Источник

Приложение II. Собор «У дуба»1359

Были прочтены акты собора, незаконно собранного против во святых Иоанна Златоуста, зачинщиками которого были Феофил Алек­сандрийский, Акакий Верийский, Антиох Птолемаидский, Севериан Гавальский и Кирин Халкидонский. Они особенно враждовали про­тив этого мужа, будучи одновременно судьями, обвинителями и сви­детелями. Было проведено тринадцать заседаний: двенадцать – про­тив святого, тринадцатое же – против рукоположенного им Ираклида Эфесского, низложение которого они не имели полномочий совершать, поскольку этому воспрепятствовали некоторые другие.

Обвинителем Ираклида был епископ города Магнезии по име­ни Макарий. Явным же врагом и первым обвинителем блаженного Иоанна был его диакон Иоанн. Он обвинил Иоанна в том, что 1. он поступил несправедливо, изгнав его, потому что он ударил своего слугу Элафия; 2. некий монах Иоанн по решению Иоанна был избит, как говорят, выволочен силой и вместе с бесноватыми закован в цепи; 3. он присвоил себе множество церковных драгоценностей; 4. мрамор церкви св. Анастасии, который Нектарий сложил для украшения церк­ви, он присвоил себе; 5. он оскорблял клириков, [называя их] бесче­стными, развращенными, ни на что не годными, не стоящими трех обо­лов; 6. святого Епифания1360 он назвал пустым человеком и маленьким демоном; 7. он составил заговор против Севериана, возбудив против него деканов;1361 8. против клира он составил клеветническую книгу; 9. со­звав собор всего клира, он поставил трех диаконов, Акакия, Эдафия и Иоанна, обвиняя [их], что они украли его омофор, спрашивая, не взяли ли они его для каких-то посторонних целей; 10. Антония, изобличенно­го в гробокопательстве, он рукоположил во епископа; 11. он уличил в возмущении солдат самого комита Иоанна; 12. он не совершал молитв, ни входя в церковь, ни выходя из нее; 13. он совершал хиротонии диа­конов и пресвитеров вне алтаря; 14. в одну хиротонию он поставлял четырех епископов; 15. он принимал женщин один на один, высылая всех вон; 16. наследство, оставленное Феклой, он продал с помощью Феодула; 17. никто не знал, куда уходят доходы церкви; 18. Серапиона, находящегося под прещением, он рукоположил во пресвитеры; 19. он пренебрег теми, кто находился в общении со всей вселенной; они были заключены по его решению в тюрьму и скончались там, и он даже не удостоил проводить их останки;1362 20. он оскорбил святейшего Акакия, не сказав ему даже слова; 21. пресвитера Порфирия он предал Евтропию, чтобы изгнать его; 22. пресвитера Венерия он предал с множе­ством оскорблений; 23. ему одному топилась баня, и, пока он мылся, Серапион запрещал входить, чтобы не мог мыться кто-либо другой;

24.    он многих рукополагал без свидетельства; 25. он ел один, нечести­во живя жизнью циклопа; 26. он сам и обвиняет, и свидетельствует, и объявляет приговор – это ясно из дела протодиакона Мартирия и, как говорят, Проэсия, епископа Ликии; 27. он ударил Мемнона в церкви Апостолов, и, хотя из его рта лилась кровь, он совершил возношение

Святых Таин; 28. он разоблачался и облачался у престола и вкушал хлебец; 29. рукоположенным им епископам он раздавал даже деньги, чтобы с их помощью оказывать давление на клир. Таковы главы обви­нений против святого. Будучи четырежды вызван в суд, он не явился, объявив призывающим его, что «если вы удалите моих явных врагов из числа судей, я готов прибыть и защищаться, если кто-либо меня обвинит. Если же вы не хотите этого сделать, то, сколько бы раз вы ни посылали за мной, ничего больше не достигнете».

Они расследовали, поскольку сочли нужным, первую и вторую из этих глав и затем начали расследование обвинений против еписко­пов Ираклида и Палладия Еленопольского. И вновь монах Иоанн подал жалобу, о которой вспоминал в своих обвинениях против Златоуста диакон Иоанн. Он обвинял Ираклида, что он оригенист и был уличен как вор, украв в Кесарии Палестинской гиматий диакона Акилина, и что такового человека, как говорят, епископ Иоанн рукоположил в Эфес. Он возвел на Златоуста обвинения как претерпевший множество зол благодаря оригенистам из-за Серапиона и из-за самого Златоуста. За­тем, поскольку эти обвинения были расследованы, вновь стала рассле­доваться девятая глава обвинений, а затем двадцать седьмая.

Затем снова епископ Исаакий обвиняет Ираклида как оригениста и как не принявшего святейшего Епифания ни для молитвы, ни для совместной трапезы. Тот же Исаакий подал и жалобу против Златоуста, содержащую следующее: 1. о часто упоминаемом монахе Иоанне, что он был истерзан оригенистами и заключен в оковы; 2. что блаженный Епифаний из-за оригенистов Аммония, Евфимия, Ев­севия, Ираклида и Палладия не захотел вступать с ним в общение; 3. что он отвергал страннолюбие, предаваясь трапезам в одиночку; 4. что он говорит в церкви, будто алтарь полон эриний; 5. что он хва­лился в церкви, говоря: «Я люблю, я нахожусь в исступлении», и что должно истолковать, что такое эринии и что значит высказывание «я люблю, я нахожусь в исступлении», ибо Церковь не знает таковых; 6. что он бесстрашно учит грешников, предлагая им: «Если ты вновь согрешишь, вновь покайся, и, сколько бы раз ты ни согрешил, при­ди ко мне, и я тебя исцелю»;1363 7. что он произносит в церкви хулу, говоря, что молящийся Христос не был услышан, поскольку молился не так, как подобает;1364 8. что он внушал народу восстать против собо­ра; 9. что язычников, причинивших христианам много зла, он при­нимал в церкви и предстательствовал о них; 10. что он вступает в другие епархии и рукополагает епископов; И. что он оскорбляет епископов и приказывает изгонять их из их домов без всяких гаран­тий; 12. что он оскорбляет клириков неслыханными оскорбления­ми; 13. что он силой похищает чужие залоги; 14. что он без собора и вопреки мнению клира совершает хиротонии; 15. что он принял оригенистов, а находящихся в общении с Церковью, прибывших с ре­комендациями и ввергнутых в тюрьму, не освободил, и даже не по­сетил умерших там; 16. что он чужих рабов, еще не освобожденных, но вдобавок и презренных, рукополагает во епископы; 17. что самому этому Исаакию много от него пришлось претерпеть.

Из этих обвинений первое, то, которое было расследовано преж­де, так, как они посчитали нужным, более не расследовалось, но были расследованы второе и восьмое. Затем вновь было расследовано третье обвинение из тех, которые были поданы диаконом Иоанном. По этой главе и протопресвитер Арсакий, сменивший самого Златоуста, и пре­свитер Аттик, я не знаю, каким образом, сделались свидетелями и дава­ли показания против святого, а также пресвитер Элпидий. Они давали показания и по четвертой главе, а вместе с ними пресвитер Акакий.

После того как эти обвинения были расследованы, названные пресвитеры, а также Эвдемон и Анисий просили ускорить с решени­ем, и председатель собора Павел Ираклейский потребовал, чтобы все высказались. И они провозгласили, в согласии со своим мнением, низложение святого, начиная с епископа Гимнасия и кончая Феофилом Александрийским, всех числом сорок пять. Затем, они написали письмо константинопольскому клиру, разумеется, от имени собора, о низложении святого. Было послано также и [донесение] монархам. Затем были добавлены также три обвинения от Геронтия, Фаустина и Эвгномия, которые сказали, что они были несправедливо низложены Иоанном. Был также и ответ собору от императора. В этом заключа­лось содержание двенадцатого заседания. Тринадцатое же, как было сказано, содержит обвинения против Ираклида Эфесского.

* * *

1359

Акты собора «у Дуба» (этимологию названия см. сн. 236, с. 406) утеряны. Их содержание дошло до нас благодаря «Библиотеке», сочинению Фотия, патриарха Константинопольского (857–867 и 878–886), представляющему собой сборник рефератов около четырехсот книг античных и хри­стианских авторов. Она донесла до нас многие сочинения древности, под­линники которых не сохранились. «Библиотека» подразделена на кодексы. Акты собора «у Дуба» составляют кодекс № 59. Критическое издание текста этого кодекса помещено в книге: Dialogue. Т. II. Р. 97–115. С этого текста и сделан настоящий перевод.

1360

Имеется в виду св. Епифаний Кипрский.

1361

Деканы – миряне из различных сословий, назначенные на службу в церкви для помощи при погребении. (См.: Болотов В. В. Указ. соч. Т. 3. С. 155.)

1362

Имеются в виду монахи, посланные Феофилом Александрийским в Константинополь и скончавшиеся в тюрьме. (См.: Палладий Еленополъский. Диалог... / Наст. изд. С. 86).

1363

Возможно, что это обвинение возникло не без влияния сторонни­ков новатиан. Вот что пишет Сократ. «Удивляюсь, почему при таких подви­гах воздержания он в своих беседах учил пренебрегать воздержанием. Так, несмотря на то, что на соборе епископов постановлено было, чтобы от пад­ших после крещения только однажды принимаемо было покаяние, он дерз­нул сказать: “Приступай, хотя бы ты каялся и тысячу раз”. За такое учение порицали его многие даже из близких к нему люден, а особенно епископ новатианский Сисинний». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263.)

1364

Поводом для этого обвинения могли послужить слова св. Иоанна Златоуста «Против аномеев» и «О проклятии», где он опровергает учение аномеев о неравенстве Сына с Отцом и, в частности, их трактовку Гефснманского моления Христа. Враги св. Иоанна Златоуста обвиняли его в том, в чем сам святитель обличал еретиков-аномеев.


Источник: Древние жития святителя Иоанна Златоуста. Тексты и комментарий / [общ. ред. А.И. Сидорова ; пер., вступ. ст., коммент.: А.С. Балаховская]. - Москва : «Паломник», Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2007. - 523, [3] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle