет, ответствуют: что сии лета считать должно от избрания Отцов, ст. 17. т. е. рождения Исаака до Судей.
Времена, в которое она жила, точных признаков нет, кроме того, что сие было, внегда седяху Судии. Руфь I, 1, и что Вооз, вторый супруг ее, был внук Наассона.
Иначе не имело бы места безначалие. См. Суд. XXI, 25.
Иисус. XV, 18.
Суд, VII, 1.
X, 13.
Иис. XIX, 47, XXIV, 29 – 36.
Ииc. XXIV, 14, 23; XXII, 17.
Санхониатон у Евсевия Praep. Еv. L, 1, c. 10.
4 Цар ХХШ, 4.
De Syria Dea Т. II.
D. Кимхи на 1Цар. V, 2.
Он назывался έςία, יח אש огонь Божий.
Euseb. Praep. Ev. L, 1, c. 9.
О происхождении Лакедемонян См. 1 Мак, XII, 25.
Wandalic. L, II, с. 20.