День перенесения мощей Св. Иоанна Златоустого. 27-го января
По прославлении св. Иоанна Златоустого пастыри более прежнего начали превозносить его достойными похвалами. В 438 году св. Прокл ученик и впоследствии преемник Златоустого на цареградской кафедре (437–445), по обыкновению в день памяти св. Златоуста в похвальном ему слове говорил: «о, Иоанн! жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя. Он лежит в Понте, а во всем мире похваляется».192
Константинопольский народ, чрезвычайно любивший и уважавший святителя Златоустого, слыша о высоких его добродетелях в слове св. Прокла, прервал его восклицаниями и просил перенести мощи невинно пострадавшего святителя Иоанна в Константинополь.193 Прокл убедил царя Феодосия и исполнить благочестивое и справедливое желание народа.
Честные останки Златоустого обретены были нетленными и положены в серебряную раку, и торжественно перенесены из Коман, где скончался он и погребен, в Константинополь. «Православный народ при перенесении мощей множеством судов сделал море как бы сушею, устье Босфора покрыл светильниками. Царь с священным собором и синклитом при стечении многочисленного народа встретил св. мощи в Халкидоне и совершил благоговейное поклонение им. Склонив на гроб святителя очи и чело, Феодосий принес молитву за своих родителей Аркадия и Евдоксию и умолял простить им обиду, причиненную ему по неведению». Из Халкидона мощи св. Златоустого на царском корабле перевезены были в Константинополь и положены во храме св. апостолов. Перенесение мощей сопровождалось славою чудес и совершилось в 438 году 27 января. Утешительным последствием перенесения мощей св. Златоуста из места заточения в Константинополь было то, что приверженцы Иоанна тронуты были общим к нему благоговением и присоединились к Церкви.194
В IX веке Иосиф, Косма Веститор и другие написали песнопения на перенесение мощей Златоустого, ныне поемые Церковию в день воспоминания этого события. В этот день, по песнопениям Церкви, «яко украшение царское, царский град прием мощи Златоустого и ими украшается. Заточен быв от стада завистью, Божиим же мановением паки к нему по погребении возвратися Златоустый, источая струи чудес, и реки проливая врачеваний. Радуется Церковь Христова на свещник священный взирающи – на св. священномученика, его же низложивше враги, под спудом молчания скрыша. На славу царску днесь от Коман ко граду приходит царствующу».195
Паремии в честь св. Иоанна Златоуста в 13 день ноября и 27 января произносятся общие святителям – первая та же, что в день св. Григория Богослова 25 января; вторая (Притч. 10:32 – 11:12); третья (Прем. 4:7–15). В них Церковь прославляет достоинства и участь праведного. Утреннее и литургийное Евангелие те же, что в день св. Григория Богослова; а чтение Апостола то же, что в 1 день января в честь св. Василия Великого. Впоследствии, вероятно во время крестовых походов, останки нетленных мощей св. Иоанна Златоуста, по сказаниям западным, перенесены в Рим.196 В XVI столетии чин богослужения св. Иоанну Златоусту в русской Церкви пересматриваем был Епифанием Славеницким197, который был тогда начальником патриаршего чудовского училища и главным справщиком книг.198
* * *
Похвал. слово Прокла св. Иоанну.
Сократ. кн. VII, гл. 45. Apud. Baron. ann. 438.
Феодорита кн. V, гл. 36. De vita Chrisostomi Palladius, Episcop. Helenopolitanus clar. 401 ann. – Феодор чтец во II кн. 64.
В Цервов. службе 27 января.
Римск. писем ч. I, письм. I и VI.
У Медведева в оглавлении книг, 79.
Опись Малоросс. делам в Молодике 1814 г. стр. 225–227.