Обязанности к ближним в обществе гражданском
Общие обязанности к отечеству
Из союзов супружеского и родственного обыкновенно вырастает народ, соединяемый Божиим избранием и хранением‚ одним происхождением, наречием, одними обычаями и законами в одно великое семейство, родство, отечество и гражданство, для одного общего назначения. Союз гражданский священ и важен для счастья общего и частного. Каждый из нас в обществе гражданском пользуется общим благословением Божиим, простертым на весь народ. Некогда ради Авраама, Исаака и Иакова Бог изливал на весь народ, от них происшедший, особенные милости (напр. Исх. 32:13–14; Пс. 104:8–10), в коих участником был и каждый потомок патриархов. Отечеству мы обязаны своею всегдашнею безопасностью и спокойствием: чего один сам собою никто не может упрочить и чего при общей защите никто не смеет нарушить, не боясь наказания. Огражденные от врагов внутренних и внешних силою закона, мы не боязненно пользуемся благами временными и стяжаем вечные. Для всех нас общество есть дом отеческий, где каждый по возможности приобретает или получает себе необходимое, полезное и приятное. Лица различные в обществе по званию, чину и состоянию суть только разные члены одного общественного тела, в котором все соединены так, что ни один не может сказать другому: ты мне не нужен (1Кор. 12:21). Моисей называл всех своих единоплеменников братиями, с особенною любовию защищал их, и мирил как братьев (Деян. 7:23–26).
Посему для охранения и утверждения союза и блага гражданского должны мы искренно радеть о пользах и чести своего Отечества, преимущественно любить и употреблять родное наречие, благоразумно охранять и соблюдать законы и обычаи народные. Быть не внимательным и небрежным к тому, что свято хранит многочисленный народ, и между тем принадлежать ему и иметь от него все выгоды жизни, есть неблагодарность и дерзость. Сын Божий, пришедший в мир проповедать Евангелие, добровольно без нужды подчинялся законам и обычаям народа своего, исполнил закон обрезания, добровольно платил подать во избежание соблазна (Мф. 17:24–27). Даже внушал своим соотечественникам смиренно покоряться Римлянам, под властью коих, по воле Божией, была тогда Иудея. Из твердости и уважения союза народного проистекает общее благо безопасности, спокойствия и благочестия.
Частные обязанности к отечеству
I. Готовиться к жизни полезной отечеству
Содействовать благоденствию Отечества призван и обязан каждый член его. А чтобы правильнее понимать нужды Отечества и вернее содействовать благоденствию его, нам надобно, по возможности, сообразно своему званию приготовлять себя предварительным христианским воспитанием, согласно ожиданиям Отечества, по примеру Иисуса Христа. Он прежде вступления своего в дело проповеди, преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек. Будучи 12 лет, Он показал примерную любовь к делам своего звания, для коих пришел на землю (Лк. 2:49–52). Для воспитания нашего Общество заботливо оказывает отеческие пособия и на поприще жизни и службы преимущественно и справедливо отличает тех, кои для польз его более приготовлены воспитанием. Посему готовясь к службе и трудам Отечеству, каждый должен употреблять все способы для своего воспитания‚ кому какие открыты и возможны, не тратить напрасно лет юности, чтобы не быть после тунеядцем и бременем в Отечестве.
Продолжать свое образование для отечества и во время служения ему
Приготовленные, а равно и не приготовленные предварительным воспитанием, необходимо обязаны продолжать воспитание свое и во время служения Отечеству – прилежным и отчетливым вниканием в обязанности своею звания чрез чтение, собеседование и размышление об них, и не упустительным исполнением их по воле и распоряжениям начальствующих. Вникание улучшает наши понятия о делах нашего звания, – послушное исполнение обогащает практическими сведениями, и приучает к трудам. Наши силы и способности, как таланты, вверенные нам от Бога для Его славы и блага нашего, с умножением дней жизни нашей должны непременно расти, укрепляться и приносить постепенно лучшие плоды. Иначе бытие наше будет подобно жизни упоминаемого в Евангелии раба ленивого и лукавого, зарывающего талант свой в землю.
Хранить присягу
Общим правилом жизни полезной для Отечества служит присяга, а признаком этой жизни – добросовестное исполнение присяги. Она есть клятвенное обещание верного служения Престолу и Отечеству, до готовности положить жизнь за них, обещание пред Крестом и Евангелием, – знамениями Божественной веры нашей, с призыванием Бога во свидетеля искренности обещания. Присяга показывает: как нужны и дороги для Отечества верные ему слуги, если оно при столь важном и священном со стороны нашей удостоверении, удостаивает нас своею доверенностью. Присяга имеет над нами силу и власть обязательную и внушением благоговения к Богу всеведущему, всеправедному и всемогущему, Который призван нами во свидетеля, и внушением страха от неизбежного наказания за нарушение присяги: ибо страшно есть, еже власти в руце Бога живого (Евр. 10:31). Присяга, обязуя нас согласоваться с нею, как с главным правилом верного и полезного служения Отечеству, внушает, что этого хочет Бог, долг и Отечество.
Повиноваться законам по совести
По силе закона и присяги, каждый из нас обязан ко всегдашнему и безропотному повиновению установленной Богом Власти. Несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляйся власти, Божию велению противляется. Князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым: хощешили не боятися власти, благое твори: и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть. И потреба есть повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13:1–5). На искреннем повиновении законам и власти зиждется общее наше благо, которое иначе и не устрояется, как повиновением и покорностью установленному порядку. Во имя Господа и для охранения других от соблазна, нам надобно переносить с христианскою кротостью и терпением самые огорчения, если бы какие постигли нас в обществе: невинное терпение высоко пред Богом. Сие бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом (1Пет. 2:19–20). Христианину ожидать себе полной награды надобно от Господа (Еф. 6:8).
Радеть преимущественно о благе ближних
По силе закона и присяги служение Отечеству должно всегда простираться до предпочтения польз народных и общественных частным и собственным выгодам; каждый из нас обязан радеть о благе ближних более, нежели о собственном. Писание говорит: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1Кор. 10:24). Это родение, когда нужно, должно возвышаться до готовности жертвовать своим достоянием и своею жизнию общему благу Отечества: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:15). Но эта жертва Отечеству временная. Всегдашнее же радение о пользах его и предпочтение блага общего частному и собственному состоит в постоянно усердном, беспристрастном и бескорыстном исполнении обязанностей. Усердие обязывает нас любить и неопустительно исполнять дела своего звания; беспристрастие – судить без лицеприятия, допускать на служение, возвышать, награждать и хвалить достойных, а не ради корысти, родства, дружбы, зависти и вражды, как произносим в присяге. Пристрастие бывает источником тяжких неправд, прогневляющих Бога и угнетающих ближнего. Писание говорит: не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищаго, ниже почудишися лицу могущаго (Лев. 19:15). Князи твои сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии. Сего ради тако глаголет Господь: горе крепким во Израили, (Ис. 1:23–24). Бескорыстие, коим особенно приобретается и беспристрастие, обязывает нас законными и усердными трудами приобретать себе пропитание и возможность подавать требующему (Еф. 4:23).
Один законный и постоянный труд должен быть источником нашего пропитания, довольства и милостыни. Писание говорит: аще кто не хощет делати, ниже да ясть (2Сол. 3:10). Средства к приобретению незаконные и бесчестные, каковы: тунеядство, лихоимство, мздоимство, суть тяжкие пороки, кои в Писании называются неправдою, идолопоклонством, отягощением ближних, гнездилищем безрассудных и вредных похотей, многих скорбей и проч. Писание говорит: не сотворите неправды в суде, в мерах, и в весах и в мерилах (Лев. 19:35). Горе оправдывающим нечестива даров ради (Ис. 5:24). Хотящии богатитися, впадают в напасти и сети, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человека во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть: его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим (1Тим. 6:8–10). Притом корыстолюбие недостаточно для доставления себе довольства, ибо главные причины корыстолюбия суть жадность и роскошь, и посему оно всегда ненасытимо и тревожно. Лучше укруг хлеба с сластию в мире, нежели дом исполнен многих благих и не праведных жертв с бранию (Притч. 17:1).
Наилучшим средством к трудам успешным, доставляющим довольство, служат благочестие, которое, по Писанию, есть велие снискание (1Тим. 6:6) и строгая, приличная нашему достоянию бережливость, как при ежедневном пропитании, так особенно при участии в приятностях родственных, дружеских и народных, кои требуют и времени и здоровья и достояния.
Недостатки, не восполняемые и не вознаграждаемые трудом честным и полезным, надобно переносить с христианским терпением, которое пред Богом есть высокая добродетель, коей обещано от Бога вечное воздаяние, так как и пресыщение в богатстве есть тяжкий грех (Лк. 16:19–25). Имеюще пищу и одеяние сими довольни будем (1Тим. 6:8). Недовольство своим жребием и нетерпеливое несение своего креста часто происходит не от действительных лишений и зол, но от завистливого сравнения себя с ближними, кои имеют более успехов и средств на поприще житейском: от чего сердце необходимо заражается завистью, досадою и другими столько же порочными страстями. Для обуздания своих помыслов и для своего достоинства, спокойствия и терпения нам надобно сравнивать себя не с ближними, по нашему мнению, счастливейшими, нежели мы; потому что таким сравнениям нет меры и пределов, а с меньшими братиями Христовыми, кои подобны нам или еще достойнее нас, но терпят более нас. Сравнивая себя с ними, мы увидим несправедливость недовольства своею участью и почувствуем обязанность благодарить Бога, что Он по своей милости наделил нас благами, обильнее многих из наших ближних. Сколько таких ближних, кои лишены и того, чем мы недовольны, единственно по гордости и зависти, и чем они были бы довольнее, благодарение и счастливее!
Достойно обращаться в обществе
Жизнь общественная налагает на нас особенные обязанности обращения с ближними, которое, по указанию Слова Божия, должно быть
1) почтительно, ласково и внимательно ко всем по достоинству и званию; потому что всякое звание и сословие в обществе необходимо и полезно. Почтительность, ласковость и внимание свидетельствуют о достоинстве человека, понимающего свои отношения в обществе, и располагают ближних к искренности и усердию. Писание говорит: воздадите всем должная (Рим. 13:7). Всех почитайте (1Пет. 2:17), честью друг друга больша творяще (Рим. 12:10). В особенности наше поведение должно быть почтительно к старшим возрастом. Слово Божие говорит: пред лицем седаю востани и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19:32). К благодетелям и начальникам, а еще выше и полнее – к Царю (1Пет. 2:13–17).
2) Осторожно, кротко и благоразумно, особенно при недостатках и немощах ближнего, чтобы его не оскорбить и не раздражать, а равно и самому не раздражаться. Гордость, заносчивость, насмешливость и дерзость служат всегда к взаимному оскорблению и раздражению, и свидетельствуют о невежестве человека, неумеющего ужиться с ближними. Внушая нам осторожность, кротость и благоразумие, Писание говорит о естественных недостатках ближнего: зла да не речеши глухому, и пред слепым да не положиши претыкания: и да убошися Господа Бога твоего (Лев. 19:14). О несовершенствах знания Писание внушает: немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо вас ближнему да угождает во благое, к созиданию (Рим. 15:1–2). Согрешающе в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете (1Кор. 8:12). Изнемогающего в вере, приемлите, не в сомнение помышлений. Об бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст. ядый не ядущего да не укоряет: и не ядый ядущего да не осуждает. Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает (Рим. 14:1–4). Больному телом обыкновенно приготовляется легкая пища для предохранения его от тягчайших недугов, слабому глазами умеряется свет, чтобы предохранить зрение от большого вреда: так немощную совесть и убеждение ближнего необходимо щадить, чтобы не причинить соблазна и зла. Вообще о недостатках ближнего Писание не позволяет судить непризванному к тому особенною должностью. Не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Осуждаяй брата своего, осуждает закон: аще же закон осуждаеши, неси творец закона, но судия (Иак. 4:11). Посему разговоры наши должны быть осторожны и назидательны; без злоречия, насмешек, прозвищ (4Цар. 2:23–24), равно без желания показать свою образованность, остроту, любезность, оригинальность. Рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительницу, незлобиву, с кротостию наказующу противныя (2Тим.2:24). Господь говорит, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12:36). Ап. Павел учит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4:29).
3) Просто, добродушно и искренно, чтобы нам в своем обращении и поведении являть то, что действительно должно быть и есть у нас по нашему званию и состоянию; чтобы обращение наше по возможности согласовалось с сердцем нашим, наш внешний вид с нашею действительностью‚ которую преувеличивать и расширять по тщеславию, вопреки своим силам и достоянию, значит в будущем приготовлять себе беспокойствие и бесчестие. Муж двоедушен, глаголет Писание, неустроен во всех путех своих (Иак. 1:8). Отложите лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове (Еф. 4:25).
4) Услужливо, сострадательно и незлопамятно, чтобы всегда быть готову помочь, утешить и простить. Сам Господь говорит: болий в вас, да будет яко мний: и старей яко служай (Лк.22:26). Ап. Павел говорит: аз во всём всем угождаю не иский своея пользы, но многих, да спасутся (1Кор. 10:33). Услужливость всегда близка к участию в радостях и скорбях ближнего, прощению и незлопамятованию, по слову Божию, которое завещает нам радоватися с радующимися, и плакати с плачущими. Ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки, не себе отмщающе. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 15:21).
5) Благоприлично и разборчиво. Благоприличие и разборчивость требуют от нас соблюдения внешней благопристойности и опрятности в одежде (1Тим. 2:9) и теле, и разборчивости в обращении. Ибо тела наши должны быть храмом Св. Духа. Особенно необходим выбор собеседников и друзей для ограждения себя от слуха суетна (Исх. 23:1), соблазнов и пороков. Писание повелевает нам удаляться от того, кто инако учит, и не приступает к здравым словесам Иисуса Христа (1Тим. 6:3–5): удаляться от всякого брата, бесчинно ходяща (2Сол. 3:6).