профессор Алексей Иванович Сидоров

(27.11.1944–23.02.2020)

История Древней Церкви

Нравственное богословие

Священное Писание

Патрология

Биографические труды

профессор Алексей Иванович Сидоров
профессор Алексей Иванович Сидоров

Профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории, патролог.

Биография

Родился 27 ноября 1944 года в пос. Салтыковка Московской области. После окончания средней школы в 1962 г. работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963-1966), работал механиком и инженером (1966-1969).

В 1969 году поступил на Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1975 г. по кафедре истории древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории РАН. Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С 1993 по 2008 г. работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы.

В 1988 г. был приглашен преподавателем истории древней Церкви (позднее ему была поручена и кафедра патрологии) в Московскую духовную академию и семинарию.

В 1990 г. экстерном закончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия.

В 1991 г. ему присвоено ученое звание доцента Московской духовной академии.

С 1994 по 2000 г. преподавал также в Российском православном университете св. Иоанна Богослова и в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, читая там курсы патрологии.

В 1997 г. утвержден в ученом звании профессора; соответственно стал профессором Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 1999 г. защищал магистерскую диссертацию по теме «Древнее монашество в истории и литературных памятниках» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, но решением Специализированного Ученого Совета этого института ему за выдающуюся научно-педагогическую деятельность и большое количество научных работ была присуждена ученая степень доктора церковной истории. Данное решение Ученого Совета утвердил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Труды

Сфера научной деятельности А.И. Сидорова преимущественно охватывает область патрологии и истории древней Церкви. Ему принадлежат более 100 научных работ (из них 10 книг). Значительная часть этих работ — переводы творений святых отцов Церкви и древнецерковных писателей, снабженные обширными вступительными статьями и массивными комментариями. Именно в подобном классическом жанре комментированного перевода изданы следующие его книги, посвященные творениям преподобного Максима Исповедника, аввы Евагрия, блаженного Феодорита Кирского, преподобного Анастасия Синаита, святителя Григория Паламы, древним памятникам аскетической и монашеской письменности. Кроме того, его перу принадлежит серьезное учебное пособие, предназначенное для духовных академий и богословских институтов: Курс патрологии. Возникновение церковной письменности, а также книга, рассчитанная на широкий круг читателей: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества.

Помимо преподавательской и научной работы А.И. Сидоров энергично занимается и духовно-просветительской деятельностью. Он является вдохновителем и главным редактором пяти книжных серий:

  • Святоотеческое наследие (вышло 5 томов),
  • Библиотека отцов и учителей Церкви (вышло 15 томов),
  • Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках (вышло 4 тома),
  • Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых (вышло 4 тома),
  • Полное собрание святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (вышло 3 тома, готовится четвертый).

Многие тома в этих сериях снабжены вступительными статьями А.И. Сидорова. По его инициативе и под его руководством начато также издание Полного собрания церковно-исторических трудов В.В. Болотова — выдающегося русского церковного историка (к сожалению, издание прервалось из-за отсутствия финансирования).

Подготавливаются к изданию «Очерки по истории древней Церкви (доникейская эпоха)» — это издание основывается на курсах лекций, читаемых в Московской духовной академии.

27 марта 2022, в Неделю Крестопоклонную, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий сообщил ректору Московской духовной академии епископу Звенигородскому Феодориту дополнительную информацию о профессоре МДА Алексее Ивановиче Сидорове.

Как стало известно владыке Амвросию, незадолго до своей кончины профессор изъявил желание принять монашеский постриг, что и было исполнено. В монашестве профессор А.И. Сидоров получил имя Кирилл в честь преподобного Кирилла Радонежского.

Публикации

Книги и монографии

  • Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1993 (23 а.л.) .
  • Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (31 а.л.) .
  • Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I-LV. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (20,5 а.л.).
  • Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (23 а.л.).
  • Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1996 (28 а.л.).
  • Сидоров А.И.. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996 (20 а.л.).
  • Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Перевод, вступительная статья и комментарии. М., 1997 (28 а.л.) .
  • Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998 (11 а.л.).
  • У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002 (22 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2003 (25 а.л.). При участии М.В.Никифорова.
  • Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Вступительная статья, перевод и комментарии. Краснодар, 2006 (14 а.л.).
  • Статьи, предисловия, отдельные переводы и рецензии
  • К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность // XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. Ереван, 1976 (0,1 а.л.).
  • Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор) // Сборник «Современные зарубежные исследования по античной философии». М., 1978 (1,3 а.л.).
  • Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979, № 1 (1,5 а.л.).
  • Неоплатонизм и манихейство // Вестник древней истории, 1980, № 3 (1,7 а.л.).
  • Рецензия на книгу К.Рудольфа «Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии». Лейпциг, 1977 // Вестник древней истории, 1981, № 1 (0,7 а.л.).
  • Открытие фрагмента из «Евангелия» Мани // VIII Всесоюзная конференция Вестника древней истории. Тезисы докладов. М.,1981 (0,1 а.л.).
  • Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Ежегодник «Религии мира. История и современность». М.,1982 (1,5 а.л.).
  • Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Сборник «Актуальные проблемы классической филологии». М., 1982 (1,5 а.л.).
  • Манихейство в изображении Августина // Вестник древней истории, 1983, № 2 (1,6 а.л.).
  • Статьи: Гностицизм. Герметизм. Манихейство. Нумений // Философский энциклопедический словарь. М., 1983 (0,4 а.л.).
  • Рецензия на материалы Международного симпозиума, посвященного творчеству Максима Исповедника //Византийский Временник, 1984, т.45 (0,6 а.л.).
  • Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский Временник, 1986, т.47 (1,7 а.л.).
  • Некоторые замечания по поводу изучения «Изборника Святослава 1073 г.» // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986 (0,5 а.л.).
  • Некоторые проблемы ранневизантийской философии // Там же (1 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Толкование на Отче наш». Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, 1986, №7-8 (2,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Тайноводство». Вступительная статья, перевод и комментарии // Журнал Московской Патриархии, №4, 5, 7, 8, 10 (3 а.л.).
  • Гностическая философия истории // Палестинский Сборник, 1987, Вып.29 (92) (1,2 а.л.).
  • Арианство в свете современных исследований // Вестник древней истории, 1988, №2 (1,1 а.л.).
  • «Монофелитская» уния по свидетельству «Повествования о делах армянских» // Историко-филологический журнал. Ереван, 1988, №3 (0,7 а.л.).
  • Иоанн Грамматик Кесарийский. К характеристике византийской философии в VI в. // Византийский Временник, 1988, т.49 (1,8 а.л.) .
  • Рецензия на критическое издание «Вопросоответов к Фалассию» и «Вопросов и недоумений» Максима Исповедника // Там же (0,4 а.л.).
  • Проблема «единого действия» у Анастасия I Антиохийского. К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров // Byzantinoslavica, 1989, t.50, N 1 (0,8 а.л.).
  • История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита и Псевдо-Анастасия Синаита // Византийский Временник, 1989, т.50 (1,2 а.л.).
  • Рецензия на критические издания трудов Анастасия Синаита, Никифора Влеммида и анонимного автора трактата «Против иудеев» // Там же (0,4 а.л.).
  • Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью // Историко-философский Ежегодник 89. М., 1989 (1,1 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Различные богословские и домостроительные главы». «Толкование на 59 Псалом». Перевод и комментарии // Символ, № 22, 1989 (1,2 а.л.).
  • Христианство // Преподавание истории в школе, 1990, №5 (1 а.л.). Также перепечатано: Религии мира. Пособие для учителя. М.,1994.
  • Преподобный Анастасий Синаит. «Об устроении человека по образу и подобию Божию». Слово первое. Перевод и комментарии // Символ, №23, 1990 (1 а.л.).
  • Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества) // Византийский Временник, 1991, т.51 (1,4 а.л.).
  • Рецензия на критическое издание греческих катен на книги Бытие и Исход // Там же (0,3 а.л.).
  • Политика и богословие в Византии VII в. Вступительная статья, редакция перевода и комментарии к «Житию преп. Максима Исповедника» // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып.I. М., 1991 (5 а.л.).
  • Максим Исповедник. «Мистагогия». Предисловие, перевод и комментарии // Восток, 1991, №2 (1,7 а.л.).
  • Рецензия на критическое издание сочинений Иоанна Кантакузина и Леонтия Иерусалимского // Византийский Временник, 1991, т.52 (0,4 а.л.).
  • Феодор Раифский и Феодор Фаранский (по поводу одного из авторов «Изборника Святослава» 1073 г.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1990 год. М., 1991 (2,2 а.л.) .
  • Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале «Изборника Святослава» 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М.,1991 (0,7 а.л.).
  • Анонимный трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место традиции исихазма // XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М.,1991 (0,2 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский. «Новые поучения». Перевод и комментарии // Символ, № 26, 1991 (3 а.л.).
  • «Триады» святителя Григория Паламы // Журнал Московской Патриархии, 1992, №5 (0,3 а.л.).
  • Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате) // Журнал Московской Патриархии, 1992, №6 (1,6 а.л.).
  • Логико-богословский трактат в «Путеводителе» Анастасия Синаита // Памятники науки и техники. 1990 год. М.,1992 (2 а.л.).
  • Учение двенадцати Апостолов. Перевод и комментарии // Символ, 1993, № 29 (2 а.л.).
  • «Дидахе» (вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи) // Там же (0,7 а.л.).
  • Трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место в истории исихазма // Символ,1995, № 34 (2 а.л.).
  • Библиотека отцов и учителей Церкви. Предисловие к серии // В кн.: Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М.,1995 (0,2 а.л.).
  • С.Л. Епифанович и его книга о преп.Максиме Исповеднике. Предисловие // В кн.: С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.,1996 (0,3 а.л.).
  • Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых. Предисловие к серии // В кн.: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.,1996 (0,2 а.л.).
  • Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского исихазма // Там же (4 а.л.).
  • Монументальный труд по святоотеческой аскетике С.М. Зарина. Предисловие // Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. М.,1996 (2 а.л.).
  • Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческих творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. М.,1996 (1 а.л.).
  • Преосвященный Филарет (Гумилевский) - основатель русской патрологической школы. Предисловие // Историческое учение об отцах Церкви Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского и Нежинского. М., 1996 (2 а.л.).
  • «Мысли» (гл.1-3) Евагрия Понтийского: тип богословского мышления // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1992-1996. М.,1996. (0,6 а.л.).
  • Предисловие // Творения св.Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.,1996 (0,5 а.л.).
  • Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997 (1,6 а.л.).
  • Св.Аммон: личность и творения // Богословские труды, сб.33, 1997 (4,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию LVI-LVIII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (14), 1997 (2 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х.Урса фон Бальтазара // Там же (0,5 а.л.).
  • Неофита Монаха и Затворника Десять Слов о заповедях Христовых. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (15), 1998 (2 а.л.).
  • Библейско-критический труд Оригена: «Гекзаплы» // Альфа и Омега, № 2 (16), 1998 (0,5 а.л.).
  • Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3, 1998 (6,5 а.л.).
  • Сагарда А.И. - Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Там же (3 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви // Альфа и Омега, № 3 (17), 1998 (2 а.л.) .
  • Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха (Алфеева) «Мир Исаака Сирина» // Православное Книжное Обозрение. Специальное приложение (1 а.л.) .
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово первое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 4 (18), 1998 (2,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX // Альфа и Омега, № 1 (19), 1999 (1,6 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово второе // Там же (1,2 а.л.).
  • Профессор Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) // Предисловие к кн.: Глубоковский Н. Святый Апостол Лука. Евангелист и Дееписатель. М., 1999 (0,3 а.л.).
  • Василий Васильевич Болотов - человек и ученый // Вступительная статья к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.1. Учение Оригена о Святой Троице. М., 1999 (2 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. Слово третье // Альфа и Омега, № 2 (20), 1999 (2,5 а.л.).
  • Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность // Вступительная статья к кн.: Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999 (2 а.л.).
  • Классический труд по православному догматическому богословию // Предисловие к кн.: Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. М., 1999 (0,2 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // Альфа и Омега, № 3 (21) - 4 (22), 1999 (4 а.л).
  • Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова) // Вступительная статья к кн.: Святитель Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения. М., 1999 (2 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (23), 2000 (0,8 а.л.).
  • Предисловие // Правила святых Апостол и святых отец с толкованиями. М., 2000 (0,2 а.л.).
  • Святитель Афанасий Великий. О девстве, или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Вступительная статья, редакция перевода и комментарии // Альфа и Омега, № 2 (24), 2000 (1,8 а.л.).
  • Примечания к кн.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000 (1,5 а.л.).
  • Актуальные проблемы современной патрологической науки в России (Тезисы выступления) // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. М., 2000 (0,2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послание I-II. Предисловие, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (25), 2000 (1,6 а.л.).
  • Епископ Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Предисловие, перевод, комментарии // Альфа и Омега, № 4 (26), 2000 (1,5 а.л.); Альфа и Омега, № 1 (27), 2001 (1,4 а.л.).
  • Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Книга 1. М., 2000 (8 а.л.).
  • Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.3. М., 2001 (1 а.л.).
  • Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001 (1,5 а.л.).
  • Жизненный путь Оригена // Там же (3 а.л.).
  • Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь, творения и богословие // Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002 (4,7 а.л.).
  • Предисловие // Николаева О. Православие и свобода. М., 2002 (0,1 а.л.).
  • Примечания к кн.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов, т.4. М., 2002 (0,5 а.л.).
  • Профессор Александр Львович Катанский (1836-1919) // Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей Церкви до Оригена включительно. М., 2003 (1,3 а.л.) - В соавторстве с В.Д.Юдиным.
  • Предисловие // Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли, т.I. М.,2003 (0,2 а.л.).
  • Предисловие // Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. М., 2003 (0,2 а.л.).
  • Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть первая. Вступительная статья, перевод, комментарии // Богословские труды, сб.38, 2003 (6 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос LXI. Перевод и комментарии // Там же (1 а.л.).
  • Святой Ефрем, патриарх Антиохийский: его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского собора // Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Екатеринбург, 2003 (1,5 а.л.)
  • Некоторые аспекты экклесиологии преподобного Максима Исповедника // Альфа и Омега, № 1 (39), 2004 (1 а.л.).
  • Предисловие (в соавторстве с А.А. Тимофеевым) и общая редакция // Попов И.В. Труды по патрологии, т.I. Святые отцы II -IV вв. Сергиев Посад, 2004 (1 а.л.).
  • Святитель Григорий Палама. «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской ереси». Часть вторая. Перевод и комментарии // Богословские труды, сб.39, 2004 (5 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Гомилии на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 2 (40), 2004 (2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Послания к монахине Евлогии. Послания третье, четвертое и пятое. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (41), 2004 (1,2 а.л.).
  • Смерть как наказание и смерть как благодеяние согласно учению преп. Максима Исповедника («Вопросоответы к Фалассию», 61) // Приложение к кн.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004 (1,4 а.л.).
  • Вступительная статья // Ларше Ж.- К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом. М., 2004 (0,7 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет // Альфа и Омега, № 1 (42), 2005 (1 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Ветхий Завет (продолжение) // Альфа и Омега, № 2 (43), 2005 (1 а.л.).
  • Жизненный путь Евагрия Понтийского // Труды Минской Духовной Академии, № 3, 2005 (1,2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения Ι-ΙΙΙ. Вступительная статья, перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (44), 2005 (2 а.л.).
  • Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого Предания // Богословский Вестник, № 5-6, 2005-2006. Сергиев Посад, 2006 (2 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения IV-VI. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 1 (45), 2006 (1 а.л.).
  • Предисловие (в соавторстве с А.А. Зайцевым) к Собранию творений преподобного Иустина (Поповича), т.II. М., 2006 (0,3 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 2 (46), 2006 (1 а.л.).
  • Святой Амвросий Медиоланский как представитель золотого века святоотеческой письменности // Предисловие к кн.: Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006 (0,7 а.л.).
  • Святитель Феолипт Филадельфийский. Оглашения VIII-IX. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (47), 2006 (1 а.л.).
  • Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) // Альфа и Омега, № 1 (48) и Альфа и Омега, № 2 (49), 2007 (2,5 а.л.).
  • История Церкви как историческая и богословская наука // Альфа и Омега, № 2 (49), 2007 (0,6 а.л.).
  • Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II - начало VIII вв.) // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. Выпуск 1. Сборник материалов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22 - 23.11.2006. Сергиев Посад (1,5 а.л.).
  • Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXII. Перевод и комментарии // Альфа и Омега, № 3 (50), 2007 (2 а.л.).
  • Древнецерковная историческая письменность (Основные этапы становления древнецерковной историографии) // Альфа и Омега, № 3 (50), 2007; № 1 (51), 2008; № 2 (52), 2008; (4 а.л.).
  • Святоотеческое учение о таинстве покаяния (некоторые аспекты) // Альфа и Омега, № 1 (51), 2008 (0,9 а.л.).
  • Экзегетические труды Оригена: Толкования на Новый Завет // Альфа и Омега, № 1 (51), 2008; № 2 (52), 2008 (3 а.л.).
  • Преподобный Анастасий Синаит. Вопросы и ответы. Перевод и комментарии (2 а.л.) // Альфа и Омега, № 2 (52).
  • Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения // Святитель Василий Великий. Творения, т.I. М., 2008 (6 а.л.).